РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2019 года город Иркутск
Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Титенкова В.В., при секретаре Ленхобоевой Н.В., с участием административного истца и его представителя капитана ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-90/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, поданному в интересах бывшего военнослужащего войсковой части <...><...> ФИО2, об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации по обеспечению жилищных прав ФИО2 и действий федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») в лице начальника этого управления, связанных с неисполнением ФГКУ «Росвоенипотека» условий заключенных между административным истцом и этим учреждением условий договоров, - неперечисление на соответствующий денежный счет ФИО2 денежных сумм для реализации права на обеспечение жилыми помещениями,
установил:
в административном исковом заявлении приведено, что в сентябре 2012 года ФИО2 было получено свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) на получение целевого жилищного займа.
16 января 2013 года между ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека» был заключен договор № целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредитному договору от 16 января 2013 года №, заключенному ФИО2 с соответствующим банком, 29 июня 2016 года заключено дополнительное соглашение к договору №.
27 января 2019 года ФИО2 был исключен из реестра участников НИС.
В мае 2019 года ФИО2 получил сообщение заместителя начальника ФГКУ «Росвоенипотека» - в связи с исключением ФИО2 из реестра участников НИС административному истцу необходимо возвратить учреждению сумму излишне перечисленных в счет погашения задолженности по кредитному договору денежных средств в размере <...> рублей, что ФИО2 исполнил 15 мая 2019 года.
Автор административного иска заявляет, что в период с 16 января 2013 года по 23 июня 2019 года ФГКУ «Росвоенипотека» ежемесячно перечисляло в счет погашения кредитного договора денежные суммы, меньшие, чем ежемесячный платеж по этому договору, отраженный в графике погашения кредита, не компенсировало из средств целевого жилищного займа по просьбе ФИО2 расходы по страхованию рисков, перечислив их кредитору, тем самым не создало условий для реализации административным истцом права на обеспечение жилым помещением, чему способствовало самоустранение Министра обороны РФ от исполнения возложенных на него обязанностей по организации надлежащего контроля за деятельностью подчиненного ему ФГКУ «Росвоенипотека».
Полагая права и законные интересы ФИО2 нарушенными, автор административного иска просит суд: признать незаконным бездействие Министра обороны РФ, связанное с ненадлежащим контролем с его стороны за деятельностью подведомственных Минобороны РФ федеральных органов исполнительной власти; признать незаконными действия ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по предоставлению целевого жилищного займа; обязать Министра обороны РФ и ФГКУ «Росвоенипотека» устранить допущенные в отношении административного истца нарушения закона.
В судебное заседание не прибыли надлежащим образом извещенные о его времени и месте Министр обороны РФ и руководитель ФГКУ «Росвоенипотека», представители которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Оценив обстоятельства, изложенные в предыдущем абзаце, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приведенные ходатайства удовлетворяет, рассматривает административное дело в отсутствие указанных лиц.
В письменных возражениях представитель Министра обороны РФ требования административного искового заявления не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, мотивируя это тем, что Министр обороны РФ является должностным лицом, возглавляющим федеральный орган исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Осуществление функций по формированию, ведению реестра участников НИС и исключению военнослужащих из реестра участников НИС возложено на иные органы военного управления МО РФ.
Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» также просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку именной накопительный счет ФИО2, как участника НИС, был закрыт 15 апреля 2019 года на основании сведений регистрирующего органа об исключении административного истца из реестра участников НИС в связи с его исключением из списков личного состава воинской части с правом на использование накоплений с датой возникновения оснований для исключения - 27 января 2019 года.
Ввиду того, что средства, учтенные на именном накопительном счете ФИО2, ФГКУ «Росвоенипотека» перечисляло в счет погашения его обязательств по кредитному договору после 27 января 2019 года, у административного истца перед учреждением образовалась задолженность в размере <...> рублей, которая была им погашена 16 мая 2019 года.
После увольнения военнослужащего с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части его именной накопительный счет закрывается и его участие в НИС прекращается, поэтому обязанности по погашению обязательств по кредитному договору с этого момента возлагаются на самого бывшего военнослужащего.
В судебном заседании ФИО2 административный иск поддержал, настаивая на том, что ФГКУ «Росвоенипотека» с февраля 2013 года не перечисляло денежные средства банку в должных суммах, который выдал ФИО2 кредит на покупку жилого помещения, это помещение им приобретено.
Административный истец заявил, что в связи с этим банк, в котором ему в феврале 2013 года был предоставлен кредит, установил ему иной (повышенный) график платежей по кредиту.
Представитель Железняк высказал мнения, которые согласуются с приведенной позицией ФИО2.
Заслушав объяснения ФИО2 и Железняка, исследовав письменные доказательства административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Этой же статьей предусмотрены различные способы обеспечения жильем военнослужащих в зависимости от их категории, времени поступления на военную службу, личного желания и других обстоятельств, в частности вступление в НИС.
