Дело №а-91/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 мая 2017 г. с. Борогонцы
Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Дьячковской Н.В.,
при секретаре Копыриной О.В.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Усть-Алданского района Федорова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Усть-Алданского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Муниципального образования «Суоттунский наслег»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Усть-Алданского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Суоттунский наслег» (далее – МО «Суоттунский наслег») о признании бездействия администрации муниципального образования, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления обязательных сведений о своей деятельности и муниципального нормотворчества и обязании муниципальное образование совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлено, что МО «Суоттунский наслег» имеет официальный сайт в сети Интернет по адресу http://old.sakha.gov.ru/sottu/, в котором допущены нарушения требований федерального законодательства об открытом доступе граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Просит признать бездействие администрации муниципального образования и обязать администрацию муниципального образования в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте муниципальные нормативные правовые акты (акты главы и решения представительного органа) за 2017 год в полном объеме согласно реестру муниципальных нормативных актов; ежегодный отчет главы муниципального образования перед населением о проделанной работе за 2015-2016 годы; информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2015-2016 годы; информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях за 2015-2016 годы. Обязать муниципальное образование своевременно размещать все принятые в течение 2017 года муниципальные нормативные правовые акты на официальном сайте.
В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора, полностью поддержал исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Просит обязать МО «Суоттунский наслег» устранить нарушения.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, заявлением просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора признают, в настоящее время нарушения устраняются.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, рассмотрел дело без участия представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заместителя прокурора, суд приходит к следующему.
В ходе осуществления прокуратурой района надзора за соблюдением требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлено, что МО «Суоттунский наслег» не надлежащим образом ведет имеющийся у муниципального образования официальный сайт.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ст. 13. Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» проверкой выявлены следующие нарушения требований законодательства в части размещения обязательных сведений и нормативных правовых актов: последние акты главы муниципального образования, размещенные на сайте, датированы 2016 годом. Отсутствуют нормативно-правовые акты за 2017 год. Аналогичным образом не размещены решения представительного органа за 2017 год. Отсутствуют ежегодные отчеты главы муниципального образования перед населением о проделанной работе, в том числе за 2016 год. Кроме того, на сайте не размещены обязательные сведения, в частности информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закона №8-ФЗ) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона №8-ФЗ, одними из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией; учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного закона контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.
Надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона в соответствии со ст. 24 закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Частью 1 статьи 23 закона установлено, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Как установлено судом, действительно муниципальным образованием нарушены требования закона в части размещения обязательных сведений и нормативных правовых актов, указанных в акте проверки, что повлекло нарушение прав граждан на своевременный открытый доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также принятых на территории муниципального образования нормативных правовых актах.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Усть-Алданского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Усть-Алданского района – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Суоттунский наслег», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления обязательных сведений о своей деятельности и муниципального нормотворчества
Обязать администрацию муниципального образования «Суоттунский наслег» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте:
- муниципальные нормативные правовые акты (акты главы и решения представительного органа) за 2017 год в полном объеме согласно реестру муниципальных нормативных актов;
- ежегодный отчет главы муниципального образования перед населением о проделанной работе за 2015-2016 годы;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2015-2016 годы;
- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях за 2015-2016 годы.
Обязать муниципальное образование «Суоттунский наслег» своевременно размещать все принятые в течение 2017 года муниципальные нормативные правовые акты на официальном сайте.
Муниципальному образованию «Суоттунский наслег» сообщить об исполнении решения суда в Усть-Алданский районный суд и прокурору Усть-Алданского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Алданский районный суд.
Председательствующий п/п Дьячковская Н.В.