ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-913/18 от 04.10.2018 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-913/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,

при секретаре Федорцовой Т.В.,

при участии представителя административного истца – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Собранию депутатов Чебаркульского городского округа о признании незаконными решений Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов Чебаркульского городского округа о признании незаконными решений Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва, просил суд:

- признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год»;

- признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год»;

- признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год».

В обоснование иска указал, что на основании решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «Об избрании Главы Чебаркульского городского округа» он вступил в должность Главы Чебаркульского городского округа с Дата

Собрание депутатов Чебаркульского городского округа V созыва решением Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» заслушав и обсудив вопрос об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год, высказанную по итогам обсуждения депутатами V созыва, рассмотрев обращение Главы ФИО3 о переносе вопроса «Об отчете о деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» на Дата, и об отзыве ранее представленного проекта отчета (письма администрации от Датаг. исх.Номер от Датаг. исх. Номер ), представленные исполняющим обязанности председателя Собрания депутатов ФИО1, руководствуясь статьями 26, 29 Устава Чебаркульского городского округа признало деятельность Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год - неудовлетворительной.

Дата Собрание депутатов Чебаркульского городского округа V созыва, после рассмотрения представления Главы Чебаркульского городского округа, заслушав управляющего делами администрации, учитывая решение постоянной депутатской комиссии по нормотворчеству, приняло решение Номер отклонить проект решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год».

Также Датаг. Собрание депутатов Чебаркульского городского округа решением Номер внесло изменения и дополнения в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», а именно:

Наименование решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Датаг. Номер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год»» изложить в новой редакции»: «Об отчете о деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Преамбулу решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Датаг. Номер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» изложить в новой редакции»:

«Рассмотрев, представленный в Собрание депутатов Отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», обращения Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 о переносе вопроса «Об отчете о деятельности Главы и Администрации города за 2017 год» на Дата (письмо администрации от Датаг. исх. Номер ), об отзыве ранее представительного отчета (письмо администрации от Датаг. исх. Номер ), принимая во внимание нарушение со стороны Главы Чебаркульского городского округа сроков представления в Собрание депутатов отчета и сроков его обсуждения Собранием депутатов (ст.ст. 11; 98 Регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа), обсудив вопрос о деятельности Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации города за 2017 год, руководствуясь ст.ст. 26, 29 Устава Чебаркульского городского округа, Собрание депутатов Чебаркульского городского округа,...».

3. Дополнить решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» пунктами следующего содержания:

«2. Отказать в удовлетворении обращений Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 о переносе вопроса «Об отчете о деятельности Главы и Администрации города за 2017 год» на Дата, и об отзыве ранее представленного отчета, в связи с их необоснованностью».

4. Отчет о деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год принять к сведению (прилагается).

Опубликовать отчет Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации за 2017 год в установленном порядке.

Пункт второй решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Датаг. Номер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» считать пунктом 5.

Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по нормотворчеству...(ФИО8).

Административный истец считает, что установленный Регламентом порядок принятия оспариваемых решений был грубо нарушен.

Так, Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер был утвержден план работы на первый квартал 2018 года.

В установленном порядке отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и администрации города за Дата в Собрание депутатов Чебаркульского городского округа не вносился.

Кроме того, Дата Собранием депутатов Чебаркульского городского округа было получено письмо Главы Чебаркульского городского округа с просьбой перенести вопрос об отчете Главы Чебаркульского городского округа за 2017 год на очередное Собрание депутатов на Дата. в связи с проведением Дата выборов президента РФ, возросшей загруженностью, необходимостью участия в заседаниях штаба по подготовке к выборам.

Дата постоянной депутатской комиссией по экологии, природопользованию и туризму вопрос об отчете о деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год из повестки был исключен.

Дата постоянной депутатской комиссией по социальной и молодежной политике, физической культуре и спорту вопрос об отчете о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год из повестки был исключен.

Дата постоянная депутатская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и городского хозяйства решила рекомендовать депутатам Собрания информацию «О переносе отчета о деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за Дата, на Дата» принять к сведенью. Рекомендовать Главе Чебаркульского городского округа предоставить информацию по отчёту о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год в Собрание депутатов, в срок до Дата.

Дата главой Чебаркульского городского округа на e-mail управляющей делами Собрания депутатов Чебаркульского городского округа ФИО9 была направлена информация в виде рабочего проекта доклада к отчету за 2017 год с целью предоставления возможности депутатам заблаговременно ознакомится с информацией о работе администрации за 2017 до очередного Собрания депутатов в Дата

Дата постоянная депутатская комиссия по бюджетно-финансовой и экономической политике проголосовала «ЗА» за обращение Главы Чебаркульского городского округа о переносе отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год на Дата.

Дата постоянная депутатская комиссия по нормотворчеству, соблюдению законности и правопорядка, депутатской этике, местному самоуправлению, связям с общественными организациями решила:

Рекомендовать депутатам Собрания информацию «О переносе отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на Дата» принять к сведенью.

Рекомендовать депутатам Собрания рассмотреть информацию «О переносе отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год на очередном заседании Собрания депутатов Дата

Дата Собранием депутатов Чебаркульского городского округа было получено письмо Главы Чебаркульского городского округа об отзыве направленного в адрес Собрания депутатов Чебаркульского городского округа рабочего проекта доклада к отчету за 2017 год в связи с тем, что он требовал доработки.

Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Таким образом, законность муниципального правового акта подразумевает, в том числе его обоснованность, мотивированность.

Отсутствие в оспариваемом Решении Номер от Дата какого-либо обоснования не позволяет установить обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения, и определить его обоснованность.

Из выписки из протокола очередного сорок первого заседания Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Дата также не представляется возможным установить, в связи с чем, по каким мотивам, критериям деятельность Главы города и Администрации города за 2017 год признана неудовлетворительной.

Таким образом, отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год в Собрание депутатов Чебаркульского городского округа не выносился.

Предварительное рассмотрение отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на комиссиях Собрания депутатов не проводилось.

Вопрос об отчёте, о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год неправомерно внесен в повестку собрания депутатов Дата.

Отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на собрание депутатов Дата не представлялся и депутатами не заслушивался.

Принятое решение Номер от Дата необоснованно и не мотивировано.

Дата Собранием депутатов было получено:

- представление Главы Чебаркульского городского округа об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» для рассмотрения на заседании Собрания депутатов Датаг.

- письмо в адрес И.о. Председателя Собрания депутатов ФИО10 «о согласовании срока по предоставлению отчета Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год»:

По результатам указанного представления Главы Чебаркульского городского округа Дата постоянная депутатская комиссия по экологии, природопользованию и туризму решила: Рекомендовать депутатам Собрания депутатов информацию «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» принять с учетом мнения постоянной депутатской комиссии по нормотворчеству.

Дата постоянная депутатская комиссия по социальной и молодежной политике, физической культуре и спорту, Дата постоянная депутатская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и городского хозяйства, Дата постоянная депутатская комиссия по бюджетно-финансовой и экономической политике, решила: Рекомендовать депутатам Собрания депутатов информацию «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» принять к сведенью.

Дата постоянная депутатская комиссия по нормотворчеству, соблюдению законности и правопорядка, депутатской этике, местному самоуправлению, связям с общественными организациями решила:

Рекомендовать депутатам Собрания депутатов информацию «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» принять к сведенью.

Рассмотреть вопрос «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» на внеочередном заседании комиссии Дата

Проанализировать выписку из протокола Собрания депутатов от Дата, письмо Главы о предоставлении отчета в Собрание.

Также, Дата постоянная депутатская комиссия по нормотворчеству, рассмотрев обращение ФИО3 о согласовании срока по предоставлению отчета Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год решила:

Информацию «О рассмотрении обращения ФИО3 «О согласовании срока по предоставлению отчета Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год в Собрание депутатов Чебаркульского городского округа» принять к сведенью.

Рекомендовать депутатам Собрания заслушать отчет «О деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» на постоянных депутатских комиссиях в апреле и на очередном заседании Собрания депутатов в Дата

Дата постоянная депутатская комиссия по нормотворчеству., заслушав и обсудив информацию по обращение ФИО3 о согласовании срока по предоставлению отчета Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год, учитывая мнение комиссии от Дата по вопросу «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» решила:

1. Информацию «О рассмотрении обращение ФИО3 «О согласовании срока по предоставлению отчета Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год в Собрание депутатов Чебаркульского городского округа» принять к сведенью.

Пункт 2 решения «Рекомендовать депутатам Собрания заслушать отчет «О деятельности главы и администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» на постоянных депутатских комиссиях в апреле и на очередном заседании Собрания депутатов в Дата.» - отменить.

Также, Дата постоянная депутатская комиссия по нормотворчеству, рассмотрела перенесенный Дата вопрос «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» и решила:

Рекомендовать Собранию депутатов принять решение об изменении и дополнении решения Собрания депутатов Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Так, Дата очередным сорок третьим заседанием Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва были приняты оспариваемые решения:

Номер «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год».

Номер «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Таким образом, проект решения Собрания депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер ...» в Собрание депутатов Чебаркульского городского округа в установленном порядке не вносился. Внесен Дата непосредственно на Собрание депутатов.

Предварительное рассмотрение проекта решения Собрания депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер ...» на комиссиях Собрания депутатов, кроме комиссии по нормотворчеству не проводилось.

Проект решения Собрания депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер ...» неправомерно внесен в повестку собрания депутатов Дата.

Предварительное рассмотрение отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на комиссиях Собрания депутатов не проводилось.

Вопрос об отчёте, о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год неправомерно внесен в повестку собрания депутатов Дата.

Отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на собрание депутатов Дата. не представлялся и депутатами не заслушивался.

Принятое решение Номер от Дата, Номер от Дата необоснованно и не мотивировано.

Кроме того, Дата предварительный, рабочий вариант отчета, требующий доработки был отозван.

Исходя из вышеизложенного Решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год» незаконно.

Оспариваемыми Решениями нарушаются права административного истца Главы Чебаркульского городского округа, поскольку признание работы Главы города и Администрации Чебаркульского городского округа неудовлетворительной второй раз может являться основанием для удаления Главы города в отставку (л.д. 2-26 том 1).

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 28 том 2).

Представитель административного ответчика ФИО2 действующий на основании доверенности Номер от Дата (л.д. 43 том 2), имеющий диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 154 том 1) в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Чебаркульского городского округа о признании незаконным решений Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск (л.д. 27, 31-36 том 2).

Представитель заинтересованного лица Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 31 том 2).

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа - местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ: Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС - РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно частей 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно части 1, части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:... 3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Согласно п. 1, 2 Устава муниципального образования «Чебаркульский городской округ» Глава городского округа является высшим должностным лицом Чебаркульского городского округа и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава городского округа избирается сроком на пять лет Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 26 и пункту 8 статьи 35 Устава муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в исключительной компетенции Собрания депутатов находятся: заслушивание ежегодных отчетов главы городского округа о результатах его деятельности, деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов. Глава городского округа представляет Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов.

Согласно п. 3 ст. 98 Регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа № 322/143 от 12 января 2012 г., информация о реализации плана мероприятий по выполнению наказов избирателей рассматривается на заседании Собрания депутатов в первом квартале каждого года и публикуется в средствах массовой информации при отчете о деятельности Главы и Председателя Собрания депутатов городского округа».

В силу пунктов 3, 4, 5 Регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа № 322/143 от 12 января 2012 г., глава города ежегодно представляет Собранию депутатов отчет о результатах свой деятельности и результатах деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов.

