ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-90/19 от 18.06.2018 Ловозерского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-90/19

Мотивированное решение составлено 18 июня 2018 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Костюченко К.А.,

при секретаре Куликовой В.В.,

с участием представителя административного истца Цыпышева Э.Ю.,

представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Гежа Н.М.,

административного ответчика – Главы Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Деньгина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Ловозерского района Мурманской области к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района и Главе Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании недействующим со дня принятия постановления от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами".

В обоснование иска указано, что оспариваемым постановлением внесены изменения в вышеуказанный порядок, в частности, отменена ссылка к п. 2.7, согласно которой финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся определённые виды деятельности – производство и реализация подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых, п. 2.6 изложен в новой редакции "Заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса", при этом, действие оспариваемого постановления распространено на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года.

Полагает, что постановление № 65 от 27 февраля 2019 года является незаконным и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, так как изменяет на прошедшее время критерии отбора заявителей по предоставлению из бюджета муниципального образования субсидии на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, а также противоречит бюджетному законодательству в части распространения его на прошлое время.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечён Глава Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района.

В судебном заседании заместитель прокурора Цыпышев Э.Ю. доводы иска поддержал.

Представитель Администрации МО ГП Ревда Ловозерского района Мурманской области Гежа Н.М. в судебном заседании с иском не согласился, поддержал доводы письменных возражений на иск, указав при этом, что Порядок предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, утверждённый Постановлением № 111 от 04 апреля 2017 года, изначально содержал расширенные по сравнению с п.п. 4, 5 ст. 14 Федерального закон от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия запрета на предоставление субсидии. Изменения, внесённые оспариваемым постановлением, не только не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу, но и внесены в соответствии с ними. Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на возможность распространения действия нормативных правовых актов муниципальных органов, регулирующих вопросы предоставления субсидий, на прошлое время.

Глава Администрации МО ГП Ревда Ловозерского района Мурманской области Деньгин В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласился, указав при этом, что внесённые в порядок изменения не противоречат действующему законодательству, поскольку ничто не препятствовало неограниченному кругу лиц подать заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидии даже в условиях первоначального действия редакции порядка.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 (далее – постановление № 111 от 04 апреля 2017 года) утверждён порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами (далее - Порядок).

Из преамбулы к постановлению № 111 от 04 апреля 2017 года следует, что указанный Порядок утверждён во исполнение Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона Мурманской области от 27 мая 2008 года № 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области", а также муниципальной программы МО гп. Ревда Ловозерского района "Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства в г.п. Ревда Ловозерского района" с целью формирования благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в городском поселении.

Согласно п. 2.6 раздела 2 "Критерии отбора заявителей, имеющих право на получение субсидии" Порядка субсидия предоставляется заявителям, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в сферах торговли товарами и игорного бизнеса.

В соответствии с п. 2.7 указанного раздела субсидия предоставляется заявителям, которые не осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых.

Согласно ссылке к п. 2.7 Порядка финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся вышеназванные виды деятельности по производству и реализации подакцизных товаров и полезных ископаемых.

Постановлением Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами" (далее – постановление № 65 от 27 февраля 2019 года) в постановление № 111 от 04 апреля 2017 года были внесены изменения, в частности отменена ссылка к п. 2.7 утверждённого Порядка, п. 2.6 изложен в редакции "Заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса", внесённые изменения распространены на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года.

Частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 14 данного федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Частью 1 ст. 6 этого же федерального закона закреплено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры (п. 7 и п. 9 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в частности, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно ч.ч. 1-3 статьи 16 этого же Федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обосновывая исковые требования, в том числе в части признания недействующими пунктов 1.1 и 1.2 постановления № 65 от 27 февраля 2019 года, прокурор указал, что они являются незаконными и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В то же время, в ходе судебного разбирательства факт противоречия указанных пунктов оспариваемого постановления каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, своего подтверждения не нашёл.

