ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-914/2018 от 04.07.2018 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-914/2018 Мотивированное решение

изготовлено 09 июля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2018 года

г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Дергачевой Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Кандалакши Петровой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело

по административному иску прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц

к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района

о признании незаконным бездействия, обязании разработать и принять правовой акт, утверждающий административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в защиту интересов неопределённого круга лиц в суд с административным иском к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района (далее – администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги выдаче выписок из реестра муниципальной собственности. В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой г. Кандалакши проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, которые ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424, сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.

Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса. Таким образом, к полномочиям администрации поселения отнесено предоставление сведений об объектах учета муниципальной собственности.

Поскольку выдача выписок из реестра муниципальной собственности является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемой по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа и, соответственно, является муниципальной услугой в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», то на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона. В нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества администрацией сельского поселения Алакуртти не разработан и не утверждён административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности. Возложить на администрацию сельского поселения Алакуртти обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Петрова Р.Р. поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям.

Административный ответчик о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав помощника прокурора г. Кандалакши Петрову Р.Р., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ) под муниципальной услугой понимается предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Под административным регламентом в соответствии со статьёй 2 ФЗ № 210-ФЗ понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 13 ФЗ № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Порядок). Указанный Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах. Объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество; находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование. В силу пунктов 3, 8 Порядка, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса.Согласно пункту 3 статьи 10 Устава сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района к вопросам местного значения сельского поселения Алакуртти отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Как следует из материалов дела, прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно ответу администрации от <дата> на запрос прокуратуры города, административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам выдаче выписок из реестра муниципального имущества, не разработан и не утверждён, тем самым, администрация, не принимая мер к разработке и утверждению данного административного регламента, нарушает права неопределённого круга лиц на получение качественной муниципальной услуги. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия. Отсутствие административного регламента, содержащего все требования Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию данного вида услуг. Принимая во внимание, что не приведение нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством нарушает права граждан на получение качественной муниципальной услуги, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений. В соответствии с положениями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Прокурором заявлено требование о разработке и утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. Суд находит заявленный прокурором срок для исполнения решения достаточным и разумным. С учётом изложенного суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, выразившееся в длительном не приведении нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности, в связи с чем на административного ответчика подлежит возложению обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона путём разработки и принятия правового акта, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности. На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности.

Обязать администрацию сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона путём разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче выписок из реестра муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова