РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Насыровой Т.А.
при секретаре судебного заседания ФИО1
с участием: помощника прокурора Володарского района Астраханской области – ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-910/2023 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сан Проджектс» к администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области» о признании частично недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сан Проджектс» (далее ООО «Сан Проджектс») обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области» (далее по тексту администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области») о признании частично недействующим нормативного правового акта.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «КомплексИндустрия» и ООО «Сан Проджектс» заключены Договора № и № уступки прав и обязанностей, в соответствии с которыми Арендатор ООО «КомплексИндустрия» уступает, а Новый арендатор ООО «Сан Проджектс» принимает права и обязанности Арендатора земельного участка по договорам аренды земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» № и № от ДД.ММ.ГГГГ со всеми приложениями и заключёнными дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемыми частями, заключенным между ООО «Международный расчетный центр Энергохолдинг» (далее - Первоначальный Арендатор») и Администраций МО «Володарский район» (далее - Арендодатель) на срок <данные изъяты> (по ДД.ММ.ГГГГ). Предметами Договоров № и № уступки прав и обязанностей являются: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью - <данные изъяты>., (далее - Земельный участок №) и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью - <данные изъяты>. (далее - Земельный участок №), разрешенное использование (назначение) обоих земельных участков - для строительства солнечной электростанции, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель безопасности и земель иного специального назначения. Соглашениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договорам аренды № и № от ДД.ММ.ГГГГ были переданы от Первоначального Арендатора к ООО «КомплексИндустрия». В соответствии с п.2.2 Договоров № и № от ДД.ММ.ГГГГ право аренды на Земельные участки № и № переходит к Новому Арендатору с момента регистрации данных Договоров, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается регистрацией Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастров и картографии по <адрес>. На вышеуказанных земельных участках № и № (далее - Земельные участки), расположена Солнечная электростанция «Заводская» мощностью 15 МВт (далее - СЭС), которая относится к объектам, функционирующим на основе возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), и которая принадлежит на праве собственности истцу, что подтверждается Выпиской ЕГРН. В соответствии с п.п. 3.1., 3.5 Договоров № и № от ДД.ММ.ГГГГ сумма арендной платы в годовом исчислении за Участок определена в Расчете арендной платы (приложении №), которая является неотъемлемой частью Договоров, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год. Согласно расчету арендной платы к Договорам № и № от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата по указанным Договорам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей за земельный участок № и <данные изъяты> за земельный участок №. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально, равными частями от указанной годовой суммы не позднее 25 числа последнего месяца отчетного квартала. Расчет арендной платы производится в соответствии с Постановлением Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех земельных участков на территории Астраханской области», с Постановлением Администрации МО «Володарский район» Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Арендатор внес арендную плату по Договора № и № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежными поручениями. Постановлением Администрации МО «Володарский район» Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области» (далее - Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» <адрес>, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области. В соответствии с пунктом 3 Приложения к Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» ставка арендной платы за земельный участок категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения» для всех категорий Арендаторов независимо от целей использования земельного участка и занимаемой площади составляет <данные изъяты> от кадастровой стоимости земельного участка. Административный истец считает, что установленная Постановлением администрации МО «Володарский район» Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ ставка арендной платы в размере <данные изъяты> кадастровой стоимости за земельный участок, арендуемый в целях строительства и/или размещения СЭС, не отвечает принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Постановлением Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех земельных участков на территории Астраханской области» была определена кадастровая стоимость Земельного участка № в размере <данные изъяты> копеек; кадастровая стоимость Земельного участка № в размере <данные изъяты>. Таким образом, кадастровая стоимость вышеуказанных Земельных участков в 2023 году выросла более чем на <данные изъяты> по сравнению с кадастровой стоимостью предыдущих трех лет, что привело к увеличению размера арендной платы по Договорам аренды также более, чем на <данные изъяты> Продолжение применения базовой ставки арендной платы в размере <данные изъяты> влечет уплату арендной платы в завышенном размере и не согласуется с принципами экономической обоснованности. Ссылаясь на общеобязательные основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной ответственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации, сформулированную в определениях от 11.05.2004 года № 209-О, от 28.02.2017 года № 424-О, административный истец указывает, что при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов. С учетом вышеизложенного, истец полагает, что у ответчика отсутствует необходимый многофакторный анализ и оценка определения доходности земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 40%. Административный истец считает, что ставка арендной платы, отвечающая принципам экономической обоснованности, должна составлять не более 2% от кадастровой стоимости Земельного участка № и Земельного участка №, ссылаясь при этом на Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 года №1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года», статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.01.2013 года № 33 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций и других электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, обслуживающих их сооружений и объектов, в том числе относящихся к гидротехническим сооружениям", Постановление Правительства Астраханской области от 29.06.2015 года № 284-П «О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена". Указывает, что ставка арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установленная Постановлением администрации МО «Володарский район» Астраханской области № 525 от ДД.ММ.ГГГГ, в 10 раз больше ставки, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2015 года № 284-П для аналогичной категории земель, в связи с чем считают, что данное превышение является недопустимым нарушением единообразного подхода к определению размера арендной платы исходя из принципа экономической обоснованности. В связи с существенным увеличением кадастровой стоимости земельных участков и как следствие ростом арендной платы более чем на <данные изъяты> ООО «Сан Проджектс» не сможет гарантировать надлежащее обеспечение функционирования СЭС, т.к. такое существенное увеличение арендной платы не предусмотрено бюджетом компании и операционными расходами, которые строго лимитированы в рамках сделки по выпуску «зеленых» облигаций. ООО «Сан Проджектс» не может увеличить вышеуказанные лимиты в одностороннем порядке без согласования с Эмитентом и владельцами облигаций. Более того, существенно выросшие затраты на арендную плату приведут к вынужденной экономии на комплектующих СЭС и ремонте оборудования, что создает угрозу бесперебойному и непрерывному энергоснабжению. Перебои или прекращение выработки электроэнергии СЭС могут привести к негативным последствиям в энергосистеме Астраханской области, а также отрицательно скажутся на инвестиционном климате региона и рынке возобновляемой энергетики в стране. Истец для урегулирования спора направлял обращение исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование о снижении ставки арендной платы до 2% от кадастровой стоимости земельных участков по Договорам аренды № и № от ДД.ММ.ГГГГ. В адрес Истца Ответчиком ответ на обращение не был направлен. При подаче искового заявления Истцом по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>. Административный истец просит: 1) признать недействующим пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области, утвержденному Постановлением администрации МО «Володарский район» Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления ставки в размере 40% от кадастровой стоимости земельного участка Категории земель, вида угодий, разрешенного использования: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; 2) обязать Ответчика внести изменение в пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «<адрес>» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области, утвержденному Постановлением администрации МО «Володарский район» Астраханской области №525 от 14.05.2020 года, в части установления ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка Категории земель, вида угодий, разрешенного использования: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; 3) взыскать с администрации МО «Володарский район» в пользу ООО «Сан Проджектс» государственную пошлину, уплаченную истцом, в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт прошел согласование у Губернатора Астраханской области и в прокуратуре, считает, что экономическое обоснование для его принятия не нужно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора ФИО2, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Материалами дела установлено, что ООО «Сан Проджектс» на основании Договоров, заключенных с ООО «КомплексИндустрия» № и № от ДД.ММ.ГГГГ, уступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» № и № от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором двух земельных участков: с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, площадью - <данные изъяты>., (далее - Земельный участок №) и с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>. (далее - Земельный участок №), вид разрешенного использования обоих земельных участков - для строительства солнечной электростанции, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель безопасности и земель иного специального назначения
На вышеуказанных земельных участках № и № расположена Солнечная электростанция «Заводская» мощностью 15 МВт, которая принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2015 года № 284-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставляемые в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 2.1 которого установлено, что ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Постановлением администрации МО «Володарский район» Астраханской области № 525 от 14.05.2020 года утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области.
