66RS0045-01-2021-001141-93
Решение принято в окончательной форме 31.08.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.08.2021 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Березиной Ю.С., с участием административного истца Скалкина А.А., представителя административного ответчика Мысовских М.М., старшего помощника прокурора г. Полевского Забродиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-916/2021 по административным исковым заявлениям Скалкин А.А. и Столяров В.В. к Главе Полевского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
Скалкин А.А. обратился в суд с иском к Главе Полевского городского округа об оспаривании нормативного правового акта – постановления от 15.09.2020 № 913 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина». Административный истец мотивирует требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 424 кв.м., расположенного по адресу: г. Полевской, урочище Аэродром, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для дачного строительства. . . . им ответчику было подано уведомление о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему земельном участке. . . . им получено письмо о возврате уведомления на основании того, что на принадлежащем ему земельном участке в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина», утвержденным постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№, предусмотрено размещение комплексной площадки для игры детей, занятий спортом, и отдыха взрослого населения. Административный истец считает данный нормативный акт незаконным, так как это противоречит назначению его участка, нарушает его права, так как он лишается права использовать участок по назначению. Также истец полагает нарушенным порядок проведения публичных слушаний по обсуждению проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина», поскольку в голосовании принимали участие лица, не проживающие на данной территории и не являющиеся правообладателями объектов недвижимости на данной территории. Оповещение о публичных слушаниях не было распространено в местах расположения территории, в отношении которой подготовлены проекты планировки и межевания территории, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Столяров В.В. обратился в суд с иском к Главе Полевского городского округа об оспаривании нормативного правового акта – постановления от . . .№ «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина». Административный истец мотивирует требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1377 кв.м., расположенного по адресу: г. Полевской, ориентир п. Красная Горка, участок находится примерно в 1,1 км по направлению на юг от ориентира, а также земельного участка с кадастровым номером № площадью 486 кв.м., расположенного по адресу: г. Полевской, ориентир п. Красная Горка, участок находится примерно в 1,1 км по направлению на юг от ориентира, №, площадью 3647 кв.м., расположенного по адресу: г. Полевской, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п. Красная Горка. Участок находится примерно в 1,7 км по направлению на юг от ориентира. Земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под дачное строительство». . . . им ответчику было подано уведомление о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 66:59:0101019:210. . . . ответчиком вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке на основании того, что принадлежащий ему земельный участок в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина», утвержденном постановлением Главы Администрации Полевского городского округа от . . .№, расположен на территории общего пользования. . . . им был подано уведомление о планируемо строительстве садового дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №. . . ответчиком вынесено уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве, на основании того, что принадлежащий ему земельный участок в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина», утвержденном постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№, установлена линия регулирования застройки от лесных насаждений не менее 30 метров. Административный истец считает данный нормативный акт незаконным, так как он противоречит назначению его участка, нарушает его права, так как он лишается права использовать участок по назначению. Не учтено при разработке проекта планировки территории и размещение на участке с кадастровым номером № объектов капитального строительства. Также истец полагает нарушенным порядок проведения публичных слушаний по обсуждению проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина», поскольку в голосовании принимали участие лица, не проживающие на данной территории и не являющиеся правообладателями объектов недвижимости на данной территории. Оповещение о публичных слушаниях не было распространено в местах расположения территории, в отношении которой подготовлены проекты планировки и межевания территорий, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Полевского городского округа.
