ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-915/20 от 09.12.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 09 декабря 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Братского района

Иркутской области Петакчян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело № 2а-915/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Тарминского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Тарминского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что в нарушение ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращения граждан и организаций», администрацией Тарминского сельского поселения не размещены на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты за март, апрель, июнь 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых таким обращениям. Отсутствие указанной информации на портале ССТУ.РФ препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Тарминского муниципального образования внесено представление от 19.06.2020 №7-27-2020. Однако, согласно информации администрации Тарминского сельского поселения от 27.07.2020 требования прокуратуры не исполнены в связи с тем, что администрацией Тарминского сельского поселения проводится работа по подключению к закрытой части портала ССТУ.РФ.

Просил суд обязать администрацию Тарминского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь 2020 года.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нём, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика - глава Тарминского муниципального образования ФИО1, действующий на основании прав по должности, не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил заявление просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В заявлении указал, что заявленные прокурором Братского района административные исковые требования признает. Администрация Тарминского МО заключила договор № 667 от 10.11.2020 с ООО «Системы информационной безопасности». Заявка на оплату программы подана в финансовое управление МО «Братский район».

Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания

Выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., учитывая признание административного иска представителем административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" и другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, Президентом РФ издан Указ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» (далее по тексту – Указ Президента РФ № 171).

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ № 171 Администрации Президента Российской Федерации поручено обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.

Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента № 171 установлено, что органы местного самоуправления, ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ № 171 мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам, осуществляются с использованием выделенных для этих целей информационно-вычислительных ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также ресурсов инфраструктуры, обеспечивающей сбор информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.

Согласно справке-инструкции о реализации Указа № 171 Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» следует, что для реализации Указа Президента РФ № 171 данные о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся во всех обращениях, поступивших в бумажном или электронном виде в орган власти (за исключением телефонных звонков, когда ответ гражданину был дан сразу же) и зарегистрированных в Системе Электронного Документооборота (СЭД) органа власти, должны вноситься любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ в раздел «Результаты рассмотрения обращений» (далее - раздел РРО).

Таким образом, действующим законодательством обязанность по ежемесячному представлению в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме (путем внесения любым из доступных способов на информационный ресурс ССТУ.РФ) информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, возложена в том числе, на органы местного самоуправления.

Из письменных материалов административного дела суд установил следующее.

Согласно представлению заместителя прокурора Братского района Альхименко Е.И. от 19.06.2020 в адрес главы Тарминского муниципального образования направлено требование об устранении выявленных нарушений Указа Президента № 171, выразившихся в не размещении ежемесячных отчетов на портале ССТУ.РФ за март и апрель 2020 года.

По сообщению временно замещающей должность начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2 от 20.08.2020 № 02-23-587/20, следует, что согласно актуальным сведениям, размещенным на портале ССТУ.РФ в графе «Предоставление отчета» отсутствует информация (отчет) о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за июнь 2020 года в Иркутской области, в том числе от администрации Тарминского муниципального образования.

Из сообщения главы Тарминского муниципального образования от 27.07.2020 следует, что администрация не исполнила требований Указа Президента № 171, в связи с отсутствием технической возможности, так как у администрации только один новый компьютер, на котором невозможно установить еще одну программу. Остальные компьютеры старые. Для установки программы требуется приобретение нового процессора, заявка на который направлена в администрацию МО «Братский район». Администрация Тарминского сельского поселения, согласно письма № 731 от 26.02.2020 заполняет форму отчета в письменной форме на бумажном носителе и отправляет в отдел территорий, для размещения сведений на ресурсе ССТУ.РФ.

Согласно справке помощника прокурора Братского района Ефимова Д.А. от 12.11.2020, администрацией Тарминского сельского поселения по состоянию на 12.11.2020 не размещена на портале ССТУ.РФ информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям за март, апрель, июнь 2020 года.

Анализируя в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил, что в нарушение требований пунктов 1 и 2 Указа Президента от 17.04.2017 № 171 администрацией Тарминского сельского поселения не размещались на портале ССТУ.РФ обязательные ежемесячные отчеты (информация) за март, апрель, июнь 2020 года о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, и мерах, принятых по таким обращениям.

Неисполнение администрацией Тарминского сельского поселения обязанности по размещению на портале ССТУ.РФ информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в РФ, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Довод представителя административного ответчика – главы администрации Тарминского сельского поселения, указанный в письменном сообщении от 27.07.2020, о том, что у администрации нет технической возможности для установки соответствующей программы, в связи с отсутствием процессора, суд не принимает во внимание, так как данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения требований закона при осуществлении своей деятельности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, суд также учитывает, что Указ Президента РФ № 171 вступил в законную силу с 01.07.2017 и с указанной даты подлежал неукоснительному исполнению органами местного самоуправления. Соответственно, администрацией Тарминского сельского поселения с 2017 года должны были быть приняты меры по приобретению необходимых технических средств для установки пользовательского обеспечения и возможности работы на портале ССТУ.РФ, в целях своевременного соблюдения действующего законодательства. Вместе с тем, данная работа администрацией Тарминского сельского поселения началась только в 2020 году после проведения прокурорской проверки.

Таким образом, заявленные прокурором Братского района Иркутской области административные исковые требования, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, а также, учитывая, что представитель административного ответчика – глава Тарминского муниципального образования ФИО1 административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района, признал в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, об обязании администрации Тарминского сельского поселения разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь 2020 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять от представителя административного ответчика – главы Администрации Тарминского сельского поселения ФИО1, действующего на основании прав по должности, признание иска.

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Тарминского сельского поселения в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за март, апрель, июнь 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Мотивированное решение изготовлено - 23.12.2020.