ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-915/20 от 03.11.2020 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

Дело № 2а-915/2020

УИД 86RS0008-01-2020-002825-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года г. Когалым

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре к Когалымскому городскому отделению Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО о прекращении деятельности общественной организации и об исключении его из Единого государственного реестра юридических услуг,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилось в суд с административным иском к Когалымскому городскому отделению Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО и просит признать Когалымское городское отделение Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что решение о государственной регистрации Когалымского городского отделения Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (далее - Организация) принято 04.12.1997. Сведения о государственной регистрации Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены Управлением ФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 03.01.2003 за ОГРН <***>. Юридический адрес Местная общественная организация «Ханты- Мансийская федерация мастеров гиревого спорта» - 628481, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>. Председатель - ФИО2. Управление осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям. В ходе контроля за деятельностью Организации, установлены нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона об общественных объединениях не представляется ежегодная информация о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц за период своей деятельности; не предоставляется информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОНОООЗ ежегодно за период с 2011 по 2018 года по настоящее время (нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона об общественных объединениях, п.п. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15.04.2007 № 212). Кроме того, в нарушение п.п. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности юридического лица. 12.03.2020 по юридическому адресу Организации направлено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации (исх. в связи с непредставлением вышеуказанной отчетной информации, и отсутствием видов экономической деятельности в ЕГРЮЛ. Предупреждение вернулось, что подтверждает почтовое уведомление о вручении. Вместе с тем, нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, не устранены до настоящего времени.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель административного ответчика – председатель Когалымского городского отделения Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО ФИО2, извещённый в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, судья рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке упрощённого (письменного) производства.

Судья, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу, утверждённому учредительным съездом РОСТО 25.09.1991 Общероссийская общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту)» является российским добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным в форме общественной организации. Региональные организации РОСТО осуществляют свою деятельность по данному Уставу и могут приобретать права юридического лица в соответствии с действующим законодательством. В состав региональных организаций - РОСТО входят созданные их постоянно действующими руководящими органами образовательные, военно-технические, авиационно-спортивные, спортивно-технические и иные организации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.06.2020 Когалымское городское отделение Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО зарегистрировано 04.12.1997.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях"» который в статье 7 среди организационно-правовых форм общественных объединений выделяет общественные организации, общественные фонды и др.

Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, таким органом является Минюст России.

В соответствии абз. 4 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 4 ст. 29).Административный истец указывает, что за период с 2011 года по 2018 год информация, предусмотренная абз. 4 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» Когалымским городским отделением Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО не представляется.

Согласно абз. 12 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым настоящей статьи, то есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

За период с 2011 по 2018 года информация, предусмотренная абзацем восьмым ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» Когалымским городским отделением Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО в Управление Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре так же не представляется.

Кроме того, Административным ответчиком до настоящего времени в ЕГРЮЛ не внесены сведения о видах экономической деятельности с указанием кодов согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК029-2014 (КДЕС Ред. 2) в нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ (в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности юридического лица) и статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, на основании которой общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и информировать уполномоченный орган (Минюст России) об указанных сведениях, представив необходимые документы. Наличие в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности является одним из основных условий включения юридических лиц в «Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (далее - Сводный реестр). Порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 № 163н (далее - Порядок N 163н).

12.03.2020 Управление Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре по юридическому адресу Организации направило предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации (исх. № 86/03-1306) в связи с непредставлением вышеуказанной отчетной информации, и отсутствием видов экономической деятельности в ЕГРЮЛ. Предупреждение вернулось по истечению сроков хранения в отделении почтовой связи, что подтверждает почтовое уведомление о вручении.

В пункте 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» разъяснено, что при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

В соответствии с вышеизложенным, суд учитывает что Когалымским городским отделением Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО на протяжении нескольких лет нарушаются нормы статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», также суд принимает во внимание данные о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу Когалымского городского отделения Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО, неявку в судебное заседание её представителя, извещённого в установленном законом порядке, отсутствие возражений против административного иска.

Учитывая, что изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства нашли своё подтверждение, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению и считает необходимым признать Когалымское городское отделение Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Когалым, от уплаты которой был освобожден административный истец, размер которой в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 6 000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 46, 175-179 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре к Когалымскому городскому отделению Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО о прекращении деятельности общественной организации и об исключении его из Единого государственного реестра юридических услуг, удовлетворить.

Признать Когалымское городское отделение Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ОГРН <***>, дата регистрации 04.12.1997), прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Когалымского городского отделения Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ОГРН <***>, дата регистрации 04.12.1997) в доход бюджета муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Когалым госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле, путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО-Югры.

Судья: подпись ФИО1

Копия верна, судья:

Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2а-915/2020 Когалымского городского суда ХМАО-Югры