ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-913/20 от 08.12.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 08 декабря 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Братского района

Иркутской области Каминского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело № 2а-913/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Шумиловского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Шумиловского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что в нарушение ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращения граждан и организаций», администрацией Шумиловского сельского поселения не размещены на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых таким обращениям. Отсутствие указанной информации на портале ССТУ.РФ препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Шумиловского муниципального образования внесено представление от 19.06.2020 №7-27-2020. Однако, согласно информации администрации Шумиловского сельского поселения от 29.09.2020 требования прокуратуры отклонены в связи с тем, что Шумиловским МО не приобретена соответствующая программа, средства на ее приобретение в бюджете на 2020 год не предусмотрены.

Просит суд обязать администрацию Шумиловского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Каминский А.В., действующий на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нём, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика - глава Шумиловского муниципального образования Немков Е.А., действующий на основании прав по должности, не явился, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил письменное заявление, в котором указал, что явиться на судебное заседание не сможет, по причине отсутствия транспорта, с административным исковым заявлением прокурора Братского района Иркутской области согласен.

Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Каминского А.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав помощника прокурора Братского района Каминского А.В., учитывая признание административного иска представителем административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 14 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" и другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, Президентом РФ издан Указ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» (далее по тексту – Указ Президента РФ № 171).

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ № 171 Администрации Президента Российской Федерации поручено обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.

Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента № 171 установлено, что органы местного самоуправления, ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ № 171 мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам, осуществляются с использованием выделенных для этих целей информационно-вычислительных ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей сбор информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.

Согласно справке-инструкции о реализации Указа № 171 Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» следует, что для реализации Указа Президента РФ № 171 данные о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся во всех обращениях, поступивших в бумажном или электронном виде в орган власти (за исключением телефонных звонков, когда ответ гражданину был дан сразу же) и зарегистрированных в Системе Электронного Документооборота (СЭД) органа власти, должны вноситься любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ в раздел «Результаты рассмотрения обращений» (далее - раздел РРО).

Таким образом, действующим законодательством обязанность по ежемесячному представлению в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме (путем внесения любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ) информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, возложена в том числе, на органы местного самоуправления.

Из письменных материалов административного дела суд установил следующее.

Согласно представлению заместителя прокурора Братского района Альхименко Е.И. от 19.06.2020 в адрес главы Шумиловского муниципального образования направлено требование об устранении выявленных нарушений Указа Президента № 171, выразившихся в не размещении ежемесячных отчетов на портале ССТУ.РФ за март и апрель 2020 года.

По сообщению временно замещающей должность начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике Бобровой С.В. от 20.08.2020 № 02-23-587/20, следует, что согласно актуальным сведениям, размещенным на портале ССТУ.РФ в графе «Предоставление отчета» отсутствует информация (отчет) о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за июнь 2020 года в Иркутской области, в том числе от администрации Шумиловского муниципального образования.

При этом, из сообщений главы Шумиловского муниципального образования от 19.06.2020 и от 22.09.2020 следует, что администрация не исполнила требований Указа Президента № 171, ежемесячные отчеты по обращениям граждан на портале ССТУ.РФ за июнь, июль и август 2020 года не размещались, так как не приобретена соответствующая программа. Средства на приобретение указанной программы в бюджете Шумиловского муниципального образования на 2020 год не предусмотрены.

Согласно справке помощника прокурора Братского района Ефимова Д.А. от 12.11.2020, администрацией Шумиловского сельского поселения по состоянию на 12.11.2020 не размещена на портале ССТУ.РФ информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года.

Анализируя в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил, что в нарушение требований пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 администрацией Шумиловского сельского поселения не размещались на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты (информация) за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям.

Неисполнение администрацией Шумиловского сельского поселения обязанности по размещению на портале ССТУ.РФ информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Довод представителя административного ответчика – главы администрации Шумиловского сельского поселения Немкова Е.А., указанный в письменном сообщении от 22.09.2020, о том, что в бюджете сельского поселения на 2020 год не предусмотрены средства на приобретение соответствующей программы, суд не принимает во внимание, так как данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения требований закона при осуществлении своей деятельности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 179 БК РФ по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Таким образом, заявленные прокурором Братского района Иркутской области административные исковые требования, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, а также, учитывая, что представитель административного ответчика – глава Шумиловского муниципального образования Немков Е.А. административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района Иркутской области, признал в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, об обязании администрации Шумиловского сельского поселения разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять от представителя административного ответчика – главы Администрации Шумиловского сельского поселения Немкова Е.А., действующего на основании прав по должности, признание иска.

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Шумиловского сельского поселения в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь, июль, август 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения - 22.12.2020.