Собрание по предложению Председателя Собрания, постоянной депутатской комиссии может в любое время заслушать отчет администрации, ее отраслевых управлений и структурных подразделений, Контрольно-счетного комитета, муниципальных предприятий и организаций о работе в целом или по отдельным вопросам деятельности. По итогам обсуждения Собрание принимает решение.

В случае, если деятельность отраслевого управления или структурного подразделения администрации, муниципального предприятия или учреждения в целом или по отдельным направлениям деятельности будет признана неудовлетворительной, Собрание может поставить перед Главой города вопрос о выражении недоверия руководителю отраслевого управления или структурного подразделения администрации, муниципального предприятия или учреждения.

Постоянные депутатские комиссии вправе вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания и постоянной комиссии отчета или информации о работе администрации, руководителей ее отраслевых управлений и структурных подразделений, Контрольно-счетного комитета, проверять работу расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений по вопросам исполнения решений Собрания».

Из материалов дела следует, на основании решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «Об избрании Главы Чебаркульского городского округа» ФИО3 вступил в должность главы Чебаркульского городского округа с Дата.

Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» деятельность Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год признана неудовлетворительной.

Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», а именно:

Наименование решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Дата. Номер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год»» изложить в новой редакции»: «Об отчете о деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Преамбулу решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» изложить в новой редакции»:

«Рассмотрев, представленный в Собрание депутатов Отчет о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», обращения Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 о переносе вопроса «Об отчете о деятельности Главы и Администрации города за 2017 год» на Дата (письмо администрации от Датаг. исх. Номер ), об отзыве ранее представительного отчета (письмо администрации от Датаг. исх. Номер ), принимая во внимание нарушение со стороны Главы Чебаркульского городского округа сроков представления в Собрание депутатов отчета и сроков его обсуждения Собранием депутатов (ст.ст. 11; 98 Регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа), обсудив вопрос о деятельности Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и администрации города за 2017 год, руководствуясь ст.ст. 26, 29 Устава Чебаркульского городского округа, Собрание депутатов Чебаркульского городского округа,...».

3. Дополнить решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» пунктами следующего содержания:

«2. Отказать в удовлетворении обращений Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 о переносе вопроса «Об отчете о деятельности Главы и Администрации города за 2017 год» на Дата, и об отзыве ранее представленного отчета, в связи с их необоснованностью».

4. Отчет о деятельности Главы и администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год принять к сведению (прилагается).

Опубликовать отчет Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации за 2017 год в установленном порядке.

Пункт второй решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Датаг. Номер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» считать пунктом 5.

Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по нормотворчеству...(ФИО8).

Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год», отклонен проект решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год».

Разрешая административный иск ФИО3 суд приходит к выводу о его удовлетворении и признании незаконными вышеуказанных решений принятых Собранием депутатов Чебаркульского городского округа, в связи с выявленными процессуальными нарушениями при принятии данных решений.

Так, при принятии решения Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» которым деятельность Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год признана неудовлетворительной, Собранием депутатов Чебаркульского городского округа V созыва, допущены следующие нарушения Регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер :

- рассмотрение вопроса об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год не было включено в план работы на первый квартал 2018 года утвержденный решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер , при этом данный вопрос не был инициирован истцом как внеплановый;

- рассмотрение вопроса об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год проведено в отсутствие отчета Главы (предварительный отчет был отозван), без его доклада;

- предварительное рассмотрение отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год на комиссиях Собрания депутатов не проводилось, отчет не был рекомендован для рассмотрения на заседании Собрания, равно как и не был направлен на доработку или отклонен.

- решение «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» не мотивировано и фактически не содержит оценки деятельности главы города и администрации города. Таким образом, из данного решения не представляется возможным установить, в связи с чем, по каким мотивам, критериям деятельность Главы города и Администрации города за 2017 год признана неудовлетворительной.

- установленная регламентом процедура рассмотрения вопроса на заседаниях собрания соблюдена не была.

Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», которым внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год», а также решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва Номер от Дата «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год», которым отклонен проект решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы Чебаркульского городского округа и Администрации города за 2017 год» также нельзя признать законными и обоснованными в связи со следующим.

