ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-91/2016 от 26.02.2016 Севастопольского гарнизонного военного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 февраля 2016 г. г. Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Храменкова П.В., при секретаре судебного заседания Льдоковой О.Н., с участием административного истца Беженцева О.В., его представителя Модлиной О.В., представителя командира войсковой части (номер) - Сенько А.А. и представителей начальника (номер) отдела ((адрес)) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» (далее – отдела ЮРУЖО) - Кононова Н.Г. и Ганиной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-91/2016 по административному иску военнослужащего войсковой части (номер)(изъято)Беженцева О. В. об оспаривании действий командира данной воинской части и начальника отдела ЮРУЖО, связанных с порядком представления истца к увольнению с военной службы и восстановления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Беженцев обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника отдела ЮРУЖО от (дата)(номер) в части учета ранее предоставленного жилого помещения общей площадью (изъято) кв. м при обеспечении его и членов его семьи жилищной субсидией. Также административный истец просит обязать начальника отдела ЮРУЖО считать его признанным в обеспечении жилым помещением на состав семьи 3 человека путем предоставления жилищной субсидии исходя из нормы предоставления жилого помещения в размере (изъято) кв. м общей площади на каждого члена семьи во внеочередном порядке.

Кроме того Беженцев просит суд признать действия командира войсковой части (номер), связанные с представлением его к увольнению с военной службы, неправомерными и возложить обязанность на это должностное лицо не представлять его к увольнению до обеспечения жильем.

Административный истец в судебном заседании просил заявление удовлетворить, при этом пояснил, что в (дата) ему на состав семьи из 4 человек (он, жена и двое детей) в период прохождения военной службы была предоставлена служебная квартира по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв. м. В (дата) у его дочери родился внук, которого зарегистрировали в этом жилом помещении в качестве пятого члена семьи, а в (дата) эта квартира в равных долях была приватизирована его дочерью и внуком. Эта приватизация, как отметил Беженцев, была осуществлена во исполнение указаний командования и жилищных органов с целью последующей сдачи данной квартиры и обеспечением другим жилым помещением. В свою очередь невозможность сдачи этой квартиры отделу ЮРУЖО, с учетом согласия на это его дочери и внука, обусловлена отсутствием соответствующего механизма. Поскольку вышеуказанной квартирой он не распоряжался по своему усмотрению, а выполнял решение командования, то оснований у начальника отдела ЮРУЖО учитывать её метраж при предоставлении жилищной субсидии не имеется.

Представитель административного истца в ходе судебного заседания пояснила, что Беженцев, его жена и сын проживают в общежитии по адресу: (адрес), при этом у них отсутствуют в собственности жилые помещения, в связи с чем при определении размера предоставляемой её доверителю жилищной субсидии, жилищный орган должен исходить из нормы обеспеченности, составляющей (изъято) кв. м на каждого члена семьи.

Представитель административного истца также отметила, что при переезде к новому месту военной службы в (адрес) ни Беженцев, ни члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия. Поскольку Беженцев проходит военную в войсковой части (номер), имеет выслугу на военной службе более (изъято) лет и он не обеспечен жилищной субсидией, то оснований для его представления к увольнению с военной службы у командования данной воинской части не имеется, а требование о возложении обязанности на командира войсковой части (номер) не представлять Беженцева к увольнению до обеспечения жильем, по мнению Модлиной, подлежит удовлетворению.

Представители начальника отдела ЮРУЖО требования административного истца не признали и просили суд отказать в их удовлетворении. В ходе судебного заседания Кононов пояснил, что принимая решение об учете жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв. м, при восстановлении Беженцева и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начальник отдела ЮРУЖО основывался на том, что Беженцев был обеспечен этим жилым помещением от государства, распорядился им по своему усмотрению и сдать его в настоящее время не может. По мнению Ганиной, при представлении Беженцеву жилищной субсидии на состав семьи 3 человека площадь вышеуказанного жилого помещения подлежит учету именно в размере (изъято) кв. м.

