Дело № 2а-911/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2019 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Бурше Р.С.,
при секретаре Быстровой А.Д.,
с участием помощника прокурора Московского района города Твери Ковалевой Д.А.,
представителя административного истца УМВД России по Тверской области по доверенности – ФИО8,
административного ответчика – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области ФИО2 о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области в отношении лица без гражданства ФИО9, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
административный истец - начальник УМВД России по Тверской области ФИО2 обратился в Московский районный суд города Твери с административным исковым заявлением о продлении срока содержания гражданина Украины ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, в отношении которого принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, сроком на три месяца для установления гражданской принадлежности, оформления временного удостоверения для возвращения на территорию Донецкой Народной Республики и исполнения решения о депортации за пределы РФ.
Заявление обоснованно тем, что 15.07.2010 года ФИО9 осужден Люберецким городским судом Московской области по ч. 1 ст. 105 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком ФИО9 на восемь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области, откуда освобожден по отбытии срока наказания 30.03.2018.
У ФИО9 отсутствует документ, удостоверяющий личность.
09.06.2015 Министерством юстиции Российской Федерации в отношении ФИО9 вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, сроком до 31.03.2026.
17.03.2018 зам. начальника УМВД России по Тверской области ФИО4 в отношении ФИО9 утверждено решение депортации за пределы РФ.
В связи с этим 30.03.2018 решением Московского районного суда г. Твери ФИО9 помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 6 месяцев по 29.09.2018 включительно.
05.04.2018 УВМ УМВД России по Тверской области в отношении ФИО9 направлен запрос в Консульский отдел Посольства Украины Российской Федерации об определении его принадлежности к гражданству Украины и документировании свидетельством в страну исхода.
06.04.2018 УВМ УМВД России по Тверской области в отношении ФИО9 направлен запрос в Миграционную службу МВД ДНР с целью проверки по имеющимся регистрационным учетам и предоставлении копии Формы-1.
16.04.2018 из Миграционной службы МВД ДНР поступил ответ о том, что по учетам отдела адресно-справочной работы Миграционной службы МВД ДНР ФИО9 зарегистрированным или снятым с регистрационного учета не значится. Направить копию заявления о выдаче паспорта (Ф-1) не представляется возможным, в связи с отсутствием архивных материалов на указанного гражданина.
28.09.2018 решением Московского районного суда г. Твери срок содержания ФИО9 в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области продлен по 28.12.2018 включительно.
08.11.2018 из Консульского отдела Посольства Украины поступил ответ о том, что по результатам проверки, представленной Главным Управлением государственной миграционной службы в Донецкой области, информация о документировании ФИО9 паспортом гражданина Украины отсутствует. Провести надлежащую проверку регистрации места проживания в г. Макеевке Донецкой области, документирования паспортом Украины, а также принадлежности к гражданству Украины на сегодняшний день не представляется возможным, в связи с тем, что часть территории Украины признана временно оккупированной согласно Закону Украины от 18.10.2018 № 2268-VIII.
19.11.2018 в ГУВМ МВД России направлен запрос с целью разъяснений порядка работы с ФИО9 в целях исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.
27.12.2018 решением Московского районного суда г. Твери срок содержания ФИО9 в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области продлен по 28.03.2019 включительно.
08.02.2019 из ГУВМ МВД России в адрес ОВМ УМВД России по Тверской области поступило письмо, из которого следует, что согласно указания МВД России от 04.10.2017 об алгоритме работы по оформлению выездных документов иностранным гражданам, зарегистрированным на территории Луганской и Донецкой областей, соответствующий запрос должен быть направлен в адрес ГУ МВД России по Ростовской области.
15.03.2019 в адрес ГУ МВД России по Ростовской области направлено заявление и копии документов в отношении ФИО9 с целью оформления временного удостоверения для возвращения на территорию Донецкой Народной Республики.
С учетом изложенного, административный истец просит рассмотреть вопрос о продлении срока содержания ФИО9 в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на три месяца.
В судебном заседании представитель административного истца доводы административного искового заявления поддержала. Пояснила, что все необходимые запросы по ФИО9 сделаны, однако до настоящего времени какие-либо результаты отсутствуют. В случае положительного ответа из Украины и документирования ФИО9 паспортом гражданина Украины, он будет отправлен в Киев. Вместе с тем, на данный момент уже известно, что Украина не признает ФИО9 в качестве гражданина Республики. В случае оформления через ГУ МВД Ростовской области ФИО9 временного удостоверения, он будет передан непосредственно в данное ведомство для сопровождения его до границы с Донецкой областью. Однако напрямую из ДНР получен ответ о том, что в архивах ФИО9 не значится зарегистрированным или снятым с регистрационного учета в Донецкой области, копию формы-1 направить не представляется возможным в связи с ее отсутствием. С учетом всех обстоятельств, было принято решение о начале процедуры реадмиссии в отношении ФИО9, однако, по ее опыту, в реадмиссии ФИО9 будет отказано. Определить срок исполнения решения о депортации ФИО9 не представляется возможным. Между тем, проведение всех необходимых действий для исполнения решения о депортации возможно и вне условий содержания ФИО9 в Центре, если за ним будет осуществляться контроль со стороны правоохранительных органов.
Административный ответчик ФИО9 возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что родился в <адрес>. Долгое время проживал на <адрес>. По достижении возраста 16 лет получил паспорт гражданина СССР. С этим же паспортом в 1996 году уехал в Россию. Паспорт потерял в 1999 году. Никуда за восстановлением документов не обращался. В <адрес> живет его отец – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является гражданином РФ. У отца есть еще один сын от второго брака – ФИО3. С отцом он поддерживает связь, также поддерживает связь с другими родственниками, однако не хочет создавать им трудности ввиду того, что является судимым. В настоящее время ему предложил помощь его друг, с которым он знаком еще с 2004 года. Друга зовут ФИО7, он является гражданином Армении, но проживает в гражданском браке с гражданкой РФ – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>. Она готова принять его у себя, о чем дала личное поручительство. В ее собственности находится дом площадью 73.2 кв.м. Он в свою очередь обязуется проживать по указанному адресу, встать на учет в местном отделе полиции Скрываться никуда не собирается. При этом в случае депортации его на Украину или в Донецкую область, он серьезно опасается за свою безопасность, в связи с продолжающимся вооруженным конфликтом на территории Украины. Находясь в России, он чувствует себя в безопасности.
Прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просила удовлетворить административное исковое заявление.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО9 родился в России в <адрес>, в период с 1980 по 1996 год постоянно проживал на Украине, не имеет регистрации и гражданства на территории Российской Федерации, у него отсутствует документ, удостоверяющий личность.
15.07.2010 ФИО9 осужден Люберецким городским судом Московской области по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на восемь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отбывал наказание в ИК-9 УФСИН России по Тверской области, откуда 30.03.2018 освободился по отбытии срока наказания.
09.06.2015 Министерством юстиции Российской Федерации в отношении ФИО9 вынесено распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, сроком до 31.03.2026.
17.03.2018 зам. начальника УМВД России по Тверской области ФИО4 в отношении ФИО9 утверждено решение о его депортации за пределы РФ.
05.04.2018 УВМ УМВД России по Тверской области в отношении ФИО9 направлен запрос в Консульский отдел Посольства Украины Российской Федерации об определении его принадлежности к гражданству Украины и документировании свидетельством в страну исхода, ответ на который не поступил.06.04.2018 УВМ УМВД России по Тверской области в отношении ФИО9 направлен запрос в Миграционную службу МВД ДНР с целью проверки по имеющимся регистрационным учетам и предоставлении копии формы-1. 16.04.2018 из Миграционной службы МВД ДНР поступил ответ о том, что по учетам отдела адресно-справочной работы Миграционной службы МВД ДНР ФИО9 зарегистрированным или снятым с регистрационного учета не значится. Направить копию заявления о выдаче паспорта (Ф-1) не представляется возможным в связи с отсутствием архивных материалов на указанного гражданина. 28.09.2018 решением Московского районного суда г. Твери срок содержания ФИО9 в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области продлен по 28.12.2018 включительно. 08.11.2018 из Консульского отдела Посольства Украины поступил ответ о том, что по результатам проверки, представленной Главным Управлением государственной миграционной службы в Донецкой области, информация о документировании ФИО9 паспортом гражданина Украины отсутствует. Провести надлежащую проверку регистрации места проживания в <адрес>, документирования паспортом Украины, а также принадлежности к гражданству Украины на сегодняшний день не представляется возможным, в связи с тем, что часть территории Украины признана временно оккупированной согласно Закону Украины от 18.10.2018 № 2268-VIII. 19.11.2018 в ГУВМ МВД России направлен запрос с целью разъяснений порядка работы с ФИО9 в целях исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации. 27.12.2018 решением Московского районного суда г. Твери срок содержания ФИО9 в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области продлен по 28.03.2019 включительно. 08.02.2019 из ГУВМ МВД России в адрес ОВМ УМВД России по Тверской области поступило письмо из которого следует, что согласно указания МВД России от 04.10.2017 об алгоритме работы по оформлению выездных документов иностранным гражданам, зарегистрированным на территории Луганской и Донецкой областей, соответствующий запрос должен быть направлен в адрес ГУ МВД России по Ростовской области. 15.03.2019 в адрес ГУ МВД России по Ростовской области направлено заявление и копии документов в отношении ФИО9 с целью оформления временного удостоверения для возвращения на территорию Донецкой Народной Республики. До настоящего времени гражданская принадлежность ФИО9 не установлена в связи с чем, исполнить решение о депортации за пределы Российской Федерации не представляется возможным. Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.В силу статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "Г пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») как физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и не имеющих доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности с частью 4 данной статьи, в соответствие с которой после принятия административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении суд вправе в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса, истребовать у лиц, участвующих в деле, материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела.Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 г. N 1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.
Суд учитывает пояснения представителя административного истца УМВД России по Тверской области ФИО1 и материалы дела, из которых следует, что определить срок депортации ФИО9 не представляется возможным ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица.
Учитывая, что срок пребывания ФИО9 в специальном учреждении составляет 1 год, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что данное лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации не имеется, оснований полагать о необходимости продления срока пребывания ФИО9 в специальном учреждении не имеется.
В связи с изложенным ожидание содействия в депортации ФИО9 не может быть признано законным основанием для продления срока пребывания указанного лица в специальном учреждении.
Суд принимает во внимание приобщенные по ходатайству ответчика сведения о предоставлении ему жилья, помощи в трудоустройстве, его финансовом обеспечении, направленными гражданкой РФ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ год рождения по адресу: <адрес>, и ее письменное поручительство, в связи с чем полагает возможным осуществление необходимого контроля со стороны МО МВД «Кашинский» за лицом, подлежащим депортации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 266-269 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области ФИО2 о продлении срока содержания лица без гражданства ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти дней со дня оглашения.
Судья Р.С. Бурше