ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-910/2024 от 16.01.2024 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2а-910/2024

УИД 50RS0044-01-2024-000221-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года г.Пущино Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кремнёвой Н.А.,

с участием:

административного истца Лосева П.А.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова Сирченко Ю.Е.,

представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 Подгорной Т.А.,

представителя заинтересованного лица Московской области по доверенности Федько И.А.,

старшего помощника Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Голышева Алексея Юрьевича, Лосева Петра Алексеевича об оспаривании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918, решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Лосев П.А. обратился в суд с административным иском и просит:

- признать незаконными действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 Московской области, выраженные в недопуске представителя средств массовой информации Лосева П.А. в помещение для голосования;

- признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх.

Административный истец Голышев А.Ю. обратился в суд с административным иском и просит:

- признать незаконными действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 Московской области, выраженные в недопуске представителя средств массовой информации Голышева А.Ю. в помещение для голосования;

- признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх.

Определением суда от 15.01.2024 указанные административные иски объединены в одно производство.

Свои требования административные истцы основывают на том, что решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов от 30.09.2023 №440 на 10.10.2023 года были назначены выборы депутатов Совета Депутатов городского округа Серпухов Московской области.

Голышев А.Ю., являясь представителем средства массовой информации, 10.12.2023 примерно в 10 часов 30 минут прибыл в участковую избирательную комиссию избирательного участка №2918 Московской области по адресу 142200, г. Серпухов, ул. Тяговая, д. 8. Однако в данной участковой избирательной комиссией ему было отказано в регистрации в списке лиц, присутствующих на избирательном участке, в связи с тем, что он не имеет права присутствовать в помещении избирательной комиссии, поскольку не был аккредитован в установленном законом порядке. Далее было выдвинуто требование покинуть территорию участковой избирательной комиссии №2918, чему административный истец был вынужден подчиниться.

Лосев П.А., являясь представителем средства массовой информации, 10.12.2023 примерно в 13 часов 00 минут прибыл в участковую избирательную комиссию избирательного участка №2918 Московской области по адресу 142200, г. Серпухов, ул. Тяговая, д. 8. Однако в данной участковой избирательной комиссией ему было отказано в регистрации в списке лиц, присутствующих на избирательном участке, в связи с тем, что он не имеет права присутствовать в помещении избирательной комиссии, поскольку не был аккредитован в установленном законом порядке. Далее было выдвинуто требование покинуть территорию участковой избирательной комиссии №2918, чему административный истец был вынужден подчиниться.

После этого, примерно в 14 часов 00 минут 10.12.2023, административные истцы подали обращение в Территориальную избирательную комиссию г.Серпухов обращение с просьбой разъяснить председателям нижестоящих избирательных комиссий требования избирательного законодательства в части деятельности представителей СМИ, не имеющих аккредитации. Одновременно просили допустить их в участковую избирательную комиссию №2918.

Решением ТИК г.Серпухов от 10.12.2023 №01-05/487 исх. в удовлетворении требований о допуске в помещение УИК №2918 было отказано.

Административные истцы, ссылаясь на п.5 ст.3, п.1, п.1.1,п.1.2, п.11.2 ст.30, Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ», полагают, что они, как представители средств массовой информации, не имеющие аккредитации, имели право быть допущенными и находиться в помещении для голосования УИК №2918, поскольку в это время комиссия работала со списками избирателей и бюллетенями, но еще не перешла к подсчету голосов избирателей и не начала заседания по установлению итогов голосования, определения результатов выборов, при этом избирательное законодательство не наделяет избирательные комиссии правом принимать решения о недопуске каких-либо лиц в помещение для голосования или совершать аналогичные действия.

Административные истцы указывают, что согласно п.12 ст.64 Закона №67-ФЗ, иные лица (не являющиеся наблюдателями или членами комиссии) удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; решение об удалении иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии). Следовательно, административные ответчики были не вправе принимать оспариваемое решение и совершать оспариваемое действие, поскольку федеральным законом таким правом они не наделены. В случае, если УИК №2918 полагала, что административные истцы находились на избирательном участке незаконно и тем самым нарушали требования закона, они могли лишь обратиться в суд с требованием об удалении административных истцов с избирательного участка.

Также административные истцы полагают, что поскольку они, в соответствии с пунктами 1 и 1.1 ст.30 Закона №67-ФЗ, имели право находиться в помещении для голосования, - недопуск их в это помещение является нарушением их прав, гарантированных ч.4 ст.29 Конституции РФ и ст.47 Закона о СМИ.