В статье 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон) определено понятие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая является совокупностью правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение. К участникам НИС относятся военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников и перечисленные в ст. 9 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС вправе заключить с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;
2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В силу ч. 3 этой статьи Закона целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником НИС военной службы и является беспроцентным на этот период.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, а также выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Получение участником НИС денежных средств или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона, как установлено ч. 3 ст. 11 Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона одним из оснований для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС является увольнение военнослужащего с военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона после увольнения участника НИС с военной службы и в случаях, предусмотренных статьей 12 Закона, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в НИС прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 года N 370 утверждены Правила предоставления участникам НИС целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов.
Пунктом 74 указанных Правил установлена обязанность участника НИС в случае увольнения его с военной службы уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом.
Уполномоченный орган - ФГКУ «Росвоенипотека», получив уведомление об увольнении участника, направляет в федеральный орган запрос о предоставлении сведений об исключении участника из реестра участников.
В соответствии с п. 77 этих Правил при исключении из реестра участников НИС участника, у которого возникли основания, предусмотренные п. 1, 2 и 4 ст. 10 Федерального закона, одним из которых является общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов.
Согласно п. 78 названных Правил после получения от федерального органа сведений об исключении участника из реестра участников уполномоченный орган прекращает погашение обязательств по ипотечному кредиту и в течение одного месяца уведомляет об этом кредитора.
Согласно п. 15 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года №655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» именной накопительный счет закрывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления от федерального органа уведомления об исключении военнослужащего из реестра НИС.
Как усматривается из копии свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа № серии 1209 от 1 сентября 2012 года, ФИО2 в соответствии с Законом в период прохождения военной службы был включен в реестр участников НИС.
16 января 2013 года ФИО2 с соответствующим банком был заключен кредитный договор №, согласно которому административному истцу предоставлен ипотечный кредит в размере <...> рублей сроком на <...> месяц на приобретение квартиры в жилом доме по адресу: <...>, с учетом первоначального взноса в размере <...> рублей, подлежащего внесению за счет средств целевого жилищного займа, и <...> рублей, подлежащих внесению за счет личных денежных средств заемщика.
Пунктом 6.1.1 указанного договора определено, что погашение обязательств ФИО2 перед банком осуществляется за счет целевого жилищного займа, предоставленного в соответствии с договором целевого жилищного займа. При этом в случае утраты ФИО2 права на получение средств по договору целевого жилищного займа бремя исполнения обязательств по кредитному договору переходит к административному истцу.
16 января 2013 года между ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека» был заключен договор целевого жилищного займа №, согласно которому ФИО2 был предоставлен займ за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, - в размере <...> рублей для уплаты первоначального взноса в целях приобретения жилого помещения по договору купли-продажи в собственность заемщика с использованием ипотечного кредита по вышеуказанному кредитному договору; для погашения обязательств перед банком по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете заемщика.
Из копии выписки счета <...> ФИО2, следует, что ФГКУ «Росвоенипотека» в порядке исполнения договора целевого жилищного займа 30 января 2013 года был внесен первоначальный взнос по кредитному договору, а впоследствии ежемесячно вносились соответствующие денежные средства в суммах в счет погашения обязательств ФИО2 перед банком.
29 июня 2016 года между ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека» к договору целевого жилищного займа № от 16 января 2013 года было заключено дополнительное соглашение, согласно которому административному истцу были оплачены расходы, указанные в ч. 9 ст. 14 Закона, предусматривающее возможность использования средств целевого жилищного займа для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения, оплату услуг оценщика, а также расходы по страхованию рисков, в размере <...> рублей.
Как видно из копии приказа <...> от 10 ноября 2018 года № №-л/с ФИО2 был досрочно уволен с военной службы по контракту в связи невыполнением им условий контракта. На момент увольнения выслуга лет административного истца составляла в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев, в льготном - 20 лет 10 месяцев.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 10 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением № 33а-83/2019 Восточно-Сибирского окружного военного суда от 28 апреля 2019 года, данный приказ был признан законным и обоснованным.
Из выписки из приказа командира войсковой части <...> от 18 января 2019 года № №-с/ч следует, что ФИО2 был исключен из списков личного состава войсковой части <...> и всех видов обеспечения с 27 января 2019 года, выслуга лет на последнюю дату составляла в календарном исчислении 17 лет 2 месяца, в льготном - 21 год 2 месяца.
Согласно копии уведомления об исключении ФИО2 из реестра НИС от 6 марта 2019 года датой возникновения основания для исключения из реестра является 27 января 2019 года.
Согласно справке должностного лица ФГКУ «Росвоенипотека» именной накопительный счет участника НИС на имя ФИО2 был открыт 13 декабря 2007 года с датой возникновения основания для включения - 8 августа 2007 года, закрыт 15 апреля 2019 года, дата исключения из реестра 27 января 2019 года.
