Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 07 декабря 2020 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя административного истца –
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело № 2а-912/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Кобинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Кобинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что в нарушение ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращения граждан и организаций», администрацией Кобинского сельского поселения не размещены на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты за март, апрель, июнь 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых таким обращениям. Отсутствие указанной информации на портале ССТУ.РФ препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Кобинского муниципального образования внесено представление от 19.06.2020 №7-27-2020. Согласно информации администрации Кобинского сельского поселения от 21.07.2020 администрацией проводится работа по подключению к закрытой части портала ССТУ.РФ.
Просит суд обязать администрацию Кобинского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь 2020 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчан А.Г., действующая на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нём, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика - глава Кобинского муниципального образования ФИО1, действующий на основании прав по должности, не явился, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные прокурором Братского района Иркутской области административные исковые требования о возложении на администрацию Кобинского сельского поселения обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, признает. Последствия признания иска ему понятны.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчан А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчан А.Г., учитывая признание административного иска представителем административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" и другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, Президентом РФ издан Указ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» (далее по тексту – Указ Президента РФ № 171).
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ № 171 Администрации Президента Российской Федерации поручено обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента № 171 установлено, что органы местного самоуправления, ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ № 171 мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам, осуществляются с использованием выделенных для этих целей информационно-вычислительных ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей сбор информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.
Согласно справке-инструкции о реализации Указа № 171 Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» следует, что для реализации Указа Президента РФ № 171 данные о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся во всех обращениях, поступивших в бумажном или электронном виде в орган власти (за исключением телефонных звонков, когда ответ гражданину был дан сразу же) и зарегистрированных в Системе Электронного Документооборота (СЭД) органа власти, должны вноситься любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ в раздел «Результаты рассмотрения обращений» (далее - раздел РРО).
Таким образом, действующим законодательством обязанность по ежемесячному представлению в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме (путем внесения любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ) информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, возложена в том числе, на органы местного самоуправления.
Из письменных материалов административного дела суд установил следующее.
Согласно представлению заместителя прокурора Братского района Альхименко Е.И. от 19.06.2020 в адрес главы Кобинского муниципального образования направлено требование об устранении выявленных нарушений Указа Президента № 171, выразившихся в неразмещении ежемесячных отчетов на портале ССТУ.РФ за март и апрель 2020 года.
По сообщению временно замещающей должность начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2 от 20.08.2020 № 02-23-587/20, следует, что согласно актуальным сведениям, размещенным на портале ССТУ.РФ в графе «Предоставление отчета» отсутствует информация (отчет) о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за июнь 2020 года в Иркутской области, в том числе от администрации Кобинского муниципального образования.
Из сообщения и.о. главы Кобинского муниципального образования ФИО3 от 21.07.2020 следует, что администрация не исполнила требований Указа Президента № 171. В целях устранения выявленных нарушений администрацией Кобинского сельского поселения 16.03.2020 заключен договор по поставке криптографической системы информации для работы на портале ССТУ.РФ. Оповещение о готовности комплекта поступило 07.04.2020. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, комплект был получен 21.07.2020 в ФСО Иркутской области. После установки программного обеспечения соответствующие отчеты будут предоставляться на портале ССТУ.РФ.
Согласно справке помощника прокурора Братского района Ефимова Д.А. от 12.11.2020, администрацией Кобинского сельского поселения по состоянию на 12.11.2020 не размещена на портале ССТУ.РФ информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь 2020 года.
Анализируя в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил, что в нарушение требований пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 администрацией Кобинского сельского поселения не размещались на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты (информация) за март, апрель, июнь 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям.
Неисполнение администрацией Кобинского сельского поселения обязанности по размещению на портале ССТУ.РФ указанной информации, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
То обстоятельство, что комплект пользовательского обеспечения для работы на портале ССТУ.РФ и ключи к нему получены администрацией Кобинского сельского поселения только 21.07.2020, не имеют своего правового значения, поскольку Указ Президента РФ № 171 вступил в законную силу с 01.07.2017 и с указанной даты подлежал неукоснительному исполнению органами местного самоуправления. Соответственно, администрацией Кобинского сельского поселения намного ранее 2020 года должны были быть приняты меры по приобретению пользовательского обеспечения для работы на портале ССТУ.РФ, в целях соблюдения действующего законодательства.
Суд также учитывает, что несмотря на приобретение пользовательского обеспечения, согласно справке помощника прокурора Ефимова Д.А., по состоянию на 12.11.2020, администрацией Кобинского сельского поселения, соответствующая информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь 2020 года не размещена на портале ССТУ.РФ.
Таким образом, заявленные прокурором Братского района Иркутской области административные исковые требования, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, а также, учитывая, что представитель административного ответчика – глава Кобинского муниципального образования ФИО4 административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района Иркутской области, признал в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, об обязании администрации Кобинского сельского поселения разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь 2020 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя административного ответчика – главы Администрации Кобинского сельского поселения ФИО1, действующего на основании прав по должности, признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Кобинского сельского поселения в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения - 21.12.2020.