дело № 2а-909/2023
УИД 27RS0013-01-2023-001336-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2023 года г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Дудиной М.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Амурского городского прокурора Хабаровского края Киянова А.Д.,
при секретаре Василенко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Амурского городского суда Хабаровского края административное дело по административному иску Амурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок «Внутрипоселковый», возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Амурский городской прокурор Хабаровского края обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с названным административным исковым заявлением, указав, что в рамках поручений прокуратуры Хабаровского края проведены проверки по обращению жителя Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее — Эльбанское городское поселение, Администрация) по вопросу организации транспортного обслуживания, в ходе которых в деятельности администрации установлены нарушения действующего законодательства. Обеспечение надлежащего транспортного обслуживания, а также доступности транспортных услуг для населения является одной из первостепенных задач уполномоченного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Пунктом 7 ст. 5 Устава Эльбанского городского поселения, приятого решением Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 04.06.2005 № 54, предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством; заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона; заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ).
По смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут устанавливаться в дополнение к маршрутам, осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам (изложенное также подтверждается судебной практикой:
Апелляционное определение Суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Решение Амурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, дело в апелляционной инстанции №).
Прокуратурой установлено, что приложением № 1 к Постановлению администрации Эльбанского городского поселения от 05.03.2019 № 75 «О внесении изменений в постановление администрации от 29.11.2016 № 472 «Об утверждении Реестра муниципального маршрута регулярных перевозок на территории Эльбанского городского поселения» установлен реестр муниципального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом Эльбанского городского поселения.
В указанном приложении имеются сведения о маршруте № 5 «Внутрипоселковый», указан вид регулярных перевозок — нерегулируемый маршрут (до внесения изменений — по регулируемому тарифу), планируемое расписание — ежедневно.
Фактически с ноября 2019 года по март 2021 года, а в последующем с июня 2021 года по настоящее время регулярные пассажирские перевозки по указанному маршруту не осуществляются: в 2019 году перевозки пассажиров и багажа выполнялись с 05.08.2019 по 05.10.2019, в 2021 году - с марта по май.
Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru, электронный аукцион, проведенный в рамках закупки 0№, признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе мониторинга ЕИС установлено, что иные закупочные процедуры с целью заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту № 5 «Внутрипоселковый», как по регулируемому, так и по нерегулируемому тарифу, не проводились.
Таким образом, администрацией Эльбанского городского поселения в нарушение требований вышеуказанного законодательства необходимые меры к обеспечению регулярных перевозок по указанному маршруту не принимаются.
Бездействие администрации привело к нарушению прав граждан при получении транспортных услуг.
Установление регулярных перевозок в муниципальном сообщении по регулируемым тарифам обеспечивает доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 39 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит признать незаконным бездействие администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 5 «Внутрипоселковый». Возложить на администрацию Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать транспортное обслуживание населения Эльбанского городского поселения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок № 5 «Внутрипоселковый» для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель Амурской городской прокуратуры – помощник Амурского городского прокурора Киянов А.Д. исключил из административных требований «№ 5», указав на то, что муниципальный маршрут № 5 исключен из реестра; муниципальному маршруту может быть присвоен любой номер. На остальных административных исковых требованиях настаивал по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика – администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом; об уважительности причин неявки не сообщал.
В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему выводу.
Обеспечение надлежащего транспортного обслуживания, а также доступности транспортных услуг для населения является одной из первостепенных задач уполномоченного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Пунктом 7 ст. 5 Устава Эльбанского городского поселения, приятого решением Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 04.06.2005 № 54, предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством: заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений вышеназванного Федерального закона; заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение,- в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.
Главой 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 15 данного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления жителя <адрес>К.Е.Л.. (л.д. 8), Амурской городской прокуратурой была проведена проверка по факту наличия транспортного сообщения в пос. Эльбан Амурского района Хабаровского края (л.д. 6-7, 9-10).
Как следует из сообщения администрации Эльбанского городского поселения от 17.02.2023, в городском поселении с 2021 года нет автобусного сообщения по внутрипоселенческому маршруту № 5 по причине нерентабельности, потребности в полном объеме населения в данной перевозке пассажиров. Денежные средства на организацию пассажирских перевозок не предусмотрены с 2021 года (л.д. 11-12).
Как следует из постановления из постановления Главы администрации Эльбанского городского поселения № 465 от 15.11.2018 (л.д. 17), утверждалась конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения маршрут № 9 «внутрипоселковый».
Как следует из постановления Главы администрации Эльбанского городского поселения № 75 от 05.03.2019 (л.д. 13-16), в реестре муниципального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом Эльбанского городского поселения включен маршрут № «внутрипоселковый» по нерегулируемому тарифу (ИП С.А.В..).
Постановлениями Главы администрации Эльбанского городского поселения № 129 от 17.03.2020 (л.д. 18) и № 200 от 08.05.2020 (л.д. 19), утверждалась конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения маршрут № 5 «внутрипоселковый».
Амурским городским прокурором в адрес Эльбанского городского поселения 21.02.2023 вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в части не осуществления с 2019 года регулярных пассажирских перевозок в Эльбанском городском поселении.