В судебном заседании административный истец Лосев П.А. поддержал административный иск, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что является журналистом, имеет удостоверение, выданное средством массовой информации «Росдержава», с которым у него заключен безвозмездный договор об информационном сотрудничестве, трудового договора не имеется. Какого-либо редакционного задания на освещение хода выборов в г.Серпухове также не имелось. Также указал, что прибыв на избирательный участок №2918 10.12.2023, он попросил, чтобы его внесли в список представителей СМИ. Однако, ему в этом было отказано, после чего он удалился, а затем вместе с Голышевым А.Ю. обратился в Территориальную избирательную комиссию с заявлением, в котором они просили разъяснить участковой избирательной комиссии положения действующего законодательства, допустить их на УИК №2918. По результатам рассмотрения данного обращения ими было получено оспариваемое решение за подписью председателя ТИК г.Серпухов. Полагает, что оспариваемыми действиями и решением было нарушено его право на освещение хода выборов на избирательном участке №2918. В случае удовлетворения заявленных требований решение суда позволит ему в будущем присутствовать на выборах в качестве представителя СМИ без аккредитации.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Сирченко Ю.Е. полагала административные исковые заявления не подлежащими удовлетворению, поддержала письменные возражения (л.д.40-42), а также указала, что Голышев А.Ю. и Лосев П.А. не были аккредитованы в установленном порядке, каким-либо иным установленным законом статусом кроме представительства СМИ не обладали, в связи с чем не имели права находиться в помещении УИК №2918 с начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. Административные истцы были допущены на избирательный участок, были проинформированы о невозможности нахождения в качестве представителей неаккредитованных СМИ. Решения УИК о недопуске в помещение для голосования е принималось. После получения устных разъяснений Голышев А.Ю. и Лосев П.А. покинули избирательный участок. Письменное обращение административных истцов было рассмотрено, им на руки был выдан ответ в форме информационного письма. Каких-либо решений на заседании ТИК не принималось.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии №2918 Подгорная Т.А. полагала заявленные административными истцами требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в день голосования 10.12.2023 в избирательный участок прибыл Голышев А.Ю., который изъявил желание производить фото- видеосъемку в помещении для голосования, представил удостоверение журналиста подписанное главным редактором Куракиным Е.Н. При проверке на сайте сетевого издания «Росдержава» было установлено, что данное лицо не являлось главным редактором, в связи с чем возникли сомнения в достоверности статуса Голышева А.Ю., которому было разъяснено, что поскольку он не является аккредитованным представителем СМИ, он не имеет права присутствовать в помещении УИК №2918. После получения устных разъяснений Голышев А.Ю. ушел. Позже на избирательный участок прибыл Лосев П.А., которому также было разъяснено о необходимости аккредитации и редакционного удостоверения журналиста, подписанное действующим руководителем СМИ, после чего Лосев П.А. также ушел.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Московской области по доверенности Федько И.А. полагал административные иски не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленной справке (л.д.57-59). Также обратил внимание суда на те обстоятельства, что административные истцы не были аккредитованы в установленном порядке, не имели редакционного задания; данных о том, что Голышев А.Ю. и Лосев П.А. являются сотрудниками редакции СМИ на основании трудовых договоров, заключенных не менее чем за 2 месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов не имеется. Кроме того, решением Головинского районного суда г.Москвы по административному делу №2а-0708/2023 от 30.11.2023 признана недействительной регистрация средства массовой информации – сетевого издания, имеющего реестровую запись, номер которой совпадает с номером свидетельства о регистрации СМИ «Росдержава», которым выданы редакционные удостоверения административным истцам.

Административный истец Голышев А.Ю., представители заинтересованных лиц Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Администрации г.о.Серпухов Московской области, заинтересованное лицо Бражников А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ.

Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные иски подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации).

Основные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).

Решением Избирательной комиссии Московской области от 01.04.2021 №198/1893-6 сформирована территориальная избирательная комиссия г.Серпухова в количестве 12 членов комиссии с правом решающего голоса сроком полномочий на 5 лет (л.д.43-45). Председателем Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов решением Избирательной комиссии Московской области от 13.04.2023 №38/293-7 назначена Сирченко Ю.Е. (л.д.46).

Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 25.05.2023 №311 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №2918 со сроком полномочий 5 лет, в количестве 10 человек (лл.48-49). Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 25.05.2023 №312 председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 назначена Подгорная Т.А. (л.д.50).

Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 30.09.2023 №440 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области» выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области назначены на 10.12.2023 (л.д.54).

Особенности порядка освещения выборов в средствах массовой информации, а также условия допуска представителей средств массовой информации к освещению работы избирательных комиссий при подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования применительно к возникшим по данному делу правоотношениям регулируются положениями ст.30 Федерального закона №67-ФЗ и корреспондирующими им нормами законодательства Московской области о выборах.

Конкретизируя принцип гласности в деятельности избирательных комиссий (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.07.2022 № 1747, Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе, в частности, присутствовать кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, а также наблюдатели, которых может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов (пункты 1 – 1.2, 3 и 4 статьи 30).

В силу п.11.1 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ представители средств массовой информации, указанные в пункте 1.2 этой статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии.

Согласно п.11.2 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в пунктах 1.2, 3, 11.1 этой статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.07.2016 №1358-О отметил, что приведенные законоположения об аккредитации представителей средств массовой информации носят уведомительный характер, предполагающий, что все представители средств массовой информации, которые отвечают законным требованиям, подлежат аккредитации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», к законным способам поиска и получения информации в целях дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга лиц относится институт аккредитации журналистов (корреспондентов), предусмотренный статьей 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и предоставляющий аккредитованным журналистам дополнительные возможности для поиска и получения информации.

