ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9145/16 от 03.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-9145/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2016 г. г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Майковой Н.Н.

при секретаре Медведевой Е.А.

с участием представителя административного истца ФИО1

с участием представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному иску ФИО4 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части требований включения разрешения на строительство в состав технического плана на объект индивидуального жилищного строительства,

установил:

Административный истец ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с учетом уточнений в порядке ст.46 КАС РФ о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-70747, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-72102 в части требований включения разрешения на строительство в состав технического плана на объект индивидуального жилищного строительства.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства этажностью менее трех по адресу: <адрес>, уч. 17. К заявлению ФИО4 предоставил технический план №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, приложением которого была декларация об объекте недвижимости составленная и подписанная ФИО4, а также пояснительная записка - кадастрового инженера.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области» № , которым приостановлен государственный учет, в том числе из-за отсутствия разрешения на строительство объекта недвижимости, которое, по мнению административного ответчика должно прилагаться к техническому плану.

Данное решение препятствует ФИО4 воспользоваться Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» («дачная амнистия»), которое до ДД.ММ.ГГГГ предоставляет право оформить в собственность объект индивидуального жилищного строительства без получения разрешения на строительство и соответственно без разрешения на введение объекта в эксплуатацию.

ФИО4 считает, что решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного учета объекта индивидуального жилищного строительства этажность менее трех по адресу: <адрес> является незаконным в части приостановления учета из-за отсутствия разрешения на строительство объекта недвижимости и в части требования включить разрешение на строительство в технический план. Считаю незаконной данную часть решения по следующим причинам.

Жилой дом по адресу: <адрес> представляет собой отдельно стоящий объект индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства в <адрес> не требуется. Соответственно разрешение на строительство, целью которого является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство - ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть получение разрешения на строительство на объекты индивидуального жилищного фонда законодатель не запрещает, но если оно не получено, то его отсутствие до ДД.ММ.ГГГГ не препятствует оформлению объекта индивидуального жилищного строительства в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области» принял решение № , которым отказал ФИО4 в снятии приостановления государственного учета объекта недвижимости по адресу: <адрес>, уч. 17. ФИО4 не согласен с данным решением в части требования административного ответчика включить разрешение на строительство в состав Технического плана на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> Данное требование административного ответчика является незаконным по основаниям, которые изложены в основном административном иске.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01 марта 018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В данном случае объект учета представляет собой индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем законодательство в области градостроительной деятельности не требует получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Просит признать незаконными решение от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-70747; решение от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-72102 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» по приостановлению государственного кадастрового учета объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в части требований включить разрешение на строительство в состав Технического плана на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился о дне слушания извещен надлежащим образом, от него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить, считает отказ ответчика препятствует административному истцу зарегистрировать право собственности на свой жилой дом.

Представитель административного ответчика ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, считает их не обоснованными.

Представитель административного ответчика ФИО2 не согласилась с заявленными требованиями, просила в иске отказать, дала показания в соответствии с представленными суду возражениями на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" ч.3. ст.1 - Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

На основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" Ч.5.ст. 4 - Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" ч. 8. ст.41 - Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до ДД.ММ.ГГГГ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта такого объекта недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта помещения или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации. При отражении в техническом плане сведений о местоположении сооружения на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно отражаются границы территории, если сооружение размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с координатами характерных точек границ такой территории, указанными в акте органа местного самоуправления или органа государственной власти, разрешающем размещение данного сооружения, копия которого включается в состав приложения к техническому плану.

На основании ГрК РФ п.10 ст. 1 - объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

В соответствии ч. 1 ст. 51 ГрК РФ - Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ч.2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании ГрК РФ ч.9 ст.51 - В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии ГрК РФ -ч.19 ст. 51 - Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Судом установлено следующее - в соответствии с договором аренды земельного участка -с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:48:040733:256 под строительство дома.

Уже ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства этажностью менее трех по адресу: <адрес>. К заявлению ФИО4 предоставил технический план №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, приложением которого была декларация об объекте недвижимости составленная и подписанная ФИО4, а также пояснительная записка - кадастрового инженера.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» № , которым приостановлен государственный учет, в том числе из-за отсутствия разрешения на строительство объекта недвижимости, которое, по мнению административного ответчика должно прилагаться к техническому плану.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 вынесено решение административным ответчиком об отказа в снятии приостановления, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Из вышеперечисленных норм судом установлено, что законом предусмотрено необходимость получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство в обязательном порядке, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, то есть отсутствие необходимости получения разрешения на ввод индивидуального жилого дома в эксплуатацию, не освобождает истца от получения разрешения на строительство объекта, что подтверждается градостроительным законодательством.

В силу положений ФЗ от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию являлось обязательным.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты индивидуального жилищного строительства, заключается в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав – разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов, однако это не распространяется на получение разрешения на строительство, данный документ должен быть предоставлен административным истцом для постановки объекта на кадастровый учет.

Таким образом, судом установлено, что решения административного ответчика сначала о приостановлении постановке кадастровый учет объекта недвижимости за № от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления за № Ф64/001/2016-72102 вынесены в полном соответствии с требованиями законодательства.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований административному истцу необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований административного истца ФИО4 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-70747, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф64/001/2016-72102 в части требований включения разрешения на строительство в состав технического плана на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Саратова.

Председательствующий