Дело № 2а-915/20 мотивированное решение
изготовлено 19 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.,
при секретаре Рахимовой Р.Р.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю.,
административного истца Костенкова Ю.Е., действующего в своих интересах, а также в качестве представителя заинтересованного лица как председатель Регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» в Мурманской области,
представителя административного ответчика председателя Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Кузнецовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному иску
Костенкова Ю.Е.
к Кандалакшской территориальной избирательной комиссии
об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты,
заинтересованное лицо – Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» в Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
Костенков Ю.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий, решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии (далее - Кандалакшская ТИК) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. В обоснование заявления указал, что в <данные изъяты> обратился в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию (далее - Кандалакшская ТИК, комиссия), для реализации своего конституционного права на участие в выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша в качестве кандидата в депутаты, был выдвинут от Регионального отделения «Народно-патриотической партии России - Власть народу» в Мурманской области. С этой целью представил в Кандалакшскую ТИК заявление о намерении баллотироваться в депутаты и необходимые документы, которые по требованию комиссии неоднократно исправлял и уточнял, однако рассмотрения его заявления по существу не было, ему не был разрешен сбор подписей и затем Кандалакшская ТИК приняла решение об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Кандалакшская ТИК предвзято относится к разным кандидатам в депутаты, умышленно создает незаконные условия для непрохождения отдельных граждан в кандидаты в депутаты, унижает человеческое достоинство граждан, желающих принять участие в выборах в качестве депутатов. Просит признать действия Кандалакшской ТИК незаконными, отменить решение об отказе регистрации его в качестве кандидата в депутаты, восстановить возможность проводить мероприятия в соответствии с Законом о выборах, участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу <номер>, даже если для этого необходимо перенести выборы с <дата> на более поздний срок.
Костенков Ю.Е., действующий как административный истец от своего имени, а также в качестве представителя заинтересованного лица как председатель Регионального отделения «Народно-патриотической партии России - Власть народу» в Мурманской области, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, представил письменное дополнение в обоснование исковых требований, которое приобщено к материалам дела. Дополнительно отметил, что Кандалакшской ТИК допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, в частности, в местных СМИ не опубликована информация о назначении даты выборов и о начале избирательной компании, не доведена полная информация до граждан о выборах, нарушен порядок приема документов о выдвижении в качестве кандидатов граждан, выдвинутых партией. Обратил внимание, что председатель Кандалакшской ТИК намеренно придиралась к представленным им документам и требовала их переделать, дополнить, что отнимало у него время, а также не давало возможности проводить иные мероприятия, в частности, собирать подписи избирателей, поскольку у него еще не были приняты документы о регистрации в качестве кандидата в депутаты. Пока он по надуманным требованиям Кандалакшской ТИК с <дата> исправлял и уточнял представленные документы, закончился срок для сбора подписей граждан, при этом в уведомлениях комиссии о необходимости дополнения и исправления поданных документов не было указано на обязательность предоставления подписных листов избирателей. Отметил, что в нарушение требований законодательства Кандалакшская ТИК не уведомила ни его, как кандидата в депутаты, ни возглавляемую им на региональном уровне партию о возможности внесения избирательного залога, а не предоставления подписных листов избирателей, не сообщила реквизиты для зачисления залога, чем существенно нарушила его права, лишив возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Обратил внимание, что статья 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает закрытый перечень, по которым может быть отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты, ни под одно условие он не подпадает. Неоднократно отмечал, что был лишен Кандалакшской ТИК права сбора подписей избирателей, однако в силу действующего законодательства даже не представление подписных листов не может явиться основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты; несвоевременное уведомление партией избирательной комиссии о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов также не является основанием для отказа в регистрации, поскольку не свидетельствует о нарушениях при проведении процедуры выдвижения кандидатов от партии.
Представитель административного ответчика, председатель Кандалакшской ТИК Кузнецова А.А., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, представила письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела. Настаивала, что все действия и решения Кандалакшской ТИК соответствуют требованиям избирательного законодательства, решение о проведении выборов Советом депутатов было своевременно опубликовано в газете «Нива», в этой же газете в <данные изъяты> была опубликована информация Кандалакшской ТИК о порядке и сроках выдвижения кандидатов, аналогичная информация и образцы документов размещены на сайте администрации на страничке избирательной комиссии. Отметила, что выдвижение кандидатов производилось с <дата> по <дата>, Костенков Ю.Е. подал документы <дата>, ввиду имевшихся неточностей ему <дата> было вручено уведомление о необходимости их уточнения и дополнения, которое им было выполнено. Обратила внимание, что непосредственно <дата> при подаче заявления о выдвижении кандидата, Костенкову Ю.Е. было выдано уведомление о получении комиссией документов, и со следующего дня он имел право начать сбор подписей избирателей, о чем ему было в устной форме сообщено членами комиссии. Однако Костенков Ю.Е., ссылаясь на то, что он кандидат от партии, отрицал необходимость предоставления подписных листов, в связи с чем ему <дата> были зачитаны выдержки из закона и просмотрен опубликованный на сайте избирательной комиссии список партий, кандидатам от которых не надо предоставлять подписные листы. Поскольку до установленного срока <данные изъяты> час. <дата> Костенковым Ю.Е. не были представлены подписные листы избирателей, комиссией принято решение об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты. В качестве второй причины отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты послужило нарушение сроков предоставления Региональным отделением партии уведомления в ТИК о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов.