Данные решения приняты Дата на очередном сорок третьем заседании Собрании депутатов Чебаркульского городского округа V созыва, при этом проекты данных решений в план работы собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва заблаговременно в установленном порядке внесены не были, предварительное рассмотрение проектов решений не проводилось, решения не мотивированы в связи с чем не имеется возможности проверить их по существу.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующим материалами дела: решением от ДатаНомер «О принятии Устава муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в новой редакции (л.д. 28 том 1), Уставом муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (л.д. 29-46 том 1), решением от ДатаНомер «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (л.д. 47-48 том 1), распоряжением от ДатаНомер «О вступлении в должность Главы Чебаркульского городского округа (л.д. 49 том 1), решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за Дата» (л.д. 49 том 1), решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год» (л.д. 51 том 1), решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» (л.д. 93-94 том 1), Решением Номер от Дата «Об утверждении плана работы Собрания депутатов Чебаркульского городского округа на 2018 год и первый квартал 2018 года (л.д. 53), планом работы собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва на 2018 год (л.д. 54-61), решением об утверждении регламента Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер (л.д.62 том 1), Регламентом Собрания депутатов Чебаркульского городского округа (л.д.63-83 том 1), протоколом постоянной депутатской комиссии Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва: по экологии, природопользования и туризму Номер от Дата (л.д. 95-96); по социальной и молодежной политике, физической культуре и спорту Номер от Дата (л.д. 97-98 том 1); по вопросам градостроительства, землепользования и городского хозяйства Номер от Дата (л.д. 99-101 том 1); по бюджетно-финансовй и экономической политике Номер от Дата (л.д. 115-118 том 1); по нормотворчеству, соблюдению законности и правопорядка, депутатской этике, местному самоуправлению, связям с общественными организациями Номер от Дата (л.д. 118-119 том 1), проектом отчета о деятельности Главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год (л.д. 103-114 том 1), письмом Главы Чебаркульского городского суда ФИО3 от ДатаНомер об отзыве ранее отправленного отчета (л.д. 120 том 1), выпиской из протокола очередного сорок первого заседания Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва от Дата (л.д. 121-129 том 1), представлением Главы Чебаркульского городского округа ФИО3 с приложением (л.д. 130 – 131 том 1), решениями «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год» от Дата, от Дата, Дата, Дата, Дата (л.д. 132-137 том 1), выписками из протокола (л.д. 142-150 том 1).

Совокупность вышеуказанных доказательств, бесспорно, свидетельствует о наличии процессуальных нарушений при принятии оспариваемых решений.

Установленные судом процессуальные нарушения при вынесении оспариваемых решений не позволяют суду сделать вывод о их легитимности.

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства стороной ответчика представлено не было.

В соответствии со ст. 74.1 Федерального Закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить в отставку главу муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ.

Основаниями для удаления для удаления главы муниципального образования являются:

1) решения, действия (бездействие) главы, повлекшие наступление последствий, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 настоящего федерального закона;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом, данная два раза подряд.

Таким образом, поскольку неудовлетворительная оценка деятельности Главы муниципального образования Собранием депутатов Чебаркульского городского округа, по результатам его ежегодного отчета, данная два раза подряд является основанием для удаления Главы муниципального образования в отставку, следовательно, оспариваемые решения непосредственно влияют на права административного истца, которые подлежат восстановлению путем признания вышеуказанных решений незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 218, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО3 к Собранию депутатов Чебаркульского городского округа о признании незаконным решений Собрания депутатов Чебаркульского городского округа V созыва - удовлетворить.

Признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от Номер от Дата «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от ДатаНомер «Об оценке деятельности Главы и Администрации Чебаркульского городского округа за 2017 год».

Признать незаконным Решение Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от ДатаНомер «Об отклонении проекта решения «Об отмене решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «Об оценке деятельности главы Чебаркульского городского округа и администрации города за 2017 год».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: