Дело № 2а-910/2023
65RS0017-01-2023-000738-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Холмск 7 июля 2023 года
Холмский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Закурдаевой Е.А., при помощнике судьи Борисовой Ю.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Черно К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ» о признании решения от 30.05.2023 № 67/6-573 «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к депутату Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва ФИО2» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 через своего представителя ФИО1 обратился в Холмский городской суд с административным исковым заявлением к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ» (далее Собрание) о признании незаконным решения, в обоснование своих требований указал следующее.
Решением Холмской территориальной избирательной комиссии от 10.09.2018 № 95/511 ФИО2 избран депутатом Собрания.
27.12.2022 в Собрание направлен доклад от 23.12.2022 Управления по профилактике коррупционных правонарушений Правительства Сахалинской области о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания ФИО2
Решением Собрания от 30.05.2023 № 67/6-573 «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к депутату Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва ФИО2» к депутату Собрания ФИО2 применена мера ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
С указанным решением административный истец не согласен, полагает его незаконным.
Ссылаясь на положения статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 3.1 Закона Сахалинской области от 27.11.2014 № 106-ЗО, указывает, что заявление Губернатора Сахалинской области о применении к ФИО2 меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в Собрание не поступало, часть 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает такую меру ответственности как досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия. В решении не указано на основании какой именно нормы действующего законодательства к административному истцу была применена именно такая мера ответственности.
Ссылаясь на положения статей 2, 40 Федерального закона № 131-ФЗ, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.04.2022 № 28-6/10/П-2479, полагает, что допущенные ФИО2 при подаче сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являлись несущественными, что исключало возможность применения в отношении него крайней меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.
Кроме того, ФИО2 в период уже назначенной внеочередной сессии Собрания направил заявление о досрочном сложении полномочий депутата Собрания по собственному желанию. Не смотря на то, что в 30-тидневный срок решение Собрания об его отставке по собственному желанию не было принято, вопреки требованиям действующего законодательства, оснований полагать, что на момент принятия оспариваемого решения ФИО2 являлся действующим депутатом, не имелось.
Полагает, что оспариваемое решение противоречит требованиям действующего законодательства, принято в отсутствие оснований для принятия такого решения, существенно нарушает права ФИО2 поскольку сведения о нем направлены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, что дискредитирует его и порочит в глазах избирателя.
Просил суд признать решение от 30.05.2023 № 67/6-573 «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к депутату Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва ФИО2» незаконным.
В возражениях на административное исковое заявление Собрание указывает, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством, полагая при этом принятие решения на усмотрение суда.
Судом дело рассмотрено в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске, дополнил также, что Собранием был пропущен срок привлечения ФИО2 к ответственности, установленный законодательством.
Представитель административного ответчика Черно Н.И. полагала удовлетворение административного иска на усмотрение суда, по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Холмской территориальной избирательной комиссии № 95/511 от 10.09.2018 «Об общих результатах выборов депутатов Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва» ФИО2 избран депутатом от Сахалинского регионального отделения ЛДПР.
26.04.2021 ФИО3 в адрес Губернатора Сахалинской области представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год.
10.04.2022 ФИО3 в адрес Губернатора Сахалинской области представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год.
Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 08.11.2022 № 230-р «О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания ФИО2 в отношении себя за 2020-2021 годы. Проведение проверки поручено Управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Сахалинской области.
08.11.2022 Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области в адрес депутата ФИО2 направлено уведомление о начале проверки, которое им получено 15.11.2022.
20.12.2022 Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области ФИО2 направлено письмо о результатах проверки с рекомендацией направить в Управление письменные пояснения. Выявлено, что в справке о доходах за 2020 год не указаны сведения о жилом помещении по адресу <адрес>, сведения о двух счетах в ПАО «Росбанк»; в справке о доходах за 2021 год не указаны сведения о двух счетах в ПАО «Росбанк», также указаны сведения об автомобиле Toyota Land Cruiser 300, но по информации УМВД России по Сахалинской области такой автомобиль за ФИО2 не зарегистрирован. По информации ПАО «Сбербанк» отсутствуют сведения о банковском счете от 25.09.2020, который указан в справке о доходах за 2020 год и от 09.09.021, который указан в справке о доходах за 2021 год. В справке о доходах за 2021 год не отражены сведения об участии ФИО2 в ООО «Партнер».