Административный истец, он же представитель административного истца Столярова В.В. Скалкин А.А. административные иски поддержал, суду пояснил, что земельный участок, на котором оспариваемым постановлением предусмотрена «Тихая долина» полностью принадлежал ему. Своим решением он разделил земельный участок в 2012 году, после чего продал вновь образованные земельные участки. У него остался один земельный участок. Столярову В.В. принадлежат три участка. О проекте планировки территории он узнал, когда ему было возвращено его уведомление о планируемом строительстве. Оказалось, что его участок полностью передан под детскую площадку. По участкам Столярова В.В. запланирована дорога. При подготовке проекта не учтено наличие на земельном участке Столярова В.В. хозяйственной постройки. В публичных слушаниях участия ни он, ни Столяров В.В. не принимали, так как не знали об их проведении. Уведомление о проведении публичных слушаний должны размещаться в то числе и на территории земель, в отношении которых разрабатывается проект планировки. Периодически он приезжал на свой участок, но не видел каких-либо извещений. У Столярова В.В. практически постоянно находятся на участке представители, но они тоже никаких уведомлений не видели. На публичных слушаниях голосовали люди, которые не имеют отношения к данной территории, а в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в публичных слушания участвуют те лица, которые имеют там зарегистрированную собственность или проживают. Лешков В.И. – это директор ООО «Линия», Мамаев там не присутствовал, в то время был в Крыму; Шевчук В.И. устно подтвердил, что он там не присутствовал; Аносова Е.А. также подтвердила, что она там не присутствовала. Из остальных единственным собственником земельного участка там был Шапошников П.Г.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Мысовских М.М. административный иск не признал, суду пояснил, что публичные слушания были проведены без нарушений действующего законодательства. Оповещения о проведении публичных слушаний были размещены на портале правовой информации г. Полевского, на сайте Администрации ПГО, в газете «Диалог». Разработка данного проекта межевания проводилась по обращению Мамаева. В своем заявлении он указал, что является собственником и земельного участка, принадлежащего истцу. Его заявление было принято и было вынесено постановление о проведении публичных слушаний, оно также было размещено на всех указанных ресурсах. Из-за коронавирусных мер слушания были перенесены, о чем также была размещена информация на всех ресурсах. В июле 2020 прошли публичные слушания. Оспариваемое постановление также было опубликовано. Кроме того, сейчас принимаются меры для устранения нарушения прав истцов, проводятся работы по внесению изменений в проект и исключению земельных участков истцов из проекта.
Представитель заинтересованного лица ООО «Линия» не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.
Старший помощник прокурора г. Полевского Забродина Е.А. дала заключение о необходимости удовлетворения исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемое постановление принято Главой Полевского городского округа в пределах его полномочий и в установленном законом порядке опубликовано. При его принятии нарушены права и законные интересы административных истцов, поскольку принадлежащие им земельные участки отнесены к категории земель общего пользования, следовательно, использование земельных участков истцов по назначению стало невозможно. Каких-либо мероприятий по возмещению истцам стоимости земельных участков проектом не предусмотрено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно пункту 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа.
В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
В соответствии с частью 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как видно из представленных суду доказательств, Скалкин А.А. является собственником земельного участка, площадью 424 кв.м., имеющего кадастровый номер №, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, урочище Аэродром. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (Том 1 л.д. 14) и выпиской из ЕГРН от . . . (Том 1 л.д. 15-19). Столяров В.В. является собственником земельного участка, площадью 1377 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п. Красная горка. Участок находится примерно в 1,1 км. по направлению на юг от ориентира и земельного участка, площадью 3647 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п. Красная горка. Участок находится примерно в 1,7 км. по направлению на юг от ориентира. Данные обстоятельства установлены выписками из ЕГРН от . . ., . . . (Том 2 л.д. 12-15).
. . . постановлением Главы Полевского городского округа № утверждены проект планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в городе Полевском «Тихая долина» (Том 1 л.д. 20-52).
При исследовании утвержденного оспариваемым постановлением проекта и в ходе пояснений сторон установлен факт нарушения прав и интересов истцов, поскольку на земельном участке Скалкина А.А. указанным проектом предусмотрена комплексная площадка для игр детей, занятий спортом и отдыха взрослого населения. Данное обстоятельство признается представителем ответчика и заинтересованного лица, подтверждается письмом отдела архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа от 29.03.2021 (Том 1 л.д. 53), из которого следует, что Скалкину А.А. возвращено его уведомление о планируемом строительства садового дома на земельном участке, имеющем кадастровый №, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Полевской, урочище Аэродром в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№, не указанном участке предусмотрено размещение комплексной площадки для игр детей, занятий спортом и отдыха взрослого населения.
Что касается Столярова В.В., то он также обращался с аналогичными уведомлениями о планируемом строительстве садового дома, однако, уведомлениями от . . . (Том 2 л.д. 24) от . . . (Том 2 л.д. 25) Администрация Полевского городского округа уведомила Столярова В.В. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома, поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории общего пользования, а в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена линия регулирования застройки от лесных насаждений – не менее 30 метров.
Оценивая доводы административных истцов о нарушении процедуры утверждения проекта планировки территории, суд исходит из следующего.
Принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, утверждает состав и порядок подготовки планов реализации документов территориального планирования городского округа относится к полномочиям Главы Полевского городского округа (пункт 18 статьи 34 Устава Полевского городского округа).
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.
В силу части 6 статьи 19 Устава Полевского городского округа по … проектам планировки территории, проектам межевания территории, … проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Думы городского округа с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Думы МО "г. Полевской" от . . . N 49 утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в Полевском городском округе» (далее – Положение).
Публичные слушания по обсуждению проекта планировки территории и проекта межевания территории в границе кадастрового квартала 66:59:0101019 в городе Полевском «Тихая долина» были назначены постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№ (Том 1 л.д. 61-62), перенесены постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№ (Том 1 л.д. 64-65), назначены постановлением Главы Полевского городского округа от . . .№ (Том 1 л.д. 67-68) и проведены . . ., что следует из протокола (Том 1 л.д. 74-76).
Как видно из части 2 статьи 5 Положения в редакции, действовавшей на момент назначения публичных слушаний, решение Думы Полевского городского округа о назначении публичных слушаний по проекту Устава Полевского городского округа, а также по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав Полевского городского округа подлежит обязательному опубликованию в газете "Диалог" не позднее чем за 30 дней до начала проведения публичных слушаний. Другие проекты муниципальных правовых актов по вопросам, подлежащим рассмотрению на публичных слушаниях, подлежат официальному опубликованию не позднее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний. Информация о проведении публичных слушаний подлежит размещению на официальном сайте Думы Полевского городского округа или Администрации Полевского городского округа.
Одновременно с решением Думы городского округа (постановлением Главы городского округа) о назначении публичных слушаний в официальном источнике публикуется проект муниципального правового акта, предлагаемый к обсуждению на публичных слушаниях, а также порядок учета предложений граждан по предлагаемому проекту и участию граждан в его обсуждении.
Как установлено в ходе рассмотрения данного дела, в том числе из пояснений представителя административного ответчика проект правового акта, предлагаемого к обсуждению на публичных слушаниях, то есть проект постановления Главы Полевского городского округа об утверждении проекта планировки территории и проект межевания «Тихая долина» опубликован не был, что также следует из постановления Главы Полевского городского округа от . . .№ о назначении публичных слушаний (Том 1 л.д. 61-62), копии страницы газеты «Диалог» за . . .№. Не публиковался проект обсуждаемого нормативного правового акта и при переносе публичных слушаний (Том 1 л.д. 64-69). Данное нарушение является существенным, не позволяет всем заинтересованным лицам ознакомиться с проектом вынесенного на публичные слушания нормативного правового акта, соответственно подготовить вопросы, предложения и т.д., которые могут повлечь необходимость внесения изменений в проект.
Положением порядок оповещения о назначении публичных слушаний не предусмотрен, однако, это предусмотрено статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 части 8 которого оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Административным ответчиком подтверждено, что оповещение о публичных слушаниях не размещалось на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, что нарушило права истцов, так как они не знали о проведении публичных слушаний, не смогли принять в них участие.
Участниками публичных слушаний в силу статьи 7 Положения могут быть все заинтересованные жители городского округа, достигшие 18-летнего возраста, и иные заинтересованные лица, требования к которым установлены федеральным законодательством.
Нарушена ответчиком при проведении публичных слушаний и форма регистрации участников, так как частью 1 статьи 8 Положения предусмотрено при регистрации участников публичных слушаний вносятся следующие сведения об участниках: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации) участника публичных слушаний, напротив которых участник публичных слушаний собственноручно ставит подпись (Приложение 1 к настоящему Положению).
В списках участников (Том 1 л.д. 70-72) отсутствуют их подписи, что, учитывая доводы административного истца о фактическом отсутствии части участников на публичных слушаниях, не позволяет установить их фактическое присутствие. Данное обстоятельство является существенным нарушением порядка проведения публичных слушаний, позволяющим усомниться в действительном волеизъявлении участников публичных слушаний.
Таким образом, судом установлены существенные нарушения порядка подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в г. Полевской «Тихая долина», которые повлеки нарушение прав и законных интересов административных истцов, следовательно, имеются основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Скалкин А.А. и Столяров В.В. удовлетворить.
Признать постановление Главы Полевского городского округа от 15.09.2020 № 913 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала № в г. Полевском «Тихая долина» не действующим.
Сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов