ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-90/18КОПИ от 13.08.2018 Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-90/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Билибино 13 августа 2018 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Осипова С.Ф.,

при секретаре Панченко С.А.,

с участием помощника прокурора Буркут Я.В.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным и отмене решения от 03 августа 2018 года №42/01 о приостановлении полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса,

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа от 18 февраля 2016 года №5 ФИО1, являющаяся муниципальным служащим, работающая в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в должности консультанта отдела закупок, назначена членом Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район (л.д.30).

Распоряжением Главы Администрации от 18 февраля 2016 года № 50-л ФИО1 переведена на должность заместителя начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальника отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (л.д.74).

Распоряжением Главы Администрации от 18 августа 2017 года № 409-л ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23 августа 2017 года по 01 июня 2020 года (л.д.52).

Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 13 июня 2018 года назначены выборы Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район на 09 сентября 2018 года (л.д.118). Решение опубликовано в средствах массовой информации 15 июня 2018 года.

11 июля 2018 года в Избирательную комиссию муниципального образования Билибинский муниципальный район от ФИО3 поступили документы, в том числе и заявление в письменной форме о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования Билибинский муниципальный район. В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с указанной даты ФИО3 приобрел права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом (л.д.119).

Решением избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район от 03 августа 2018 года №42/01 полномочия члена указанной комиссии с правом решающего голоса ФИО1 приостановлены с 03 августа 2018 года до прекращения оснований, препятствующих осуществлению полномочий в период подготовки и проведения выборов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район, либо до официального опубликования результатов указанных выборов, в соответствии с пп. "л" п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с её нахождением в непосредственном подчинении у кандидата на должность Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3 (л.д.4).

Не согласившись с данным решением, 08 августа 2018 года ФИО1, руководствуясь ч. 4 ст. 239 КАС РФ, обратилась в Билибинский районный суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании указанного решения незаконным и подлежащим отмене.

В обоснование требований указала, что до ухода в декретный отпуск она занимала должность заместителя начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальника отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район. На период отпуска на её должность переведен другой сотрудник. Заявлений о намерении выхода из отпуска по уходу за ребенком, в Администрацию она не направляла. 02 августа 2018 года по приезду в г.Билибино она приступила к выполнению обязанностей члена избирательной комиссии. 03 августа 2018 года на заседании избирательной комиссии, на которой должен был рассматриваться вопрос регистрации ФИО3 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Билибинский муниципальный район, ФИО3 потребовал приостановить её полномочия, аргументируя тем, что она находится в его непосредственном подчинении. Решением административного ответчика были приостановлены её полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Указанное решение она считает незаконным, препятствующим её участию в работе избирательной комиссии в период избирательной компании, поскольку с ФИО3 ранее не знакома, впервые встретилась на заседании избирательной комиссии, в период его временного назначения на должность Главы Администрации находилась в отпуске по уходу за ребенком с выездом в ЦРС, какие-либо поручения ФИО3 не выполняла и выполнять не могла. Кроме того, ФИО4 исполняет обязанности до 07 августа 2018 года. Административным ответчиком не учтено, что ФИО3 не позднее, чем через 5 дней после его регистрации в качестве кандидата обязан представить документ, подтверждающий факт сложения с себя полномочий, несовместимых со статусом зарегистрированного кандидата, а именно муниципального служащего.

Её непосредственным начальником, по-прежнему, является ФИО5 – начальник Управления промышленной и сельскохозяйственной политики и ФИО6 – действующий Глава Администрации. Считает, что ФИО3 не обладает и не может обладать в отношении неё никакими властно-распорядительными полномочиями, указанными в п.3 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку она не исполняет обязанности начальника отдела достаточно длительный период времени.

Административный ответчик представил в письменной форме возражение, в котором с требованиями истца не согласился. Указал, что с 01 июня 2018 года ФИО3 назначен на должность заместителя Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район – начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики, а с 04 июня 2018 года исполняет обязанности Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район. ФИО3 обладает в отношении административного истца властно-распорядительными полномочиями. Нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком, либо нахождение кандидата в отпуске не влияет на наличие отношений непосредственного подчинения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 просила требования удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и признать оспариваемое решение незаконным полностью и отменить его.

Представитель административного ответчика ФИО2 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основания изложенным в представленном возражении.

Заинтересованное лицо ФИО3, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, присутствие его в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признано судом обязательным. На основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Прокурор полагал, что обжалуемое решение законно и обоснованно, а заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку кандидат обладал в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и, одновременно являющейся подчиненной, властно-распорядительными полномочиями.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям подпункта "л" пункта 1, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами комиссии с решающим голосом не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидата.

Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктами "к" и "л" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего (п.7 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Судом установлено, что распоряжением Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО6 от 01 июня 2018 года №186-л ФИО3 с 01 июня 2018 года назначен заместителем Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район – начальником Управления промышленной и сельскохозяйственной политики, на время отсутствия основного работника ФИО5 (л.д.49).