Представитель командира войсковой части (номер) требования заявителя не признал и просил в удовлетворении заявления отказать, отметив при этом, что командиром воинской части представление на увольнение Беженцева с военной службы в настоящее время не подписано, тем более не направлено вышестоящему командиру.

В своих возражениях от (дата) командир войсковой части (номер) высказывает мнение, что Беженцев подлежит представлению к увольнению с военной службы только после обеспечения военнослужащего вышеуказанной субсидией.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и возражения командира воинской части, гарнизонный военный суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Беженцев состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с (дата), а решением командира и жилищной комиссии войсковой части (номер) от (дата) полагается с (дата) состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, во внеочередном порядке.

Из копии ордера (номер) ОМИС Черноморского флота от (дата)(номер) и технического паспорта от (дата) на квартиру по адресу: (адрес) видно, что Беженцеву на состав семьи четыре человека (он, супруга, дочь ФИО1(дата) и сын ФИО2(дата).) предоставлена служебная однокомнатная квартира по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв. м.

Из выписки из послужного списка заявителя следует, что войсковая часть (номер), в которой он проходил военную службу, в (дата) была передислоцирована из (адрес) в (адрес), в связи с чем Беженцев, его супруга и сын переехали к новому месту военной службы, а дочь осталась проживать в предоставленном жилом помещении.

Согласно свидетельству о рождении от (дата)(номер) и справкам о составе семьи от (дата)(номер) и от (дата)(номер) в жилом помещении по адресу: (адрес), (дата) проживали 4 человека (Беженцев, его жена, дочь и сын). (дата) Беженцев с супругой и сыном снялся с регистрационного учета по этому адресу, а в (дата) у дочери Беженцева – ФИО1 родился сын ФИО3, который по указанному адресу был зарегистрирован (дата)

Согласно свидетельству о праве собственности на жилье от (дата), квартира по адресу: (адрес), приватизирована дочерью и внуком административного истца.

Постановлением жилищной комиссии войсковой части (номер) от (дата) в список очередников, нуждающихся в обеспечении жильем, были включены дочь Беженцева и внук, однако (дата) постановлением этой же комиссии, они, в связи с наличием в долевой собственности жилого помещения по адресу: (адрес), были сняты с данного учета. В связи с этим Беженцев, находясь на учете нуждающихся в жилом помещении составом семьи пять человек (он, жена, двое детей и внук), стал числиться нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства по увольнению с военной службы в (адрес) составом семьи три человека (он, жена и сын).

Оспариваемым решением начальника отдела ((адрес)) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от (дата)(номер) Беженцев составом семьи 3 человека (он, жена и сын) признан нуждающимся в получении жилого помещения с учетом ранее предоставленного жилого помещения общей площадью (изъято) кв. м.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими ранее предоставленных жилых помещений.

Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22 января 2014 г. № 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.

Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства является сдача ранее предоставленного жилого помещения по месту службы.

Как установлено выше, Беженцев на состав семьи четыре человека в период прохождения военной службы был обеспечен от государства жилым помещением в (адрес), которым, вопреки доводам заявителя и его представителя, распорядился по своему усмотрению, оставив его своей дочери и внуку.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ следует, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из п. 7 и 8 ст. 57 ЖК РФ следует, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, а при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по адресу: (адрес) было предоставлено Беженцеву в период прохождения военной службы, однако в последующем оно было приватизировано его дочерью и внуком.

Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 1 июня 2015 г. на начальника отдела ЮРУЖО была возложена обязанность восстановить Беженцева и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. К такому выводу суд пришел с учетом того, что исходил из того, что семья Беженцева была обеспечена однокомнатной квартирой в (адрес) ниже учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наряду с этим обязанность военнослужащего по сдаче Министерству обороны Российской Федерации ранее полученного от него жилого помещения вытекает и из п. 5 ст. 15 Закона, согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Поскольку возможность сдачи жилого помещения по адресу: (адрес) Беженцевым утрачена, однако это жилое помещение приватизировано его членом семьи, то оно, исходя из анализа вышеприведенных норм, при предоставлении административному истцу жилищной субсидии должно подлежать учету.