Как видно из сообщения должностного лица ФГКУ «Росвоенипотека» от 30 апреля 2019 года № №, адресованного ФИО2, в связи с полученными сведениями об исключении административного истца из реестра участников НИС его именной накопительный счет закрыт, перечисление средств целевого жилищного займа в счет обязательств по кредитному договору прекращено. Ввиду излишнего перечисления ФГКУ «Росвоенипотека» денежных средств в счет погашения задолженности по кредитному договору, право на которые в связи с прекращением военной службы и необоснованным формированием накоплений после 27 января 2019 года ФИО2 утратил, в силу п. 77 Правил предоставления участникам НИС целевых жилищных займов последний обязан возвратить денежные средства в сумме <...> рублей. ФИО2 эту сумму уплатил, что подтверждается чек - ордером от 15 мая 2019 года.
Содержание вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что военнослужащий подлежит исключению из реестра участников НИС после его увольнения с военной службы, что в соответствии с нормами действующего законодательства влечет прекращение ФГКУ «Росвоенипотека» исполнения обязательств по жилищному обеспечению бывшего военнослужащего.
Факт прекращения административным истцом прохождения военной службы вследствие его досрочного увольнения с военной службы по контракту по вышеприведенному основанию и исключению из списков личного состава воинской части с 27 января 2019 года с учетом наличия у административного истца основания возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, - общей продолжительности военной службы в льготном исчислении более двадцати лет, повлек возникновение у ФИО2 обязанность возвратить ФГКУ «Росвоенипотека» денежные средства, излишне перечисленные в период с даты исключения его из списков личного состава воинской части до даты окончания внесения учреждением денежных средств в счет погашения кредитных обязательств ФИО2.
Несвоевременное исключение ФИО2 из реестра участников НИС было вызвано неисполнением самим административным истцом возложенной на него п. 74 Правил предоставления участникам НИС целевых жилищных займов обязанности уведомить ФГКУ «Росвоенипотека» о факте прекращения военной службы в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа.
Исходя из исследованных судом доказательств, подтверждающих факт предоставления ФИО2 целевого жилищного займа для уплаты первоначального взноса по кредитному договору, заключенному административным истцом с банком для приобретения жилого помещения с использованием ипотечного кредита, погашения в соответствии с федеральным законодательством ФГКУ «Росвоенипотека» в период прохождения ФИО2 военной службы по контракту обязательств по ипотечному кредиту, и анализа положений ч. 3 ст. 14 Закона, согласно которому целевой жилищный займ предоставляется на период прохождения участником НИС военной службы, а также ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст. 11 Закона, определяющих исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего посредством получения участником НИС целевого жилищного займа, доводы административного иска о том, что Министр обороны РФ и ФГКУ «Росвоенипотека» вышли за пределы своих полномочий и нарушили право ФИО2 на обеспечение жилым помещением, суд находит несоответствующими действительным обстоятельствам дела и отвергает.
Что касается доводов ФИО2 о нарушении ФГКУ «Росвоенипотека» законодательства посредством неосуществления компенсации из средств целевого жилищного займа по просьбе ФИО2 расходов по страхованию рисков ипотечного кредитования, суд отвергает их по следующим основаниям.
26 июля 2017 года должностным лицом ФГКУ «Росвоенипотека» в письме № № сообщено ФИО2 о том, что оплата расходов производится в пределах остатка средств накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, а остаток денежных средств, учтенный на именном накопительном счете административного истца в размере <...> рублей, на момент подачи им заявления об оплате расходов, связанных с оформлением ипотечного кредита, уже был направлен в счет погашения его обязательств перед кредитором (банком), что подтверждается и заключенным ФИО2 с ФГКУ «Росвоенипотека» 29 июня 2016 года дополнительным соглашением к договору целевого жилищного займа.
Мнение ФИО2 о том, что в вопросе реализации его права на обеспечение жилым помещением Министр обороны РФ самоустранился от исполнения возложенных на него обязанностей, не организовал надлежащий контроль за деятельностью подчиненного ему учреждения, суд находит это мнение безосновательным и голословным, исходя из следующего.
Министр обороны РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» осуществляет общее руководство Министерством обороны России - органом управления Вооруженными Силами, наделенным значительным объемом функций и имеющим в своем составе множество органов военного управления, служб, подразделений, учреждений и организаций, обладающих определенными полномочиями в решении частных вопросов.
Согласно п. 1 Указу Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и п. 1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС возложены на Минобороны России и осуществляются через ФГКУ «Росвоенипотека».
Следовательно, суд констатирует, что Министр обороны РФ не принимал каких-либо решений, не совершал каких-либо действий (бездействие), которые нарушили права, свободы и законные интересы ФИО2 по реализации им права на обеспечение жилыми помещениями.
К такому же выводу приходит суд и в отношении оспоренных действий ФГКУ «Росвоенипотека» в лице его начальника.
В связи с вышеизложенным в совокупности, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления отказано, в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, суд не находит возможным взыскать в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 и 228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <...><...> ФИО2, об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации по обеспечению жилищных прав ФИО2 и действий федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») в лице начальника этого управления, связанных с неисполнением ФГКУ «Росвоенипотека» условий заключенных между административным истцом и этим учреждением условий договоров, - неперечисление на соответствующий денежный счет ФИО2 денежных сумм для реализации права на обеспечение жилыми помещениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Титенков