город Луга 23 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное дело №2а-914/2020
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ретюнского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, путем установки у входа на территории кладбищ мнемосхем планировки кладбищ,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор (далее – административный истец), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Лужский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Ретюнского сельского поселения <адрес> (далее – административный ответчик) о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь, Ретюнского сельского поселения путем установки у входа на территории кладбищ мнемосхем планировки кладбищ (л.д.4-7).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, а также законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проверки установлено, что администрацией поселения допускаются нарушения требований законодательства при обеспечении доступности нарушения требований общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения. На общественные кладбища, расположенные по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения, не обеспечен доступ лиц, относящихся к маломобильным группам населения, в том числе инвалидов, поскольку на территории названных кладбищ не обеспечен доступ маломобильных групп населения к участникам погребений, к водоразборным устройствам, у входа на территории кладбищ отсутствуют мнемосхемы планировки кладбищ, что препятствует посещению названных социальных объектов лицами с ограниченными возможностями и свидетельствует об уклонении от исполнения требований о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, что является недопустимым и соответственно необходимо принять незамедлительные меры по устранению нарушений закона и недопущению их впредь. Выявленные нарушения в сфере доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, а также законодательства о погребении и похоронном деле недопустимы, что послужило основанием для внесения прокуратурой в адрес главы администрации поселения ДД.ММ.ГГГГ представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. На основании ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В ходе судебного разбирательства Лужский городской прокурор в лице помощника – ФИО, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – администрация Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес>, надлежащим образом уведомленная о месте и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направила, в приемную Лужского городского суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д.22).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 65 КАС РФ закреплено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст.1 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ранее, Лужской городской прокуратурой по вышеуказанным нарушениям в адрес главы администрации Ретюнского сельского поселения 26.05.2020г. выносилось представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
В ходе судебного разбирательства установлено, и сторонами по делу не оспаривалось, что администрацией поселения допускаются нарушения требований законодательства при обеспечении доступности нарушения требований общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения. Согласно Конвенции о правах инвалидов в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни, и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Как установлено ст. 7 Конституции РФ, ФИО – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Пунктом «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак – проводников): создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно – спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 22 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1 Областного закона от 10.07.2014г. №-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает санитарные правила к выбору и содержанию мест погребения.
Статьей 17 Закона № 8-ФЗ установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Требования к оборудованию зданий и сооружений для маломобильных групп населения определены Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Разделом которого «Культовые, ритуальные и мемориальные здания и сооружения» предусмотрено, что п. ДД.ММ.ГГГГ архитектурная среда зданий, сооружений и комплексов культурного назначения, а также ритуальные объекты для всех видов торжественных церемоний, похоронные и мемориальные объекты должны удовлетворять требованиям доступности для МГН, а также конфессиональным требованиям в части размещения и оборудования мест обрядовых мероприятий (п.ДД.ММ.ГГГГ СП).
Также данным разделом установлено, что на территориях кладбищ и некрополей должен быть обеспечен доступ маломобильных групп населения: к участкам погребений, к колумбариям всех видов, к зданиям администрации, торговли, питания и бытовым зданиям для посетителей, к общественным туалетам, к водоразборным устройствам и чашам для полива, к выставочным участкам, к мемориальным объектам общественного назначения (п.ДД.ММ.ГГГГ СП). У входа на территорию кладбищ и некрополей следует предусматривать с правой стороны по ходу движения мнемосхемы планировки кладбищ и некрополей. На путях движения по кладбищам следует не реже чем через 300 м предусматривать зоны отдыха с местами для размещения сидя (п.ДД.ММ.ГГГГ СП).
В ходе проверки установлено, что на общественное кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения, не обеспечен доступ лиц, относящихся к маломобильным группам населения, в том числе инвалидов, поскольку на территории названных кладбищ не обеспечен доступ маломобильных групп населения к участникам погребений, к водоразборным устройствам, у входа на территории на территории кладбищ отсутствуют мнемосхемы планировки кладбищ, что препятствует посещению названных социальных объектов лицами с ограниченными возможностями и свидетельствует об уклонении от исполнения требований о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Выявленные нарушения в сфере доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, а также законодательства о погребении и похоронном деле недопустимы, что послужило основанием для внесения прокуратурой в адрес главы администрации поселения ДД.ММ.ГГГГ представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. На основании ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
С учетом изложенного, суд полагает административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ретюнского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения путем установки у входа на территории кладбищ мнемосхем планировки кладбищ, законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение одного года после вступления в силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ретюнского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения путем установки у входа на территории кладбищ мнемосхем планировки кладбищ – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ретюнского сельского поселения <адрес>, по не принятию мер по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения.
Обязать администрацию Ретюнского сельского поселения <адрес> в течение года с момента вступления решения в законную силу обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры – общественных кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>, д. Ретюнь Ретюнского сельского поселения путем установки у входа на территории кладбищ мнемосхем планировки кладбищ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд <адрес>.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись
УИД 47RS0№-20