Как следует из сообщений Главы администрации Эльбанского городского поселения от 22.02.2023 (л.д. 20-21) и от 23.03.2023 (л.д. 36-38), согласно постановлению администрации Эльбанского городского поселения от 15.11.2018 № 465 была подготовлена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения № 9 «внутрипоселковый».
В соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44 «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 31.01.2019 проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта по «осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (маршрут № 5)». В соответствии с протоколом, электронный аукцион признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок.
С целью привлечения потенциальных перевозчиков, постановлением администрации от 05.03.2019 № 75 «О внесеннии изменений в постановление администрации от 29.11.2016 № 472 «Об утверждении Реестра муниципального маршрута регулярных пер возок на территории Эльбанского городского поселения» внутрипоселковый маршрут № 5 внесён в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок та территории Эльбанского городского поселения как маршрут регулярных перевозок по муниципальным маршруту по нерегулируемому тарифу.
По результатам длительных переговоров и неоднократных рабочих встреч с руководством МУП «ПАТП» при содействии администрации Амурского муниципального района, в августе 2019 года было возобновлено движение автобуса по маршруту № 5 на основании заключенного договора пассажирских перевозок с МУП «ПАТП» Амурского муниципального района по заказным рейсам сроком на 2 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За август месяц было выполнено 102 рейса перевезено 472 пассажира при плановых затратах в <данные изъяты> рублей доходы составили <данные изъяты> рублей - убыток <данные изъяты>. За сентябрь месяц было выполнено 151 рейс перевезено 1297 пассажиров при плановых затратах в <данные изъяты> рублей доходы составили <данные изъяты> рублей - убыток <данные изъяты> руб. В связи с тем, что предусмотренные договором субсидии за недополученные доходы в размере <данные изъяты> тыс. рублей в месяц не могут перекрыть полученные убытки, связанные с низким пассажиропотоком граждан с отсутствием в бюджете поселения средств на дальнейшее возмещение МУП «ПАТП» Амурского муниципального района убытков, согласно условий договора осуществления перевозок пассажиров по заказным рейсам, перевозки пассажиров были прекращены.
В соответствии с постановлениями администрации от 17.03.2020 № 129 и от 08.05.2020 № 200 «Об утверждении конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутах» регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (маршрут № 5 «внутрипоселковый») утверждена и размещена, на официальном сайте конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (маршрут № 5 «внутрипоселковый»).
В соответствии с не однократными принимаемыми мерами администрацией поселения, после длительных переговоров с руководством ООО «Скай Лайн» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Эльбанского городского поселения движение внутри поселкового автобусного маршрута возобновилось и осуществлялось до середины мая 2021 года. В течение трех месяцев, перевозчик ООО «Скай Лайн» нес убытки в связи с тем, что пассажиропоток снижался с каждым месяцем. За март перевезено 1305 пассажиров, апрель 1198 пассажиров, май 684 пассажира. В связи с тем, что пассажиропоток снижался с каждым месяцем, перевозчик принял решение о приостановке автобусного движения. Администрация Эльбанского городского поселения компенсировать убытки перевозчику не имеет возможности в связи с отсутствием средств в бюджете поселения.
В подтверждение своих доводов администрацией представлены извещения о проведении электронного аукциона (л.д. 25-30), протокол рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе (л.д. 31-32).
Постановлением администрации Эльбанского городского поселения от 21.03.2023 № 136 «О внесении изменений в постановление администрации от 05.03.2019 № 75 «Об утверждении Реестра муниципального маршрута регулярных перевозок на территории Эльбанского городского поселения « маршрут № 5 исключен из Реестра как маршрут регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Эльбанского городского поселения в связи с безрезультатностью предпринятых органом местного самоуправления в период 2019 – 2021 годов мер по организации транспортного обслуживания (отсутствие заявок на конкурсах).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края не обеспечено транспортное сообщение внутри поселения, чем нарушаются права граждан, проживающих в данном населенном пункте, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Административным ответчиком не предоставлено достаточных доказательств того, что им были предприняты все доступные меры и способы для устранения указанного нарушения.
Отсутствие денежных средств в бюджете, отсутствие заявок на заключение государственных контрактов на перевозку населения, проживающего в <...> свидетельствует о недостаточной проводимой работе со стороны административного ответчика – администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края.
Указывая на то, что автобус работал в убыток лица, осуществляющего перевозки пассажиров, административный ответчик не представил никаких доказательств того, что население надлежащим образом было уведомлено о начале движения транспортного средства внутри поселения.
При таких обстоятельствах суд находит доводы прокурора о бездействии муниципального образования в части организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении обоснованными.
Суд считает предлагаемый прокурором срок для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в 3 месяца недостаточным, поэтому считает необходимым установить данный срок в 4 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные Амурским городским прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административные исковые требования Амурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Признать незаконными бездействие к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок «Внутрипоселковый».
Возложить на администрацию Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать транспортное обслуживание населения Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края автомобильным транспортом в муниципальном сообщении путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок «Внутрипоселковый» для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Дудина
Мотивированный текст решения изготовлен 22.08.2023.
Судья М.А. Дудина