В абзаце четвертом п.127 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что полномочия, указанные в пунктах 1.2, 3, 11.1 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, осуществляются только представителями средств массовой информации, работающими в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (референдума) трудового договора, аккредитованными в порядке, установленном законом.

Пунктом 1.2. Постановления ЦИК России от 05.07.2022 N 89/743-8 (в ред. Постановления ЦИК России от 17.07.2023 N 123/9928) «О Порядке аккредитации представителей средств массовой информации для присутствия в течение всего периода голосования в помещениях для голосования и при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдумов, назначенных на 11 сентября 2022 года и последующие единые дни голосования» установлено, что аккредитация представителей средств массовой информации носит уведомительный характер и предоставляет им возможность осуществлять предусмотренные законом полномочия в течение всего периода голосования, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума.

Аккредитация представителей средств массовой информации дает аккредитованному представителю средства массовой информации право: находиться в помещениях для голосования в день (дни) голосования, в дни досрочного голосования, при проведении повторного голосования; присутствовать при голосовании с использованием дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено); присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума; присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, комиссий референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, референдума; присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней в сейф- пакет; производить в установленном порядке фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, в том числе факта запечатывания сейф-пакета и составления соответствующего акта в отношении данного сейф-пакета, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей, участников референдума и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом. Осуществление фото- и видеосъемки возможно после предварительного уведомления об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела и подтверждается представленными письменными доказательствами и пояснениями лиц, участвующих в деле, административные истцы прибыли в помещение для голосования УИК №2819 в день голосования на выборах депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области 10.12.2023, целью присутствия в помещении для голосования в качестве представителей СМИ «Росдержава». Однако, получив устные разъяснения об отсутствии у них такого права ввиду отсутствия аккредитации, самостоятельно покинули УИК №2819.

В связи с указанными обстоятельствами Бражниковым А.М., Лосевым П.А. и Голышевым А.Ю. в ТИК г.Серпухов подано обращение, в котором заявители просили разъяснить председателям УИК г.о.Серпухов нормы закона в части допуска на участок не аккредитованных представителей СМИ; допустить Голышева А.Ю. и Лосева П.А. на УИК №2918 (л.д.52).

В ответ на указанное обращение заявителям вручено письмо от 10.12.2023 №01-05/487исх., в котором приведены положения пунктов 1.2, 3, 11.1, 11.2 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ, указаны сроки и порядок подачи заявок на аккредитацию представителей СМИ на выборах депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов, назначенных на 10.12.2023, а также разъяснено, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителей о допуске на участковые избирательные комиссии г.о.Серпухов, в том числе УИК №2918 не имеется, поскольку заявители не подавали заявок на аккредитацию в установленном порядке (л.д.51).

Категория иных помимо наблюдателя лиц, обозначенная в ч.12 ст.64 Федерального закона №67-ФЗ, включает в себя лиц с установленным в избирательном процессе статусом на избирательном участке.

Судом установлено и не оспаривалось административными истцами, что последние в качестве представителей средства массовой информации в установленном порядке аккредитованы не были, а, соответственно, находились в помещении УИК №2918 в день голосования 10.12.2023 как представители средств массовой информации без аккредитации, каким-либо установленным законным статусом в избирательном процессе не обладали в связи, с чем правовых оснований для допуска их в помещение для голосования УИК №2918, не имелось.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, учитывая вышеприведенные законоположения и их толкования, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемых действий УИК №2918, а также оспариваемого решения ТИК г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх.

В силу ст.62 КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав.

Суд учитывает, что административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

При рассмотрении настоящего административного дела административными истцами не приведено никаких данных, подтверждающих, что оспариваемые действия УИК №2918 и решение ТИК г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх. каким-либо образом затрагивают права, свободы и законные интересы административных истцов на момент предъявления административных исков и их рассмотрения судом.

В рассматриваемой правовой ситуации заявленные административными истцами требования не имеют цели восстановления предполагаемого нарушения прав свобод и законных интересов административных истцов. Соответственно каких-либо правовых последствий в случае удовлетворения настоящих административных исковых заявлений для административных истцов не возникнет.

Исходя из вышеизложенного суд находит не подлежащими удовлетворению требования Лосева П.А. и Голышева А.Ю. о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 Московской области, выраженные в недопуске в помещение для голосования представителя средств массовой информации Лосева П.А., представителя средств массовой информации Голышева А.Ю.; признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные иски Лосева Петра Алексеевича, Голышева Алексея Юрьевича о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2918 Московской области, выраженные в недопуске в помещение для голосования представителя средств массовой информации Лосева П.А., представителя средств массовой информации Голышева А.Ю.; признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Московской области от 10.12.2023 №01-05/487исх. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение составлено 16.01.2024.