21.12.2022 ФИО2 направлено информационное письмо, согласно которому в справке о доходах за 2020 год информация о квартире по адресу <адрес>, сведения о которой отражены в справке о доходах за 2021 год, не указана вследствие технической ошибки, так как в сведениях за 2019 год данная квартира была указана. В справе о доходах за 2020 не указы сведения о двух банковских счетах в ПАО «Росбанк», так как данные счета открыты в декабре 2021. В справке о доходах за 2021 год не указаны сведения о двух банковских счетах в ПАО «Росбанк» от 29.12.2021 и 30.12.2021 так как данные счета являются кредитными, данные о кредите были отражены в справке о доходах за 2021 год. В правке о доходах за 2021 год указан автомобиль Toyota Land Cruiser 300, так как автомобиль был приобретен в собственность в декабре 2021 года, поставлен на учет в ГИБДД по Сахалинской области в 2022 году. ФИО4 с 25.02.2021 является учредителем и генеральным директором ООО «Партнер», общество не вдет хозяйственную деятельность, доходов отсутствуют и заработная плата не начисляется, в связи с этим при формировании справки о доходах за 2021 год данное общество не было учтено.
26.12.2022 Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области на имя Губернатора Сахалинской области направило доклад от 23.12.2022 «О результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» ФИО2».
Согласно докладу, по результатам проверки установлено, что в справках о доходах ФИО2 за 2020-2021 годы указаны недостоверные и неполные сведения об имуществе, об участии в коммерческой организации и о банковских счетах. Исходя из объема совершенных ФИО2 коррупционных правонарушений, имеются основания для применения к нему меры ответственности, предусмотренной статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации». Управлением предложено направить информацию о результатах проверки в Собрание для принятия решения о применении к ФИО2 соответствующей меры ответственности.
Копия доклада направлена ФИО2 и в Собрание 27.12.2022.
12.01.2023 Губернатором Сахалинской области в Собрание направлено заявление, на основании статьи 3-1 Закона Сахалинской области от 27.11.2017 № 106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданам, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», согласно которому в адрес Собрания направлена выписка из доклада о результатах проверки в отношении ФИО2 для принятия решения в соответствии с федеральным законодательством.
В повестку дня 64 сессии Собрания 30.03.2023 включен вопрос о применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату Собрания ФИО2
Согласно протоколу 64 сессии Собрания от 30.03.3023 от депутата ФИО2 поступило письмо, в котором он просит перенести рассмотрение вопроса в отношении него. Принято решение об исключении вопроса в отношении депутата ФИО2 из повести дня.
11.04.2023 ФИО2 направил в Собрание заявление, согласно которому уведомил Собрание о том, что с 11.04.2023 слагает с себя полномочия депутата Собрания.
11.04.2023 Собранием направлен проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания ФИО2» для рассмотрения на заседании постоянных комиссии Собрания.
Согласно повестке дня 65 внеочередной сессии Собрания на 12.04.2023 на рассмотрение внесен вопрос о применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату ФИО2
Решением Собрания от 12.04.2023 № 65/6-5555 проект решения «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату ФИО2» отклонен.
Согласно протоколу 65 внеочередной сессии Собрания от 12.04.2023 отклонен проект решения «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату ФИО2».
Согласно протоколу 65 внеочередной сессии Собрания вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 на основании его заявления от 11.04.2023 на голосование не выносился.
Решением Постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному к самоуправлению Собрания от 20.04.2023 отклонен проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутат Собрания ФИО2».
Как следует из пояснений представителя административного ответчика вопрос о досрочном прекращении депутата ФИО2 на очередную 66 сессию Собрания состоявшуюся в 27.04.2023 не выносился.
Решением Постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному к самоуправлению Собрания от 18.05.2023 проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания ФИО2» вынесен на рассмотрение сессии.