Избирательная комиссия Мурманской области уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке ч.1 ст. 243 КАС РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, учитывая заключение старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) установлено, что административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно п. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В целях обеспечения реализации гражданами права на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Мурманской области принят Закон Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО (ред. от 24.04.2020) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее по тексту - Закон Мурманской области).
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); основаниями отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б»). Аналогичные основания установлены подпунктами 2 и 3 п. 25 ст. 21 Закона Мурманской области.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Как следует из материалов дела, решение Кандалакшской ТИК об отказе в регистрации Костенкова Ю.Е. в качестве кандидата в депутаты принято <дата>, с административным исковым заявлением истец обратился <дата>, то есть в установленный законом 10-дневный срок.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района от <дата><номер> выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва назначены на <дата>.
В силу п. 11 ст. 16 Закона Мурманской области период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, начинается не ранее чем за 70 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Согласно информации Кандалакшской ТИК, размещенной в газете «Нива» <номер> от <дата>, выдвижение кандидатов, в том числе избирательными объединениями, производится с <дата> по <дата>.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 11 ст. 16 Закона Мурманской области № 841-01-ЗМО граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением - партией, а также региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Выдвижение кандидата (списка кандидатов) начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее чем за 70 дней до дня голосования. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу может быть осуществлено избирательным объединением.
В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 19 Закона Мурманской области выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом и настоящим Законом, в период, установленный пунктом 11 статьи 16 настоящего Закона. Выдвижение кандидатов, списка кандидатов политической партией, региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссии уведомляется в установленном законом порядке путем подачи заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В п.п. 2, 2.1 указанной статьи перечислены сведения, которые должны содержаться в заявлении, пунктами 2.2. статьи установлен перечень документов, который должен быть представлен вместе с заявлением - копия паспорта, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; п. 3 статьи указано на представление сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату. Согласно положениям ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ при выдвижении кандидатов избирательными объединениями дополнительно представляется решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов и копия документа о государственной регистрации избирательного объединения. Аналогичные требования установлены ст. 19, 19.1 Закона Мурманской области.
<дата> в <данные изъяты>. Костенков Ю.Е. подал в Кандалакшскую ТИК документы для уведомления о выдвижении кандидата - заявление о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу <номер>, указав, что выдвинут Региональным отделением политической партии «НППР - Власть Народу» в Мурманской области, и представил необходимые документы, предусмотренные статьями 33, 35 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 19., 19.1 Закона Мурманской области: заявление, копию паспорта, копию диплома, копию свидетельства ИНН, справку о членстве в партии, протоколы заседания от <дата>, справку с места работы, решение суда от <дата>, копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, копию выписки из ЕГРЮЛ, сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения политической партии, сведения о размере и об источниках доходов от <дата>, 2 фото.
Кандалакшская ТИК <дата> выдала Костенкову Ю.Е. подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, а также разрешение на открытие специального избирательного счета.
<дата> в <данные изъяты>. Костенков Ю.Е. представил в Кандалакшскую ТИК документы для регистрации кандидата: - уведомление о реквизитах специального избирательного банковского счета, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании избирательного фонда от <дата>, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, информацию из отделения Сбербанка об остатках денежных средств, заявление на открытие специального избирательного счета кандидата, справку из ПАО «Сбербанк».
Кандалакшская ТИК <дата> выдала Костенкову Ю.Е. подтверждение получения документов, представленных для регистрации кандидата, одновременно уведомив его о том, что вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты будет рассмотрен на заседании Кандалакшской ТИК в <данные изъяты> час. <дата>, а также проинформировала, что письменное уведомление комиссии о наличии неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению представленных кандидатом документов, необходимых для выдвижения и (или) регистрации кандидата, кандидат может получить в избирательной комиссии в <данные изъяты> час. <дата>.
<дата> Кандалакшская ТИК вручила Костенкову Ю.Е. уведомление о выявлении в представленных им документам неполноты сведений – неверно указано наименование избирательного округа, не указано место рождения, неверно указано учебное заведение, сведения о размере и об источниках доходов кандидата представлены не по утвержденной форме, в сведениях о доходах не указан ИНН, а также об отсутствии документов – копии трудовой книжки или справки с места работы, - с предложением внести уточнения и дополнения в представленные документы, представить копии недостающих документов не позднее <дата> до <данные изъяты> час. <дата> Костенков Ю.Е. представил в Кандалакшскую ТИК уточняющее заявление.
<дата> Кандалакшская ТИК по итогам рассмотрения представленных Костенковым Ю.Е. документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом вынесла решение <номер> «Об отказе в регистрации Костенкова Ю.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу <номер>», по основаниям подпункта «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункта 3 пункта 25 ст. 21 Закона Мурманской области в связи с отсутствием документов, необходимых для регистрации кандидата – подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокола об итогах сбора подписей избирателей, и по основаниям подпункта «б» пункта 24 ст. 39 Федерального закона № 67 –ФЗ и подпункта 1 пункта 25.1 статьи 21 Закона Мурманской области в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях» - извещение региональным отделением партии избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов позднее, чем за 1 день до дня проведения мероприятия.
Костенков Ю.Е. просит признать незаконными действия Кандалакшской ТИК и отменить вышеуказанное решение.
В соответствии с п.п. 1, 6, 8 ст. 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 19.3, п.п. 12, 13 ст. 20 Закона Мурманской области необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. После окончания сбора подписей подписные листы представляются в комиссию вместе с протоколом об итогах сбора подписей. На выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).
Перечень политических партий, выдвижение которыми кандидатов, списков кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в субъекте РФ составляются избирательной комиссией Мурманской области, размещаются на ее официальном сайте в сети Интернет и обновляются по результатам выборов Мурманской областной Думы и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, избрания депутатов представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений (п. 5 ст. 19.3 Закона Мурманской области).
В списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Мурманской области (Приложение №2 к постановлению Избирательной комиссии Мурманской области от <дата><номер> (в редакции постановления Избирательной комиссии Мурманской области от <дата><номер>), размещено во вкладке «Политические партии» на сайте Избирательной комиссии Мурманской области. Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в данном списке отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
С учетом изложенного, Костенкову Ю.Е., выдвинутому в кандидаты Региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу», для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было представить в Кандалакшскую ТИК до <данные изъяты> час. <дата> документы, предусмотренные ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе подписные листы с подписями избирателей (необходимое количество голосов – <данные изъяты>, предельное количество подписей – <данные изъяты>), собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Административный истец не оспаривает, что сбор подписей избирателей в свою поддержку он не осуществлял.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты Костенкова Ю.Е. для регистрации кандидата представлены не были, в то время как их представление носило обязательный характер и являлось необходимым условием для регистрации, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации его в качестве кандидата.
Довод административного истца о том, что он был лишен возможности собирать подписи избирателей до того момента, пока по требованиям Кандалакшской ТИК исправлял представленные для выдвижения кандидатом документы и до полного устранения нарушений в документах еще не являлся выдвинутым кандидатом, в связи с чем и не мог производить сбор подписей, суд полагает не основанными на законе, поскольку в силу пунктов 2, 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 19.1. Закона Мурманской области избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Материалами дела подтверждается, что <дата>, в день представления Костенковым Ю.Е. в Кандалакшскую ТИК заявления и документов для выдвижения кандидатом, данные документы были приняты и Костенкову Ю.Е. сразу же было выдано уведомление Кандалакшской ТИК о получении указанных документов, с этого момента Костенков Ю.Е. считается выдвинутым кандидатом, приобрел права и обязанности кандидата, тем самым получил право с <дата> на сбор подписей избирателей и открытие избирательного счета, поскольку согласно п. 5 ст. 37 Закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда; на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Ссылка Костенкова Ю.Е. на то, что Кандалакшская ТИК не выдала ему письменное разрешение на сбор подписей избирателей также не основана на законе, поскольку выдача избирательной комиссией выдвинутым кандидатам каких-либо других документов, решений, разрешающим сбор подписей, кроме уведомления о получении документов о выдвижении кандидата, избирательным законодательством не предусмотрена.
Доводы административного истца о том, что избирательная комиссия не разъяснила ему порядок и сроки сбора подписей избирателей в его поддержку, а также не известила о том, что им в числе прочих документов, указанных в уведомлении от <дата>, не представлены подписные листы с протоколом об итогах сбора подписей, суд признает несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 23 статьи 21 Закона Мурманской области.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также представления подписных листов по истечении срока для представления кандидатами в избирательную комиссию документов о выдвижении и регистрации.
Срок представления в Кандалакшскую ТИК документов о выдвижении кандидатов в депутаты и их регистрации, определенный с учетом положений пункта 1 статьи 21 Закона Мурманской области, заканчивался в <данные изъяты>. <дата>. В указанный срок подписные листы с протоколом об итогах сбора подписей Костенковым Ю.Е. в избирательную комиссию представлены не были.
