УИД 70RS0001-01-2022-001004-36
№2а-913/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Порохнюк Е.Н.
при секретаре Назиной Е.В.,
помощник судьи Сафиулина И.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-913/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности перенаправить обращение в соответствующий орган,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, в котором с учетом уточнения просит:
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении его обращения от 12.05.2021 в части вопроса о необходимости контроля Приказа /________/ от 02.07.2018 в части количественного состава судейских коллегий первенств Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2017, 06.05.2017 и регионального соревнования «Сибирский тигр» 22.12.2019 по подведомственности, нарушающим п.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»,
- обязать административного ответчика для выполнения Приказа /________/ от 02.07.2018 в части количественного состава судейских коллегий перенаправить его обращение со всеми приложениями для рассмотрения 2-го вопроса, поставленного в обращении, по существу и проведения проверки достоверности протоколов, в тот государственный орган или тому должностному лицу, в чью компетенцию входит проверка и контроль.
В обоснование указано, что 12.05.2021 ФИО1 направлена досудебная претензия в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, содержащая сведения о систематических нарушениях закона на протяжении многих лет, допущенных Региональной общественной организацией «Томская областная Федерация каратэ», ИНН /________/. Согласно п.3.5.1 «г», «д», «ж» Приказа Минспорта России /________/ от 22.06.2017 на всех соревнованиях по виду спорта каратэ должен вестись протокол соревнований, содержащий сведения о том, какие спортсмены, какие матчи провели, и какие призовые места были заняты, а также поименный список спортивных судей, обслуживающих соревнования. Состав судейских коллегий для каждого уровня спортивных мероприятий утвержден приказом Минспорта России /________/ от 02.07.2018. Право на включение в календарный план официальных спортивных мероприятий в Томской области принадлежит ТОФК, аккредитованной по виду спорта каратэ в регионе. На территории субъекта РФ по одному виду спорта может иметь государственную аккредитацию только одна региональная спортивная федерация. Департамент выделяет финансирование аккредитованным федерациям на проведение официальных спортивных мероприятий, чем выполняет государственную функцию по развитию спорта. В соответствии с п.3.4.16 Правил каратэ итоговый отчет и полный комплект спортивной документации сдается главным судьей в организацию, проводившую соревнования, в течение трех дней. Главным секретарем для включения в итоговый отчет ведутся протоколы соревнований и оформляются протоколы схваток. В обращении административного истца в Департамент от 12.05.2021 проанализированы официальные первенства по каратэ в Томской области за последние 5 лет с 2017 по 2021 годы. Выделены, отмечены и приведены подтверждения грубейших нарушений отраслевых приказов Минспорта России РФ /________/ от 02.06.2018, /________/ от 22.06.2017 по недостаточной численности судей. Из полученного из Минспорта России ответа следует, что первенства, проводимые с нарушением количественного и качественного состава спортивных судей, не могут быть признаны официальными.30.10.2021 и 20.11.2021 им были направлены запросы в Минспорта России с просьбой провести проверку указанных выше протоколов Региональных соревнований по каратэ, на что был получен ответ о том, что данной проверкой занимаются прокуратура и Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Вместе с тем, повторно рассмотрев его обращение от 12.05.2021, административный ответчик в части спорного вопроса указал, что не наделен полномочиями по проверке протоколов соревнований и, нарушив п.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», не направил в данной части его обращение в государственный орган или тому должностному лицу, в чью компетенцию входит проверка и контроль. Соответственно, в данной части его обращение не рассмотрено по существу. Отсутствие должного контроля за достоверностью результатов спортивных соревнований, а особенно отсутствие реагирования на сообщения о фактах фальсификации (противоправного влияния), подрывает стремление граждан к занятиям спортом, подрывает авторитет государственной власти, а также нивелирует усилия граждан по достижению спортивных результатов.
29.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России).
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме. Обратил внимание на то, что в момент проведения соревнований, на что указывает Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, оспорить протоколы соревнований невозможно, так как они появляются в течение 3-х дней. Он же ознакомлен с ними гораздо позже, в связи с чем только 12.05.2021 обратился за их проверкой.