В соответствии с распоряжением Главы Администрации ФИО6 от 01 июня 2018 года №189-л (с учетом изменений внесенных распоряжением от 01 июня 2018 года №196-л) на период его отпуска с 04 июня 2018 года по 06 августа 2018 года исполнение обязанностей Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район возложено на заместителя Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район – начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики ФИО3 с правом подписи документов и решения вопросов приема–увольнения работников (л.д.50, 51, 36).

Распоряжением от 07 августа 2018 года №302-л ФИО3 предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 08 августа 2018 года по 09 сентября 2018 года (л.д.53).

В соответствии с Уставом муниципального образования Билибинский муниципальный район Глава Администрации: руководит Администрацией муниципального района на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального района; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения Администрации муниципального района; заключает трудовые договоры с муниципальными служащими Администрации муниципального района и ее структурных подразделений, а также поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством (п. 3, п. 5, п. 13 ч. 1 ст. 271 Устава).

Согласно должностному регламенту заместителя начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальника отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, с которым ФИО1 была ознакомлена 18 февраля 2016 года, она находится в непосредственном подчинении заместителя Главы Администрации – начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики. Функционально подчинена Главе Администрации. Назначается и освобождается от должности распоряжением Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (пункты 5, 6, 8 раздела I должностного регламента). Осовицкая обязана выполнять поручения начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики, Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (пункт 1 раздела III должностного регламента) (л.д.41-47).

Из анализа положений Устава муниципального образования, регламентирующего полномочия Главы Администрации и локальных нормативных актов Администрации муниципального образования следует, что на день принятия избирательной комиссией оспариваемого решения ФИО3, исполняя обязанности Главы Администрации, имел в отношении заместителя начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальника отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта право приема на работу и увольнения, а также, в пределах должностных полномочий был вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

В тоже время, являясь заместителем Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район – начальником Управления промышленной и сельскохозяйственной политики, ФИО3 вправе отдавать поручения заместителю начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальнику отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта, обязательные для исполнения.

Следовательно, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ заместитель начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики – начальник отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта находился в непосредственном подчинении кандидата ФИО3 и последний обладал в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями.

Довод административного истца о том, что в связи с её нахождением в отпуске она не находится в подчинении ФИО3 несостоятелен, противоречит трудовому законодательству и основан на неверном толковании норм права, подлежащих применению.

В силу требований с ч. 4 ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Согласно ч. 3 ст. 256 ТК РФ во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работник по заявлению может работать по сохраненному за ним месту работы на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (пособия по уходу за ребенком до полутора лет).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что трудовые права и обязанности, как работника, так и работодателя в период отпуска не прекращаются, поскольку трудовые отношения продолжаются. Принятие на должность работника временно другого человека на период отпуска основного работника также не прекращает трудовых отношений между ними.

Нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком, либо нахождение руководителя в отпуске, связанном с предвыборной компанией, а также факт не знакомства подчиненного с руководителем не влияет на наличие отношений непосредственного подчинения. На наличие этих отношений не влияет и временное исполнение обязанности руководителем, поскольку в рассматриваем случае, полномочия временного руководителя (кандидата) по отношению к подчиненному (члену избирательной комиссии с правом решающего голоса) тождественны полномочиям руководителя, исполняющего обязанности постоянно.

Поэтому у административного ответчика имелись основания, предусмотренные пп. "л" п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, для приостановления полномочий члена комиссии с правом решающего голоса ФИО1

Доводы административного истца о том, что избирательной комиссией оставлены без внимания исполнение ФИО3 обязанности Главы Администрации лишь до 07 августа 2018 года и его обязанность не позднее, чем через 5 дней после его регистрации в качестве кандидата сложить с себя полномочия муниципального служащего, суд считает необоснованными. В силу требований ч. 7 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса приостанавливаются в случае появления оснований, предусмотренных пп. "ж", "к" и "л" п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона. На день вынесения оспариваемого решения, как установлено судом выше, такое основание существовало, а его возможное устранение в будущем не может свидетельствовать о незаконности принятого решения.

В тоже время, в силу п.11, п. 13, п.14 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и ч.5 ст. 29 Устава муниципального образования Билибинский Муниципальный район, принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия была правомочна решать вопросы, отнесенные к её компетенции, поскольку на ней присутствовало большинство (6) от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (8), и решение принято большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса («за» 5, «воздержался» 1).

Приостановление полномочий члена комиссии ФИО1 не приводило к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, поскольку состав избирательной комиссии из 8 человек в случае исключения 1 члена комиссии с правом решающего голоса правомочен осуществлять избирательные действия, предусмотренные законом. Поэтому отсутствовали основания для прекращения её полномочий по решению органа, её назначившего (Совета депутатов муниципального образования) согласно ч.7 ст.29, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Таким образом, оспариваемое решение избирательной комиссии соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и является законным, а административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 244, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным и отмене решения от 03 августа 2018 года №42/01 о приостановлении полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года.

Судья подпись С.Ф. Осипов

Копия верна

Судья С.Ф. Осипов