Дело № 2а-90/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2018 года село Илек Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего, судьи Япрынцевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие и возложении обязанности разработать и принять порядок ведения расходных обязательств,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование своих доводов указал, что прокуратурой района при проведении обобщения состояния законности в сфере исполнения бюджетного законодательства выявлены нарушения в деятельности административного ответчика, выразившиеся в неведении реестра расходных обязательств муниципального образования. Утверждает, что реестр расходных обязательств административным ответчиком не ведется, порядок ведения реестра расходных обязательств не разработан и не утвержден. Считает, со стороны административного ответчика имеет место бездействие, которое выразилось в невыполнении обязанности предусмотренной бюджетным законодательством. Отмечает, что данное бездействие нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и является незаконным. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств и обязать административного ответчика в срок до .. разработать и принять порядок ведения расходных обязательств муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области, сформировать реестр расходных обязательств муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. заявление прокурора Илекского района Оренбургской области поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика - муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился. Из представленного в суд заявления следует, что глава администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области ФИО1 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, с исковыми требованиями прокурора согласен.
Выслушав старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, как следует из его преамбулы, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Как указано в п. п. 1, 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
При этом особенности правового положения органов местного самоуправления как участников бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии со ст. 87 БК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. На основе реестра расходных обязательств осуществляется планирование бюджетных ассигнований.
Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
В силу ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относятся, в том числе: ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области является органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, участником бюджетного процесса и главным распорядителем бюджетных средств.
Администрация муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, юридический адрес.
Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и Уставом муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Судом установлено, что реестр расходных обязательств административным ответчиком не ведется, порядок ведения реестра расходных обязательств не разработан и не утвержден.
Данный факт подтверждается информацией главы администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области ФИО1, а также результатами проведенной прокуратурой Илекского района Оренбургской области проверки.
Суд считает, что со стороны административного ответчика имеет место бездействие, которое выразилось в невыполнении обязанности предусмотренной бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса РФ принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Суд обращает внимание, что данное бездействие нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд соглашается с мнением прокурора о том, что одной из причин неведения реестра расходных обязательств и неиспользование его при составлении проекта бюджета стала неразработка и неутверждение порядка ведения расходных обязательств административным ответчиком, чем нарушаются интересы муниципального образования поселения, поскольку создаются препятствия достижения целей, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, а также нарушается один из принципов бюджетной системы Российской Федерации в виде единства бюджетной системы.
При таких обстоятельствах требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Прокурор просит установить срок до .. для устранения вышеуказанных недостатков.
П
По мнению суда, указанный срок является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на устранение принципов бюджетной системы РФ.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств.
Обязать администрацию муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до .. разработать и принять порядок ведения расходных обязательств муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области, сформировать реестр расходных обязательств муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Илекский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий по делу,
судья Илекского районного суда
Оренбургской области Т.В. Япрынцева
Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2018 года.
Председательствующий по делу,
судья Илекского районного суда
Оренбургской области Т.В. Япрынцева