Представитель административного истца ФИО2, действующая по устному ходатайству, позицию доверителя поддержала в полном объеме, дополнив, что Минспорта России в своем ответе не ссылается на документ, которым делегировал полномочия в спорной части Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Соответственно, если у последнего отсутствуют полномочия по рассмотрению спорного вопроса, необходимо было в этой части направить обращение в соответствующий орган или должностному лицу. Приказ Минспорта России /________/ от 02.07.2018 регулируется на уровне Минспорта России, в связи с чем у административного ответчика нет полномочий по рассмотрению спорного вопроса.
Административный ответчик Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено. Каких-либо возражений по административному иску не представлено.
Заинтересованное лицо Минспорта России также в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых указано, что Минспорта России возражает против удовлетворения требований. Минспорта России не в праве осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ссылка административного истца на то, что контроль за исполнением приказа Минспорта России /________/ от 02.06.2018 возложен на заместителя Министра спорта Российской Федерации, не влечет удовлетворение административного иска, поскольку данные функции не связаны с проверкой протоколов соревнований, проводимых региональными спортивными организациями. Указано на то, что ФИО1 неоднократно обращался с аналогичными вопросами в Минспорта России, на что ему были даны исчерпывающие ответы. Ранее состоялось решение суда по делу 2а-1669/2021, которое вступило в законную силу, и как следует из административного иска, во исполнение решения суда ФИО1 дан ответ. Обращено внимание на то, что действующее законодательство не предусматривает возможности обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае несогласия с ними. Разъяснено, что в соответствии с разделом 10 правил вида спорта «каратэ», утв. Приказом Минспорта России от 22.06.2017 /________/, определен порядок подачи протестов и апелляций в командных соревнованиях по виду спорта «каратэ». Истцом не представлены подтверждающие материалы о подаче протеста на работу судейской коллегии Минспорта России полномочиями по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовному преследованию в соответствии со своими полномочиями не наделен.
Определив на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело при настоящей явке, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Одной из задач КАС административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1).
В силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
12.05.2021 ФИО1 направил обращение, именуемое досудебной претензией, в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, в котором указано о проведении официальных первенств Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и региональных соревнований по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019. Указывает на то, что данные соревнования не могут соответствовать статусу официальных в связи с тем, что состав судейской коллегии, указанный Региональной общественной организацией «Томская областная Федерация каратэ» в итоговых протоколах соревнований, сданных в Департамент, не соответствует требованиям приказа Минспорта РФ /________/ от 02.07.2018. Около 1/3 перечисленных в протоколах судей реально отсутствовали на данных соревнованиях (служили в армии, были в командировке, переехали в другой город, умерли), что является прямым подлогом и противоправным влиянием на результаты соревнований. Грубыми нарушениями Правил каратэ и подтасовками итоговых протоколов нарушены права спортсменов. Итоговые протоколы утверждены Департаментом. Бездействие Департамента дискредитирует смысл спортивной деятельности по данному виду спорта, нарушает права спортсменов на честную спортивную конкуренцию.
В данном обращении ФИО1 просил:
- признать факт противоправного влияния на результат соревнований;
- недействительными протоколы первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019;
- отменить все связанные с этими результатами приказы присвоения спортивных разрядов спортсменам;
- потребовать у Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» вернуть в бюджет Томской области денежные средства, потраченные на спортсменов, попавшими в состав сборных команд Томской области вследствие нарушений присвоения спортивных разрядов по итогам проведения неофициальных соревнований, а также средства на проведение соревнований;
- применить меру, предусмотренную ст.26.2 Федеральным законом №329, а именно лишить аккредитации Региональную общественную организацию «Томская областная Федерация каратэ» по виду спорта «каратэ».
21.05.2021 Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области дан ответ /________/ на обращение ФИО1, в соответствии с которым Департамент согласно Положению об официальных региональных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях по каратэ не утверждает Протоколы соревнований, не осуществляет их прием и хранение. При формировании протокола Федерация лишь использует бланк с наименованием Департамента, что является ее инициативой. Утверждение протокола подразумевает визу начальника Департамента, что в указанных протоколах отсутствует, т.к. визирование протоколов соревнований находится вне компетенции Департамента. Департамент осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки, иными контрольно-надзорными функциями в соответствии с ФЗ №329-ФЗ от 04.12.2007 Департамент не наделен. Ситуация, изложенная в обращении ФИО1, не может быть урегулирована распорядительными функциями Департамента как органа исполнительной власти. Рассмотрение доводов о противоправных действиях, указанных в обращении, относится к компетенции правоохранительных органов.
