ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-911/2018 от 14.03.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Дело № 2а-911/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 14 марта 2018 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Демьяновой К.Э.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-911/2018 по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконными решений от Дата, от Дата об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц, о признании незаконным решения от Дата об отказе в удовлетворении заявление о перерасчете налога на имущество физических лиц,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 являлась собственником подвального помещения, расположенного по адресу: Адрес на основании договора купли-продажи нежилого помещения от Дата. Решением Адрес районного суда Адрес от Дата по делу (вступило в законную силу Дата) право собственности ФИО1 на подвальное помещение, расположенное по адресу: Адрес, признано отсутствующим, подвальное помещение, расположенное по адресу: Адрес, признано общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Из мотивировочной части решения следует, что еще до принятия решения подвальное помещение относилось к общему имуществу дома, жильцы многоквартирного дома пользовались подвальным помещением, как общедомовым имуществом. Дата ФИО1 оплатила налог на имущество (подвальное помещение) в размере 58 351 рубль. Дата административный истец обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Письмом от Дата ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска отказала в перерасчете налога, так как согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, ФИО1 является собственником подвального помещения. Дата административный истец повторно обратилась к административному ответчику с заявлением о перерасчете налога на имущество, однако, в удовлетворении заявления было снова отказано (письмо от Дата). Дата ФИО1 обратилась в Управление ФНС по Иркутской области с жалобой на решение от Дата, от Дата. Решением от Дата@ в удовлетворении жалобы было отказано. В Дата года ФИО1 получила налоговое уведомление от Дата об уплате налога, в том числе, налога на имущество физических лиц за Дата года по объекту «иные строения, помещения и сооружения , Адрес» в размере 67 610 рублей. Дата ФИО1 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о перерасчете налога на имущество, так как ее право собственности на подвал признано отсутствующим. Решением от Дата в перерасчете было отказано, указано, что право будет считаться отсутствующим с момента вступления решения суда законную силу - с Дата. Дата ФИО1 обратилась в Управление ФНС по Иркутской области с жалобой на решения от Дата. Решением от Дата@ в удовлетворении жалобы было отказано. Административный истец с принятыми налоговым органом решениями не согласен. Согласно решению суда от Дата подвальное помещение было признано общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. При этом указано, что таковым оно являлось с момента сдачи в эксплуатацию. Таким образом, административный истец оплатила налог на имущество в отношении объекта, который не является объектом налогообложения. Право собственности ФИО1 было признано отсутствующим, так как она приобрела его по недействительной (ничтожной) сделке у лица, которое также не являлось его собственником, так как собственниками фактически являлись жильцы многоквартирного дома. Соответственно, она не являлась налогоплательщиком в отношении данного подвального помещения с момента заключения сделки купли-продажи и внесения сведений о ней как собственнике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Таким образом, на административного истца не может быть возложена обязанность по уплате налога, так как она не является (и не являлась) его собственником.

ФИО1 просит суд признать незаконными решения от Дата, от Дата об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц, признать незаконным решение от Дата об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете налога на имущество физических лиц.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении нему, просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска ФИО3 в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым довод ФИО5 о том, что она не является плательщиком налога на имущество с момента заключения договора купли-продажи помещения, так как данный договор признан судом недействительным, является несостоятельным. Действительно, согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершении. Однако, учитывая, что с Дата (регистрация права собственности на подвальное помещение) по Дата (дата вступления в силу решения суда о признании права собственности отсутствующим) ФИО5 не была лишена возможности владеть, пользоваться и распоряжаться спорным имуществом. Судебная практика разрешения налоговых споров, связанных с недействительностью договоров купли-продажи земельных участков и транспортных средств, исходит из необходимости уплаты соответствующих налогов за период с даты регистрации данного имущества до признания сделки недействительной. Таким образом, если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе, право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, право собственности такой стороны будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу. На основании решения Адрес районного суда Адрес от Дата Инспекцией внесена дата прекращения права собственности Дата на объект, расположенный по адресу: Адрес (кадастровый ). В связи, с чем решения Инспекции от Дата, от Дата и от Дата вынесены правомерно.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что из решения Адрес районного суда Адрес от Дата следует, что по договору купли-продажи от ДатаО. произвёл отчуждение ФИО1 подвального помещения, находящегося по адресу: Адрес. Государственная регистрация права собственности произведена Дата. В связи с тем, что указанное имущество относится к общему имуществу дома и доказательств его самостоятельного назначения не представлено, право собственности ФИО1 на иное подвальное помещение суд признал отсутствующим. Решение суда вступило в иную силу Дата. В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Приведённые положения связывают возникновение объекта налогообложения с регистрацией права собственности на недвижимое имущество. С прекращением права собственности на имущество исключается обязанность по уплате налога на имущество. Довод ФИО1 о том, что она не является плательщиком налога на имущество с момента заключения договора купли-продажи помещения, так как данный договор признан судом недействительным, является несостоятельным. Учитывая, что с Дата (регистрация права собственности на подвальное помещение) по Дата (дата вступления в силу решения суда о признании права собственности -дующим) ФИО1 не была лишена возможности владеть, пользоваться и распоряжаться спорным имуществом, то есть, в полной мере реализовывать право собственности, то на неё возлагается обязанность по уплате налога на имущество за указанный период. Оснований для возврата заявителю излишне уплаченного налога на имущество за Дата год, а также проведения перерасчета налога на имущество физических за Дата год у Инспекции не имеется. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного истца в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась собственником подвального помещения, расположенного по адресу: Адрес, на основании договора купли-продажи нежилого подвального помещения от Дата.

Налоговым органом ФИО1 был исчислен налог на имущество физических лиц за спорное помещение за Дата год в размере 58 351 рубль.

Сумма налога была уплачена административным истцом в полном объеме, что подтверждается чеком безналичной оплаты от Дата.

Решением Адрес районного суда Адрес от Дата, вступившим в законную силу Дата, право собственности ФИО1 на подвальное помещение, расположенное в 5-этажном кирпичном жилом доме по адресу: Адрес, (номер на поэтажном плане ), общей площадью ........ кв.м, признано отсутствующим; подвальное помещение, расположенное в 5-этажном кирпичном жилом доме по адресу: Адрес, (номер на поэтажном плане ), общей площадью ........ кв.м. признано общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Дата административный истец ФИО1 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за спорное помещение в связи с принятием решения суда от Дата.

В возврате уплаченного налога административному истцу было отказано, что подтверждается письмом ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от Дата. В обоснование отказа Инспекция указала, что поскольку исчисление налога производится по сведениям регистрирующего органа, ФИО1 следует обратиться с вышеуказанным решением Адрес районного суда Адрес от Дата в органы, осуществляющие государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с целью внесения изменений в части права собственности на нежилое помещение, расположенное в 5-этажном кирпичном жилом доме по адресу: Адрес, общей площадью ........ кв.м. После внесения изменений и поступлением вышеуказанной информации в адрес Инспекции налоговым органом, в соответствии со ст. 85 НК РФ будет осуществлен перерасчет налога на имущество физических лиц, исходя из представленных сведений. Только после представления данных сведений может быть рассмотрен вопрос о наличии (отсутствии) переплаты по налогу на имущество физических лиц для возврата.

Дата ФИО1 вновь обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

Письмом от Дата в удовлетворении заявления административному истцу было отказано.

Дата ФИО1 обратилась в Управление ФНС по Иркутской области с жалобой на решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от Дата, от Дата. Решением от Дата@ в удовлетворении жалобы было отказано.

Налоговым органом ФИО1 был исчислен налог на имущество физических лиц за спорное помещение за Дата год в размере 67 610 рублей.

Дата ФИО1 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о перерасчете налога на имущество в связи с тем, что ее право собственности на подвальное помещение признано отсутствующим.

В перерасчете налога на имущество ФИО1 было отказано в связи с тем, что в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 ГК РФ право собственности такой стороны, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу. На основании решения суда от Дата Инспекцией внесена запись о прекращении права собственности Дата. Таким образом, налоговое уведомление подлежит исполнению. Данные обстоятельства подтверждаются письмом от Дата.

Дата ФИО1 обратилась в Управление ФНС по Иркутской области с жалобой на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от Дата.

Решением от Дата@ в удовлетворении жалобы было отказано.

Рассматривая требования ФИО1, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.

На основании пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), возникает (изменяется, прекращается) у физического лица с момента такой государственной регистрации (за исключением случаев возникновения (изменения, прекращения) права в силу закона).

При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).

По правилам части 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.

Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Таким образом, налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц должны руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса, и учитывать момент возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.

Исходя из системного толкования вышеизложенных правовых норм, следует, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации.

Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов регламентирован положениями главы 12 Налогового кодекса РФ.

В силу положений ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Для налогообложения важна не квалификация гражданско-правовых отношений, а фактические отношения по владению имуществом. Соответственно, если право на помещение было зарегистрировано за налогоплательщиком, то признание недействительной сделки, на основании которой была произведена эта регистрация, не может являться основанием для освобождения этого налогоплательщика от уплаты налога на имущество физических лиц.

Право собственности на недвижимое имущество возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Например, при продаже недвижимости прежний собственник утрачивает право собственности на нее с момента государственной регистрации права собственности покупателем (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ).

По общему правилу, сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в т.ч. полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. По мнению ФНС России, указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц (Письмо ФНС России от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@).

При таком положении дел, учитывая, что в Дата-Дата годах право собственности ФИО1 на подвальное помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке, при этом какие-либо сведения относительно исключения объекта из реестра в спорный период времени, представлено в регистрирующий орган административным истцом не было, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении данного имущества, право собственности на которое возникло (изменилось, прекратилось) с момента государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента государственной регистрации соответствующего права.

Поскольку сведения о прекращении права собственности административного истца в отношении спорного подвального помещения были внесены в ЕГРН Дата (дата вступления решения суда от Дата) и в периоды, за которые произведено начисление налога на имущество (Дата-Дата годы) ФИО1 являлась собственником подвального помещения, действия инспекции по начислению налога за Дата-Дата года являются правомерными, оснований для возвращения уплаченного налога за Дата года не имеется.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для возложения обязанности по уплате налога за подвальное помещение вследствие признания решением суда недействительной сделки по приобретению недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на из ошибочном толкования особенностей применения законодательства о налогах и сборах.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Пункт 3 настоящей статьи содержит принципиальное положение о недопустимости по общему правилу применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности к налоговым, другим финансовым и административным отношениям, если иное прямо не предусмотрено законом.

Таким образом, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Действующее налоговое законодательство не предусматривает такого последствия недействительности ничтожной сделки как аннулирование налогов и пени на недвижимое имущество.

В силу вышеперечисленных норм права и установленных по делу обстоятельств административный истец в налоговые периоды Дата-Дата годы являлся плательщиком налога на имущество физических лиц за объект недвижимости - подвальное помещение, как его собственник, в связи с чем начисление ему указанного налога за спорные периоды правомерно.

Доводы представителя административного истца о том, что в силу статьи 401 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не могут повлиять на вывод суда.

Действительно, в ходе рассмотрения настоящего дела обсуждалось два основания для взимания налога – наличие имущества, признаваемого объектом налогообложения, и владение им ФИО1, на праве собственности.

Оба условия имели место быть в спорный период времени, поэтому суд и пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца на основании вышеизложенных в решении обстоятельств. Представитель административного ответчика в судебном заседании подтвердил тот факт, что с момента вступления решения суда в законную силу расчет и выставление налогового уведомления и требования в отношении истца не производится.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, учитывая факт соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконными решений от Дата, от Дата об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц, о признании незаконным решения от Дата об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете налога на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 19 марта 2018 года.

Судья Е.П. Глебова