ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9102/2022 от 17.10.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-012931-68 Дело № 2а-9102/2022

РЕШЕНИЕ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.

рассмотрев 17 октября 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании информацией, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее - Закона № 15-ФЗ) запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 15-ФЗ розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией должна осуществляться в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 2463) и ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

В соответствии п. 10 Правил № 2463, введение ограничений и запретов на продажу товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 20 Закона № 15-ФЗ запрещается продажа табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрет потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, запрет вовлечения детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

За незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена в соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная 4.1. ст. 14.53 КоАП РФ.

С учетом соответствующих положений ст. 437 ГК РФ, предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона № 2300-1 (т.е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закон № 2300- 1, - как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).

Положения ст. 26.1 Закона № 2300-1 по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона № 2300-1), в части возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления из Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми поступила информация о том, что в ходе мониторинга республиканского общедоступного открытого сегмента информационно- телекоммуникационной сети Интернет на предмет выявления фактов распространения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и молодежи в социальной сети «ВКонтакте» (далее по тексту - «ВКонтакте») выявлены сообщества, которые осуществляют продажу никотинсодержащей продукции, электронных сигарет - вейпов, принадлежностей к ним, рекламу и стимулирование продажи и использования устройств для потребления вейпов, никотинсодержащей продукции (информация зарегистрирована в Управлении за вх. № 11-7316-2022 от 08.08.2022, № 11-7350-2022 от 08.08.2022)

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

... ;

Вход на указанные страницы «...» свободный, открыт для всех пользователей сети «Интернет». Ознакомиться с содержанием информации на страницах «...» и скопировать материалы в электронном виде может любой интернет-пользователь; ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

На указанных страницах фактически осуществляется розничная продажа электронных сигарет - вейпов, принадлежностей к ним, и никотинсодержащей продукции; заказать данную продукцию и договориться о доставке может любой желающий и в удобное для покупателя время. Что не исключает возможность приобретения данной продукции, в том числе несовершеннолетними.

Таким образом, администраторами сообществ ...» осуществляется реклама и стимулирование продажи устройств для потребления никотинсодержащей продукции, нарушаются ограничения торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе несовершеннолетним.

Администраторы вышеуказанных сообществ не установлены.

Указанная информация, размещенная на названном сайте, используется в целях создания угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения - является распространением запрещенной информации.

В соответствии с положениями ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд находит подлежащими удовлетворению требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу положения ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда.

Судья Н.Е. Колосова