ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-912/20 от 29.10.2020 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2020 года город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Степановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Псковский район» (далее – Администрации МО «Псковский район») к УФССП России по Псковской области, межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств (далее – МОСП по ВИП) УФССП России по Псковской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 28.08.2020 № 60042/20/123014,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО «Псковский район» обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Псковской области, МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что исполнение решения Псковского районного суда от 21.01.2020 о предоставлении Логиновой Т.В. жилого помещения не представилось возможным, поскольку Администрация Псковского района имеет право на финансовое обеспечение исполнения таких решений исключительно за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. На обращения Администрации Псковского района в Комитет о выделении необходимых денежных средств в форме субвенции бюджету МО «Псковский район» из регионального бюджета был получен ответ о том, что вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанного решения суда планируется рассмотреть при формировании областного бюджета на 2021 год. В связи с этим полагает, что в действиях Администрации Псковского района отсутствовала вина в несвоевременности исполнения решения суда.

Представитель административного истца – Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. в суд не явилась, на предыдущем судебном заседании поддержала заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора и дополнительно пояснила, что в настоящее время в адрес Администрации Псковского района поступило уведомление от 11.09.2020 о предоставлении субсидии, в том числе на приобретение в 2020 году жилого помещения Логиновой Т.В., до конца 2020 года решение суда будет исполнено.

Представитель административных ответчиков – УФССП России по Псковской области, МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области, заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткина О.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, направив письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении требования Администрации МО «Псковский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку полагает, что административным истцом не представлено доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, а указанные в заявлении доводы не подтверждают факт тяжелого имущественного положения заявителя.

Заинтересованное лицо Логинова Т.В. в судебное заседание не явилась, своей позиции по рассматриваемому спору не представила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Решением Псковского районного суда Псковской области от 21.01.2020, вступившим в законную силу 26.02.2020, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Псковского района, действовавшего в интересах Логиновой Т.В., на Администрацию Псковского района возложена обязанность предоставить Логиновой Т.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 кв. м на территории муниципального образования «Псковский район».

На основании указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП по Псковской области от 28.04.2020 возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации Псковского района и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения, 28.08.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП по Псковской области Касаткиной О.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Псковского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Законом Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным наделены местные администрации соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Закона Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем субвенций определяется в соответствии с Методикой расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии с указанной Методикой объем субвенций бюджету соответствующего муниципального района (городского округа) Псковской области (далее - муниципальный район (городской округ)) из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), на соответствующий финансовый год рассчитывается по формуле исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем году.

Таким образом, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов – Комитет

Как следует из материалов дела, Администрация Псковского района обращалась в Комитет с просьбой о выделении в кратчайшие сроки необходимых денежных средств в форме субвенции бюджету МО «Псковский район» из регионального бюджета с целью исполнения принятых решений Псковским районным судом об обязании предоставить благоустроенные жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ответ на данное обращение Комитет сообщил о том, что средства, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году Законом Псковской области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», распределены. Учитывая это, вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанных судебных решений планируется рассмотреть при формировании областного бюджета на 2021 год. В случае выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение субсидии из федерального бюджета бюджету Псковской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году, вопрос о выделении денежных средств для исполнения решений суда будет рассмотрен дополнительно.

Ввиду отсутствия финансирования Администрация Псковского района по объективным причинам была лишена возможности исполнить решение Псковского районного суда о предоставлении Логиновой Т.В. благоустроенного жилого помещения.

Кроме того, Администрация Псковского района обращалась в Псковский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Псковского районного суда, в удовлетворении которого определением суда от 27.08.2020 заявителю отказано.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Администрация Псковского района не уклонялась от исполнения требований исполнительного документа, напротив, принимала меры к скорейшему исполнению решения суда, но повлиять на ход исполнения решения не могла.

В связи с изложенным суд не усматривает виновного противоправного бездействия должника - Администрации Псковского района в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Доводы судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области о том, что Администрацией Псковского района не представлено доказательств, подтверждающих невозможность своевременного исполнения решения суда в связи с чрезвычайными или непреодолимыми обстоятельствами, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ обязанность по предоставлению соответствующих доказательств лежит на субъекте предпринимательской деятельности и не требуется для органа местного самоуправления муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить Администрацию Псковского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением от 28.08.2020.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Псковский район» удовлетворить.

Освободить Администрацию Псковского района от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Псковской области Касаткиной О.А. от 28.08.2020 № 60042/20/123014 в рамках исполнительного производства от 28.04.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.

Судья: Е.В. Ковалева