Пунктом 3 Приложения к указанному Порядку, утвержденному постановлением № 525 от 14.05.2020 года «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлена ставка в размере <данные изъяты> от кадастровой стоимости земельного участка Категории земель, вида угодий, разрешенного использования: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
Постановление администрации МО «Володарский район» Астраханской области № 525 от 14.05.2020 года опубликовано 14.05.2020 года на официальном сайте администрации МО «Володарский район» Астраханской области.
Согласно Уставу администрации МО «Володарский район» Астраханской области, структуру органов местного самоуправления Володарского района составляют: Совет муниципального образования "Володарский район"; Глава муниципального образования "Володарский район"; администрация муниципального образования "Володарский район"; контрольно-счетная палата муниципального образования "Володарский район" (статья 28). Органы и должностные лица муниципального района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Астраханской области (статья 12).
Судом установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением порядка и процедуры принятия, правил введения в действие.
По указанным основаниям нормативный правовой акт ООО «Сан Проджектс» не оспаривается.
Проверяя оспариваемую часть нормативного акта на предмет соответствия действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582).
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 года № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 19.10.2017 года № 34-АПГ17-4).
Однако экономическое обоснование применения расчета арендной платы в оспариваемом постановлении и порядке определения арендной платы земельных участков отсутствует. Административным ответчиком не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Согласно сообщению администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области» от 08.11.2023 года, документы, которые содержат расчеты, показывающие доходность земельных участков, и содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, отсутствуют.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела административный ответчик каких-либо доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера арендной платы в пункте 3 оспариваемого Приложения не представил.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области, утвержденному Постановлением Администрации МО «Володарский район» Астраханской области № 525 от 14.05.2020 года, не соответствует установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности.
Указанная часть оспариваемого нормативного акта нарушает права административного истца.
ООО «Сан Проджектс», являясь правопреемником ООО «КомплексИндустрия», ООО «Международный расчетный центр Энергохолдинг», несет обязанность по внесению арендной платы по договорам аренды земельных участков № и № от ДД.ММ.ГГГГ. Арендодателем по указанным договорам выступает администрация МО «Володарский муниципальный район Астраханской области»
С учетом этого пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области», утвержденному Постановлением Администрации муниципального образования «Володарский район» Астраханской области №525 от 14.05.2020 года, как нормативный акт, на основании которого рассчитывается арендная плата по договорам аренды земельных участков № и № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушает права ООО «Сан Проджектс».
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании частично недействующим нормативного правового акта следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с этим, суд не вправе возлагать на органы местного самоуправления обязанность внести в нормативный правовой акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего данный нормативный правовой акт, что противоречит принципу разделения властей, установленному в статье 10 Конституции Российской Федерации, в связи с чем требования ООО «Сан Проджектс» о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой оспариваемая часть нормативного акта является недействующей, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", где указано, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд полагает возможным признать его недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области», в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, а также на Интернет-сайте администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 103 КАС РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Вместе с тем, на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Принимая во внимание, что администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области», как орган местного самоуправления, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, в которых они выступают в качестве истца (административного истца) или ответчика (административного ответчика), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ООО «Сан Проджектс» о взыскании с администрации МО «Володарский муниципальный район Астраханской области» в пользу ООО «Сан Проджектс» государственной пошлины, уплаченной истцом, в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 174-177, 227-228, 219 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сан Проджектс» к администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области» о признании частично недействующим нормативного правового акта – удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Володарский район» Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Володарского района Астраханской области, утвержденному Постановлением Администрации муниципального образования «Володарский район» Астраханской области №525 от 14.05.2020 года, в части установления ставки в размере 40% от кадастровой стоимости земельного участка Категории земель, вида угодий, разрешенного использования: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области», в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, а также на Интернет-сайте администрации муниципального образования «Володарский муниципальный район Астраханской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.12.2023 года.
Судья - Насырова Т.А.