Вместе с тем, с учетом того, что дочь и внук Беженцева постановлением жилищной комиссии от (дата) были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма именно по причине наличия у них в собственности жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв. м, то учет жилого помещения, приведенный в решении начальника отдела ЮРУЖО от (дата)(номер) в размере (изъято) кв. м нельзя признать верным, так как на оставшихся на жилищном учете трех из пяти членов семьи Беженцева (он, жена и сын), и на которых вышеуказанное жилое помещение также предоставлялось, приходится по (изъято) кв. м (изъято)

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение начальника отдела ЮРУЖО от (дата)(номер) в части учета площади жилого помещения в размере (изъято) кв. м при обеспечении Беженцева жилищной субсидией, на состав семьи не пять, а три человека, является незаконным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд, помимо изложенного, также возлагает на начальника отдела ЮРУЖО обязанность исключить из решения от (дата)(номер) указание о восстановлении Беженцева О. В. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом ранее предоставленного жилого помещения общей площадью в размере (изъято) кв. м.

В удовлетворении требований заявителя к войсковой части (номер) в части признания неправомерными действий командира войсковой части (номер), связанных с представлением Беженцева к увольнению с военной службы, и возложением обязанности на это должностное лицо не представлять его к увольнению до обеспечения жильем, суд полагает необходимым отказать, поскольку данное представление не подписано командиром воинской части и не реализовано на момент принятия судебного решения. Между тем судебной защите подлежат лишь нарушенные права и свободы, а не предполагаемое заявителем нарушение его прав в будущем.

Что касается ссылки административного истца на приватизацию ранее предоставленного жилого помещения по указанию командования и жилищных органов, а также на разрешение командующего Черноморским флотом обеспечить заявителя жилым помещением в (адрес) с сохранением за ним жилого помещения в (адрес), то суд находит ее несостоятельной, поскольку данные обстоятельства не предполагают возможности и необходимости обеспечивать заявителя жильем без учета ранее предоставленного ему жилого помещения от государства.

Нет у суда при таких обстоятельствах и оснований для возложения на начальника отдела ЮРУЖО обязанности считать Беженцева признанным нуждающимся в обеспечении жилым помещением на состав семьи 3 человека путем предоставления жилищной субсидии исходя из нормы предоставления жилого помещения в размере (изъято) кв. м общей площади на каждого члена семьи во внеочередном порядке, так как по смыслу п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)(номер), норматив общей площади жилого помещения, установленный в размере (изъято) кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Беженцева О. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника (номер) отдела ((адрес)) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от (дата)(номер) в части восстановления Беженцева О. В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом на состав семьи 3 человека ранее предоставленного жилого помещения общей площадью (изъято) кв. м.

Обязать начальника (номер) отдела ((адрес)) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке исключить из решения от (дата)(номер) указание о восстановлении Беженцева О. В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведений об учете при предоставлении жилого помещения на состав семьи 3 человека ранее предоставленного жилого помещения общей площадью в размере (изъято) кв. м, о чем сообщить Беженцеву О.В.

В удовлетворении требований Беженцева О. В. в части возложения на начальника (номер) отдела ((адрес)) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» обязанности считать его признанным в обеспечении жилым помещением на состав семьи 3 человека путем предоставления жилищной субсидии исходя из нормы предоставления жилого помещения в размере (изъято) кв. м общей площади на каждого члена семьи во внеочередном порядке, а также обязанности командира войсковой части (номер) не представлять административного истца к увольнению с военной службы до обеспечения жильем, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий П.В. Храменков