При таком положении, независимо от наличия указания в уведомлении избирательной комиссии от <дата> на отсутствие в представленных Костенковым Ю.Е. документах подписных листов, он был лишен права их восполнить, поскольку подписные листы не поименованы в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Принимая решение суд также учитывает, что ответственность за предоставление документов, а также за полноту и достоверность содержащихся в них сведений, оформление представляемых документов в соответствии с требованиями закона несет кандидат. Исходя из презумпции общеизвестности опубликованных нормативных правовых актов, суд полагает, что отсутствие у кандидата соответствующих познаний не порождает у избирательной комиссии обязанности во всех случаях указывать на несоответствие представленных документов нормативно-правовым актам и не освобождает кандидата от осуществления определенных действий, при неисполнении которых наступили правовые последствия в виде отказа в регистрации.
Поскольку необходимость сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты, в том числе выдвигаемого политической партией, порядок сбора подписей приведены в Федеральном законе № 67-ФЗ и Законе Мурманской области, кандидат, намеревающийся принять участие в выборах, должен знать о том, как и когда он должен осуществить сбор подписей в свою поддержку. Ссылка на неосведомленность и обязанность разъяснения данного положения, является необоснованной.
Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
<дата> Костенковым Ю.Е., как председателем регионального отделения партии, в Кандалакшскую ТИК представлено Извещение о проведении <дата> в <данные изъяты> час. в г. Кандалакше общего собрания избирательного объединения Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» по Мурманской области по вопросу выдвижения кандидата (списка кандидатов) в депутаты (л.д. 106-107). Как следует из представленных протоколов, общее собрание регионального отделения партии состоялось <дата> по адресу: <адрес> (л.д. 48-51).
Таким образом, региональным отделением партии допущено нарушение требования к выдвижению кандидата, предусмотренного п.п. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ, поскольку извещение в Кандалакшскую ТИК было направлено позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия. Доводы административного истца о том, что непосредственно процедура выдвижения партией кандидата была соблюдена, а несвоевременное уведомление избирательной комиссии не является нарушением, влекущим отказ в регистрации кандидата, суд признает несостоятельными, поскольку в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Таким образом, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата по подпункту «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что из-за неправомерных действий Кандалакшской ТИК по неинформированию граждан города о дате проведения выборов и подаче документов для выдвижения кандидатов, об обязании его неоднократно уточнять и исправлять поданные для выдвижения в качестве кандидата документы, в связи с чем он был лишен права собирать подписи избирателей, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено документами, решение о проведении <дата> выборов, принятое <дата> Советом депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша, было своевременно размещено в газете «Нива» <номер> от <дата>, в номере газеты «Нива» <номер> от <дата> Кандалакшская ТИК разместила информацию о выдвижении кандидатов, в том числе избирательными объединениями, с указанием начала и окончания периода выдвижения кандидатов, который определен в соответствии с положениями ст. 16 Закона Мурманской области № 841-01-ЗМО, указала перечень необходимых документов для выдвижения кандидатов и перечень документов для регистрации кандидата, а также о наличии данных документов на странице избирательной комиссии на сайте администрации. Таким образом, доводы административного истца о том, что Кандалакшская ТИК не информировала граждан о выборах, в связи с чем он узнал о предстоящих выборах только в конце июля от соратников по партии из Москвы, суд признает надуманными.
Доводы о предвзятости комиссии к оформлению Костенковым Ю.Е. документов для выдвижения не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку анализ представленных Костенковым Ю.Е. документов и уведомления комиссии о выявленных в них недостатках позволяет сделать вывод, что все замечания указаны по существу, в том числе о необходимости указания погашенной судимости, устранение замечаний не требовало длительного времени.
Доводы административного истца о том, что избирательной комиссией ему не разъяснена возможность вместо сбора подписей избирателей в свою поддержку внести избирательный залог, суд также находит несостоятельными, поскольку избирательный залог был отменен Федеральным законом от 09.02.2009 № 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов».
Учитывая положения подпунктов «б» и «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпунктов 2 и 3 п. 25 ст. 21 Закона Мурманской области, оценивая содержание решения Кандалакшской ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты административному истцу, судом установлено, что оно принято избирательной комиссией без нарушения требований, предусмотренных пунктами 24 --26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, содержит все необходимые реквизиты, постановлено уполномоченным органом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Кандалакшской ТИК от <дата><номер> об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу <номер> является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
Установив юридически значимые обстоятельства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового требования Костенкова Ю.Е. к Кандалакшской ТИК об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Костенкова Ю.Е. к Кандалакшской территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.А. Шевердова