Решением Кировского районного суда г.Томска от 11.11.2021 признано незаконным бездействие Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, выразившееся в необеспечении всестороннего рассмотрения обращения ФИО1 от 12.05.2021, именуемого как досудебная претензия. Признаны незаконными действия Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области по направлению его обращения для рассмотрения и ответа в рамках компетенции Областное государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области». Возложена обязанность на Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области повторно рассмотреть обращение ФИО1 от 12.05.2021.
По результатам повторного рассмотрения обращения ФИО1 от 12.05.2021 Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области дан ответ от 24.12.2021 /________/ в части спорного вопроса (признать недействительными протоколы первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019), из которого следует, что Департамент не уполномочен признавать недействительными протоколы соревнований.
По остальным ответам на обращение у административного истца никаких возражений не имеется, в связи с чем ответ оспаривается только в указанной части.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.
Согласно ч. 1 данной статьи государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом в силу ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частями 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В силу частей 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ в том случае, если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, или решение вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, письменное обращение (его копия) направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Таким образом, обращение должно быть направлено в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Как ясно следует из ответа Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области от 24.12.2021 /________/, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ по вопросу признания недействительными протоколов первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019 (вопрос №2 обращения) ответ не дан. Содержится только указание о том, что Департамент не уполномочен признавать недействительными протоколы соревнований.
Согласно подп.29 п.9 Положения о Департаменте по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, утв. постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 №92 "Об утверждении Положения о Департаменте по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области" для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач (высокий уровень развития физической культуры и спорта; эффективная молодежная политика. Задачами деятельности Органа являются: создание условий для развития массового спорта; создание условий для развития спорта высших достижений; создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи) Орган выполняет следующие функции готовит ответы на обращения граждан, органов и организаций по вопросам, относящимся к сфере деятельности Органа.
Таким образом, учитывая, что Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области не направил обращение ФИО1 от 12.05.2021, именуемое как досудебная претензия, в части спорного вопроса в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит его решение, и не дан ответ по существу этого вопроса, соответственно Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области его обращение в части спорного вопроса не было всесторонне рассмотрено, чем допущено бездействие, а потому требование в данной части правомерно.
В связи с изложенным, довод представителя заинтересованного лица Минспорта России о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае несогласия с ними, отклоняется, так как в настоящем случае ФИО1 оспаривает не существо ответа, а, по сути, его отсутствие в спорной части.
Следует заметить, что в ответе Минспорта России от 08.09.2021 №/________/ на обращение ФИО1 от 18.08.2021 указано о том, что, если он располагает фактами, что количественный состав судейской бригады не соответствует Правилам вида спорта «каратэ», утв. приказом Минспорта России от 22.06.2017 /________/, просят обратиться в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.
В ответе Минспорта России от 30.11.2021 /________/ ФИО1 сообщено о том, что для проверки протоколов соревнований, проводимых Региональной общественной организацией «Томская областная федерация каратэ», ему необходимо обратиться в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Так как суд пришел к выводу о бездействии административного ответчика, выразившегося в необеспечении всесторонней проверки доводов в части признания недействительными протоколов первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019 (вопрос №2 обращения), изложенных в обращении ФИО1 от 12.05.2021, на стороне административного ответчика возникает обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения именно этого вопроса.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований о возложении обязанности на административного ответчика для выполнения Приказа /________/ от 02.07.2018 в части количественного состава судейских коллегий перенаправить его обращение со всеми приложениями для рассмотрения 2-го вопроса, поставленного в обращении, по существу и проведения проверки достоверности протоколов, в тот государственный орган или тому должностному лицу, в чью компетенцию входит проверка и контроль.
На основании изложенного, руководствуясь ст.174, 176-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, выразившееся в нерассмотрении вопроса №2 обращения ФИО1 от 12.05.2021, именуемого как досудебная претензия, о признании недействительными протоколов первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019.
Возложить обязанность на Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области повторно рассмотреть обращение ФИО1 от 12.05.2021, именуемое как досудебная претензия, в части вопроса №2 о признании недействительными протоколов первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк
Решение в окончательной форме изготовлено 13.05.2022.
Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк
Копия верна.
Председательствующий Е.Н.Порохнюк
Секретарь Е.В.Назина