Дело №2а-90/2019 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Каралаш З.Ю., при секретаре Малоибрам Э.В., с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителя админстративного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадатру Республики Крым ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО5 о о признании решения незаокнным и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и обязать Госкомрегистр зарегистрировать право собственности ФИО1 на квартиру расположенную по адресу <адрес> до 13 <адрес> общей площадью 79, 1 кв.м. Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что ФИО1,А. на основании договора купди-продажи квартиры удостоверенного частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО6ДД.ММ.ГГГГ за реестровым номером № явялется собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес> общей площадью 36,8 кв.м. Право собственности зарегистрировано КРП «СМБРТИ» ДД.ММ.ГГГГ номер записи 1255. ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ «Реконструкция кровли с организацией второго уроаня мансардного этажа по адресу <адрес> литер Д. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 (собственником <адрес>), ФИО1 (собственником <адрес>), ФИО8 (собственником <адрес>), ФИО9 (собственником <адрес>) заключен договор в соответствии с которым стороны обязались совместно действовать без образования юридичического лица на основе объединения своих денежных вкладов для достижения общей цели «Реконструкция кровли с организацией второго уровня мансардного этажа» в жилом доме по <адрес> (литер Д) в <адрес> и ввода его в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации в результате чего общая площадь квартиры административного истца за счет реконструкции увеличилась с 36,8 кв.м. до 79,1 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ квартира поставлена на кадастровый учет в площадью 79,1 кв.м. Административный истец обратилась в Госкомретигстр с заявлением о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегитром выюано сообщение об отказе в государственной регистрации в свзяи с истечением срока приостановоления и неустранени причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации. Полагает решение об отказе в государствненой регистрации права принято в нарушение норм действующего законодательства. При принятия решения не учтено, что путем реконструкции административным истцом была осуществлена надстройка мансардного этажа без изменения существующего первого этажа и местоположение, площадь застройки и размеры первого этажа при реконструкции не изменялись, геометрические формы фундамента в ходе реконструкции не изменены, а согласно п. 4 Порядка выполнения подготовительных и строительных работы, утв. Постановлением Госсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ реконструкция без изменения внешних геометрических размеров фундаментов объектов строительства, может проводиться при отсуствии документа удостоверяющего право собственности или пользования землеьным участком, в связи с чем предоставление докуметов удостоверяющих право на землеьный участок, не требовалось. Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор ФИО10 В судебном заседании административный истец и ее представитель требования поддержали. В судебном заседании представитель административного ответчика Госкомрегитра возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, чтоДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр поступило заявление о регистрации права собственности помещения (квартиры) расположенного по адресу: <адрес>Б от ФИО11, кадастровый №. В качестве документов основания заявителем на государственную регистрацию представлены: Договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом ФИО6 и зарегистрированный в реестре за №; Декларация о начале выполнения строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ; Договор от ДД.ММ.ГГГГ;Декларация о готовности объекта к эксплуатации №РК14216010411 от ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором были выявлены причины препятствующие проведению регистрационных действий предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена по следующим основаниям/ В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такую реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Однако согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию на государственную регистрацию не представлено. ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр были представлены удостоверенные нотариусом заявления о согласии на проведение общей реконструкции дома расположенного по адресу: <адрес> от ФИО12 и ФИО13, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, и составленные в простой письменной форме заявления ФИО1, ФИО9, ФИО8, без даты, однако у государственного регистратора нет возможности установить, что вышеуказанные лица являются собственниками помещений в реконструированном многоквартирном доме поскольку отсутствует регистрация прав в Едином реестре недвижимого имущества. Кроме того пояснил, что в государственном кадастровом учете отсутствуют уточненные сведения об объекте недвижимости (многоквартирном доме) с кадастровым номером 90:22:010301:3645 в котором расположена <адрес>Б, <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010301:6043, а именно: Согласно пункту 21 Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> «О некоторых вопросах, связанных с подготовкой документов» необходимых для осуществления государственного кадастрового учета помещений, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства», кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указываются соответственно в техническом плане, межевом плане. Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Технический план в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:22:010301:3645 реконструированного в соответствии с Декларацией о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Госкомрегистра не поступал. В соответствии с пунктом 11-1. представленной Декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ, информации о документах удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком не требуется поскольку реконструкция проведена без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов. В своем административном заявлении истец ссылается на пункт 4 статьи 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ№-VI, а также Постановление Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым предоставление документов удостоверяющих право на земельный участок не требовалось, поскольку не изменились внешние геометрические размеры фундамента в плане.В соответствии Федеральным Законом № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка (участков), в пределах которого расположен реконструированный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, подтверждающие наличие права у заявителя на такой земельный участок. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена по инициативе заявителя на срок до ДД.ММ.ГГГГ.По истечении срока приостановления недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были, заявление о прекращении государственной регистрации в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не поступало. Административный ответчик государственный регистратор ФИО15 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Суд, заслушав стороны, изучив матералы дела, приходит к следующему. Из матералов реестрового дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр поступило заявление о регистрации права собственности помещения (квартиры) расположенного по адресу: <адрес>Б от ФИО11, кадастровый №. В качестве документов основания заявителем на государственную регистрацию представлены: договор купли-продажи квартиры общей площадью 36,8 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом ФИО6 и зарегистрированный в реестре за №; Декларация о начале выполнения строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ; Договор от ДД.ММ.ГГГГ;Декларация о готовности объекта к эксплуатации №РК14216010411 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственнмы регистратором ФИО10 принято решение о приостанволении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ поскольку в соовтетствии с ч. 2 ст.40 ЖК РФ не представлено заявителем согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроем того, в соответствии с ч. 1 ст.40 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. (п.10. ст.40 Федерального закона 218-ФЗ). В государственном кадастре недвижимости отсуствуют сведения о кадастровом номере земельного участка в пределах которого расположен реконструированный объект недвижимого имущества, не представлены документы, подтверждающие наличие права у заявителя на такой земельный участок, нет сведений о регистрации права собственности на данный земельный участок. Таким образом, государственным регистратором сделан вывод о том, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр с заявлением обратилась ФИО1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учеста или государстеной регистрации прав до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем государственным регистратором ФИО10 решением от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление действий по государственной регистрации прав по заявлению ФИО1 на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр с заявлением обратилась ФИО1 о прниятии дополнительных документов, а именно были представлены нотариально заверенные заявления ФИО13(собственника <адрес> в <адрес>) ФИО16 (собственника <адрес> в <адрес>), ФИО8(собственника нежилых помещений № №,2,3,4,5 в домле № по <адрес> в <адрес>) о согласии на проведение общей реконструкции с надстройкой мансардного этажа <адрес> в <адрес>, а также простые письменные заявления ФИО17(собственника <адрес> расположеной по <адрес> литер «Д»), ФИО8 (собственника <адрес>, расположеной по <адрес> литер «Д») о согласии на Реконструкцию формы кровли в организацией второго уровня мансарндного этажа по адресу <адрес> литер «Д»). ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр с заявлением обратилась ФИО1 о возобновлении ранее приостановленной государственной регистрации прав. ДД.ММ.ГГГГ государственным регитсратором ФИО10 вынесено сообщение ФИО1 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвиижмого имущества квартира КН 90:22:010301:6043, расположенной по адресу <адрес>Б № в связи с тем, что в связи с истечением срока приостанволения и не устранением причин препятствующих осуществлению государственной регистрации, а именно: заявителем не представлено в соответствии с ч. 2 ст.40 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, в государственном кадастре недвиижмости отсуствуют сведения о кадастровом номере земельного участка в пределах которого расположен реконструированный объект недвижимого имущества, не представлены документы, подтверждающие наличие права у заявителя на такой земельный участок, нет сведений о регистрации права собственности на данный земельный участок. В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с и п. 5,9 части 1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Согласно ст.27 указанного Закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 14 ч. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса документом, свидетельствующим о возникновении нового объекта недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Таким образом, проведение реконструкции жилого дома, при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по смыслу ст.55 Градостроительного кодекса свидетельствует о возникновении нового объекта недвижимости. Согласно ч. 1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Согласно ч. 10 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Как установлено судом по делу в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявителем не были устранены причины послужившие основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, поскольку заявителем не представлено в соответствии с ч. 2 ст.40 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию. В соответствии с ч. 2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Заявителем в материалы реестрового дела были представлены нотариально заверенные заявления от трех собственников помещений с многоквартрном <адрес> в <адрес> о согласии на проведение реконструкции,однако заявления от собственников квартир № (ФИО9) и собственика <адрес> (ФИО8) представлены в простой письменной форме, что по мнению суда не позволяло государственному регистратору достоверно установить согласие указанных собственников помещений на проведение реконструкции. Кроме того, из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости отсуствуют сведения о кадастровом номере земельного участка в пределах которого расположен реконструированный объект недвижимого имущества, а заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие права у заявителя на такой земельный участок, нет сведений о регистрации права собственности на данный земельный участок. Таким образом, суд приходит к выводу, что годударственным регистратором было вынесено обоснованное решение об отказе в государственной регистрации права адмнистративному истцу. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении админстративного искового заявления ФИО2 о признании решения Государственного комитета по государствненой регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации от 25.10.2018 года № незаконным и обязать зарегистрировать право собственности ФИО1 на квартиру расположенную по адресу <адрес> до 13 <адрес> общей площадью 79, 1 кв.м., отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий З.Ю. Каралаш Решение в окончательной форме принято 19 марта 2019 года. |