Согласно требованиям пп. 1 и 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Исходя из приведенных законоположений органы местного самоуправления вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры поддержки за счёт бюджетных средств, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Внесение администрацией городского поселения, как органом местного самоуправления, изменений в Порядок, утверждённый ранее изданным постановлением № 111 от 04 апреля 2017 года, в рамках осуществления им полномочий по решению вопросов местного значения, само по себе действующему законодательству не противоречит, принятый муниципальный нормативный правовой акт соответствует предъявляемым к нему требованиям, подписан Главой администрации, что соответствует положениям ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.ст. 34, 35 Устава муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, размещён в периодическом печатном издании "Ловозерская правда", что согласуется с положениями ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Отмена ранее содержавшейся в Порядке ссылки к п. 2.7, предусматривавшей отказ в предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся указанные в п. 2.7 виды деятельности, с учётом предусмотренной указанным Порядком процедуры проверки соответствия заявителей предъявляемым требованиям, в том числе на предмет осуществления ими такой деятельности, которая не предусматривает предоставление мер поддержки, не противоречит положениям Федерального закона № 209-ФЗ, во исполнение которого указанный Порядок был разработан и утверждён.

Внесение же администрацией городского поселения изменений в п. 2.6 Порядка путём исключения из него указания на неосуществление заявителями предпринимательской деятельности в сфере торговли товарами, как одно из условий предоставления им мер финансовой поддержки, также согласуется с положениями ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации если оспариваемый нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения дела суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, сравнительный анализ правовых предписаний Федерального закона № 209-ФЗ и оспариваемых пунктов 1.1 и 1.2 постановления № 65 от 27 февраля 2019 года свидетельствует о том, что указанные нормы муниципального нормативного правового акта приняты во исполнение требований приведённых положений Федерального закона и им не противоречат, приняты уполномоченным органом в соответствии с предоставленными полномочиями по установленной процедуре, не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований истца в данной части отказать.

В то же время, суд соглашается с позицией прокурора относительно незаконности п. 1.3 постановления № 65 от 27 февраля 2019 года, которым действия его пунктов 1.1 и 1.2 распространены на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года, то есть с момента вынесения постановления № 111 от 04 апреля 2017 года, которым был утверждён Порядок.

По мнению суда, указанный пункт противоречит требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и нормам, регулирующим бюджетные правоотношения.

Частью 1 ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Согласно требованиям п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887.

Согласно пунктам 2 и 3 Общих требований нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются:

а) понятия, используемые для целей правового акта (при необходимости);

б) цели предоставления субсидий;

в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств);

г) категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Таким образом, положения действующего законодательства предусматривают, что субсидии предоставляются в установленных случаях, порядке и в сроки, а также на определённых условиях и действуют в определённом времени.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

В силу пп. 13 п. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как указано в п. 1.2 Порядка финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на покрытие затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, оказывается на конкурсной основе и в соответствии с требованиями и критериями отбора и условиями предоставления финансовой поддержки.

Реализация Администрацией муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, как органом местного самоуправления, нормотворческих полномочий в области предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требований определённости, ясности, недвусмысленности и её согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределённость содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создаёт возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Постановление № 65 от 27 февраля 2019 года было опубликовано в периодическом печатном издании "Ловозерская правда" 01 марта 2019 года.

Вместе с тем, распространяя действия пунктов 1.1 и 1.2 Порядка на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года, орган местного самоуправления, с учётом практической реализации мер финансовой поддержки в соответствии с порядком и условиями, установленными Порядком в первоначальной редакции, действовавшей на момент предоставления такой поддержки, фактически изменил критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства из числа неограниченного круга лиц, которые могли претендовать на получение субсидии, выделенной в истекшие финансовые периоды, создав таким образом дискриминационные условия и допустив нарушение принципа определённости, ясности и недвусмысленности принятой правовой нормы, что входит в противоречие с положениями ст. 15 Закона о защите конкуренции.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, в части признании недействующим со дня принятия п. 1.3 Постановления № 65 от 27 февраля 2019 года являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 215 КАС Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в газете "Ловозерская правда" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Принятые судом меры предварительной защиты в виде запрета Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района применения постановления от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами", в силу ч. 3 ст. 89 КАС Российской Федерации, после вступления настоящего решения в законную силу подлежат отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района и Главе Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия п. 1.3 Постановления Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами", которым действие его п. 1.1 и п. 1.2 распространено на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Ловозерского района Мурманской области к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании недействующим со дня принятия Постановления Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами" отказать.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете "Ловозерская правда" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

По вступлению настоящего решения суда в законную силу отменить меры предварительной защиты в виде запрета Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района применения постановления от 27 февраля 2019 года № 65 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами".

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: К.А.Костюченко