Согласно повестке дня 67 сессии Собрания на 30.05.2023 на рассмотрение Собрания внесены вопросы: о применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату ФИО2, о досрочном прекращении полномочий депутату Собрания ФИО2
Решением Собрания от 30.05.2023 № 67/6-573 применена мера ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату Собрания ФИО2 в виде досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
Решением Собрания от 30.05.2023 № 67/6-574 проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания ФИО2 отклонен.
Как пояснила представитель административного ответчика в судебном заседании рассмотрение указанного проекта решения запланировано на очередной сессии Собрания в июле 2023 года.
06.06.2023 Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области Собранию возвращены документы, направленные для включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Обращено внимание, что законодательство Российской Федерации, по общему правилу, не предусматривает возможность уволить или освободить от должности в связи с утратой доверия депутат за совершение коррупционного правонарушения. Учитывая изложенное, не усматривается оснований для включения в реестр сведений о депутате, полномочия которого прекращены досрочно в связи с совершением коррупционного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года « 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Сахалинской области от 27.11.2017 № 106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений» (далее Закон Сахалинской области № 106-ЗО) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляют: граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, если иное не установлено федеральным законом.
Сведения представляются Губернатору Сахалинской области по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Заполнение справки осуществляется с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации.
Сведения представляют: лица, замещающие муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее Федеральный закон№ 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ), высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 7.3-2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона Сахалинской области № 106-ЗО по итогам проведения проверки сведений руководитель уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней после окончания проверки сведений направляет Губернатору Сахалинской области доклад о результатах проверки сведений, а его копию - лицу, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления.
Губернатор Сахалинской области при выявлении в результате проверки сведений, проведенной в соответствии с настоящим Законом, факта представления заведомо недостоверных или неполных сведений, фактов несоблюдения гражданином или лицом, замещающим отдельную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 230-ФЗ, Федеральным законом № 79-ФЗ, принимает одно из следующих решений:
обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания либо иной меры ответственности в соответствии с частями 7.3 и 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Согласно статье 3.1 Закона Сахалинской области № 106-ЗО к депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным (далее - лицо, представившее недостоверные или неполные сведения), могут быть применены меры ответственности, указанные в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Губернатор Сахалинской области в течение 20 календарных дней со дня получения доклада о результатах проверки сведений направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, заявление о применении в отношении лица, представившего недостоверные или неполные сведения, меры ответственности, и выписку из доклада о результатах проверки сведений.
Орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, не позднее чем через 30 дней со дня поступления заявления, а если заявление поступило в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня поступления заявления, принимает решение о применении к лицу, представившему недостоверные или неполные сведения, меры ответственности.
Согласно статье 36 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» (утв. Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 06.03.2013 № 52/4-878) проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом проводится по решению Губернатора Сахалинской области в порядке, установленном законом субъекта Сахалинской области (часть 7.1)
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 230-ФЗ, Федеральным законом № 79-ФЗ, Губернатор Сахалинской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата или применении в отношении депутата иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (часть 7.2)
К депутату Собрания Холмского городского округа, представившему неверные либо неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата Собрания Холмского городского округа от должности в Собрании Холмского городского округа с лишением права занимать должность в Собрании Холмского городского округа до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий;
4) запрет занимать должности в Собрании Холмского городского округа до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (часть 7.2-1).
Как усматривается из заявления Губернатора Сахалинской области от 12.01.2023 № 1.1-63/23 выписка из доклада о результатах проверки в отношении ФИО2 для принятия решения в соответствии с федеральным законодательством направлено в Собрание именно в соответствии со статьей 3-1 Закона Сахалинской области № 106-ЗО.
Следовательно, в отношении ФИО2 Собрание было полномочно принять одно из решений предусмотренных положениями части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона 131-ФЗ.
Вместе с тем оспариваемым решением Собрания от 30.05.2023 к ФИО2 применена мера ответственности с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в виде досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия. Данная мера ответственности указанной выше нормой закона не предусмотрена.
Оснований для самостоятельного применения положений части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в отсутствие соответствующего заявления Губернатора Сахалинской области у Собрания не имелось.
На это обстоятельство также указано в письме Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от 06.06.2023.
Кроме того, согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Согласно части 3 статьи 3-1 Закона Сахалинской области № 106-ЗО орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, не позднее чем через 30 дней со дня поступления заявления, а если заявление поступило в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня поступления заявления, принимает решение о применении к лицу, представившему недостоверные или неполные сведения, меры ответственности.
Согласно Порядку принятия решения о применении к депутату Собрания МО «Холмский городской округ» мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ», утвержденного решением Собрания от 28.02.2023 № 63/6-532 решение Собрания о применении меры ответственности к лицу, представившему недостоверные или неполные сведения, принимается не позднее чем резе 30 дней со дня появления оснований для применения меры ответственности. В случае если основание для применения мер ответственности появилось в период между заседаниями Собрания, решение о применении меры ответственности принимается не позднее трех месяцев со дня появления такого основания. Днем появления основания для применения меры ответственности является день поступление в Собрание заявления о применении меры ответственности к лицу представившему недостоверные или неполные сведения (пункты 5,6 Порядка).
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, заявление Губернатора Сахалинской области поступило в Собрание 20.01.2023.
Рассмотрение вопроса о применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к ФИО4 внесено в повестку 64 сессии Собрания 30.03.2023, при этом вопрос был исключен из повестки по заявлению ФИО2 об отложении рассмотрения.
Указанный вопрос включен в повестку внеочередной 65 сессии Собрания 12.04.2023. Согласно протоколу 65 внеочередной сессии собрания от 12.04.2023 в проект решения внесена поправка. Вынесено на голосование предложение применить меру ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 в виде досрочного прекращения полномочий. Решением Собрания от 12.04.2023 № 65/6-55 проект решения «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату Собрания ФИО2 2 отклонен.
Вопрос о применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к ФИО2 вновь включен в повестку для 67 сессии Собрания 30.05.2023, на которой было принято обжалуемое решение.
Вместе с тем решение Собрания от 30.05.2023 вынесено с нарушением срока, установленного для рассмотрения Собранием заявления Губернатора Сахалинской области.
Довод административного истца о том, что выявленные Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушении правительства Сахалинской области нарушения, допущенные при предоставлении им справок о доходах, являются несущественными - заслуживают внимания.
Как уже указанно судом, Губернатором Сахалинской области в Собрание заявление направлено именно в соответствии со статьей 3-1 Закона Сахалинской области № 106-ЗО, которая предусматривает применение мер ответственности указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, если искажение этих сведений является несущественным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Собрания от 30.05.2023 № 67/6-573 принято с нарушениями действующего федерального законодательства, законодательства Сахалинской области и нормативно-правовых актов МО «Холмский городской округ».
В части доводов административного истца о том, что ФИО2 с 11.04.2023 более не являлся депутатом Собрания, суд полагает необходимым указать следующее.
В силу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию.
При этом решение о прекращении полномочий депутата выносится в порядке, установленном частью 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно статье 37 Устава МО «Холмский городской округ» порядок и основания прекращения полномочий депутатов Собрания Холмского городского округа определяются и регулируются федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами, утверждаемыми Собранием Холмского городского округа.
Полномочия депутата Собрания Холмского городского округа прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию.
Решение Собрания Холмского городского округа о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания Холмского городского округа принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Собрания Холмского городского округа - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как усматривается из материалов дела заявление ФИО2 о прекращении полномочий было вынесено на обсуждение Постоянной комиссии по Регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания, в дальнейшем проект решения о досрочном прекращении полномочий ФИО2 внесен на рассмотрение Собрания. На момент вынесения оспариваемого решения вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО2 рассмотрен не был.
Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении признавать полномочия депутата прекращенными не может (указанная позиция отражена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 3-АПА19-7).
Вместе с тем при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Собрание вправе указать с какого момента считаются прекращенными депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий будет является соответствующее решение.
В силу положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ» удовлетворить.
Решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 30.05.2023 № 67/6-573 «О применении меры ответственности в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к депутату Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва ФИО2» признать незаконным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 июля 2023 года.
Судья Закурдаева Е.А.
Копия верна: судья Закурдаева Е.А.