Дело № 2а-91/2021
УИД 22RS0045-01-2021-000072-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 11 мая 2021 года
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шатаевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Березиковой К.М.,
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и соответствующей пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и соответствующей пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно данным ГИБДД УВД <адрес> должнику в 2015,2016 годах принадлежало транспортное средство: Москвич, 412 ИЭ 75 л.с., за который был исчислен налог в 2015 в сумме 750 рублей, в 2016 году в сумме 750 рублей. В соответствии со ст. ст. 356, 357, 358, 359 НК РФ и ст.ст. 1,2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10.10.2002 № 66-ЗС, (с изменениями и дополнениями) административный ответчик является плательщиком данного налога и обязан уплатить его в срок до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст.361 НК РФ, ст.1 Закона налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год составила 750 рублей, недоимка по транспортному налогу за 2016 год составила 750 рублей. За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. Задолженность по пени за 2015 год составила 5,24 рубля, за 2016 год составила 9,11 рублей. В соответствии со ст.69 и 70 НК РФ административному ответчику направлялись требования об уплате налога, пени, которые также не исполнены в срок, установленный законодательством. Просили взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 750 рублей 00 копеек, пеню в размере 5 рублей 24 копейки, недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 750 рублей 00 копеек, пеню в размере 9 рублей 11 копеек, а всего 1514 рублей 35 копеек.
Административное дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции, предусмотренном разделом III Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, до судебного заседания представил возражение относительно удовлетворения административных исковых требований, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Смоленского района Алтайского края вынесен судебный приказ по делу № о взыскании сФИО1 суммы задолженности в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю.ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Смоленского района Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа.ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Смоленский районный суд Алтайского края за взысканием задолженности по транспортному налогу за 2015 года и 2016 года, а также соответствующей пени.Считает, что истцом пропущен срок исковой давности, так как обратился лишь в 2020 году, а задолженность взыскивается за 2015 год и 2016 год, просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
До судебного заседания на возражение ответчика ФИО1 истец представил отзыв, согласно которому не согласны с возражениями ответчика, поскольку заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).При формировании ст. 48 НК РФ для обращения в суд для взыскания вошли следующие суммы налога:требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ - транспортный налог за 2015 год в сумме 750,00 руб., соответствующая пени в сумме 5.2: руб. При этом срок для обращения в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ (3 года + 6 месяцев); требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2016 год в сумме 750,00 руб., пени 9,11 руб.; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ - транспортный налог за 2017 год в сумме 750,00 руб., пени 12,13 руб., сумма по трем требованиям составила 2276,49 руб., соответственно не превысила сумму 3000 руб.; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ - транспортный налог за 2018 год в сумме 750,00 руб., пени 10,55 руб.Именно с последнего требования сумма, подлежащая взысканию в принудительном порядке превысила порог в 3 000 руб. и с ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа.На основании п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административно судопроизводстве.Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.В порядке приказного производства Инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки.Административное исковое заявление в связи с отменой ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пеням было направлено в Смоленский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, также в установленные п.п. 5 и 7 ст. 6.1, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки.Кроме того, так как административный ответчик является льготником, то в порядке ст. ст.52, 361.1 НК РФ, ему предоставлена льгота по транспортному налогу за 2017,2018,2019 годы. Соответственно, с ФИО1 в порядке ст.48 НК налоговый орган обратился взысканием транспортного налога за 2015,2016 годы. Все вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в порядке ст.48 НК РФ Инспекция сроки для обращения в суд, как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с административным исковым заявлением не пропустила.
Суд, в соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, рассматривая административные исковые требования, с учётом правил, установленных главой 15 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно ч.ч.1,6 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно сведений, указанных в административном исковом заявлении, административный ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является плательщиком транспортного налога и обязан уплачивать его в размерах и в сроки, установленные налоговым законодательством, поскольку ему в 2015,2016 годах принадлежало транспортное средство: Москвич 412 ИЭ, гос. рег. знак № год выпуска ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8)
Согласно сведений ГИБДД по Смоленскому району Алтайского края, транспортные средства на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированы.
Предоставлена карточка учета транспортного средства ВАЗ 21063, государственный регистрационный знак №, год выпуска 1990 год, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, владелец - Ч.Н.Н.. (л.д. 54,61)
Административным истцом в адрес ФИО1, направлялось налоговое уведомление: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 750 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), согласно списку почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер. Красный, <адрес> (л.д. 12), однако указанный налог своевременно оплачен не был.
Также в адрес административного ответчика ФИО1 было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в сумме 750 рублей и пени в размере 5,25 рублей. (л.д. 14), согласно списку почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер.Красный, <адрес> (л.д. 15), где предлагалось образовавшуюся задолженность погасить до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административным истцом в адрес ФИО1, направлялось налоговое уведомление: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 750 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), согласно списку почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер. Красный, <адрес> (л.д. 18), однако указанный налог своевременно оплачен не был.
Также в адрес административного ответчика ФИО1 было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в сумме 750 рублей и пени в размере 9,11 рублей. (л.д. 20), где предлагалось образовавшуюся задолженность погасить до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом, а также направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.
Направление налоговых уведомлений и налоговых требований по указанному надлежащему адресу налогоплательщика: <адрес>, пер. Красный, <адрес>, подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимся в материалах дела (л.д. 12,15,18).
Вместе с тем, согласно сведений ГИБДД по Смоленскому району Алтайского края, транспортные средства на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированы.
Представлена карточка учета транспортного средства ВАЗ 21063, государственный регистрационный знак №, год выпуска 1990 год, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, владелец - Ч.Н.Н.. (л.д. 54,61)
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Обязанность административного ответчика по уплате транспортного налога обусловлена наличием в его собственности указанных транспортных средств и установлена Налоговым кодексом РФ и соответствующим законодательным актом субъекта РФ - Алтайским краем.
Учитывая, что на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 2015-2016 годы и по настоящее время зарегистрированных транспортных средств не значится, транспортное средство, имеющее государственный регистрационный знак №, принадлежит автомобилю ВАЗ 21063, 1990 года выпуска, дата регистрации транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, владелец - Ч.Н.Н., административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с административного ответчика ФИО1 недоимки по транспортному налогу и пени за 2015-2016 годы, в связи с чем, суд полагает в удовлетворении административных исковых требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и соответствующей пени за 2015-2016 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение месяца.
Судья И.Н. Шатаева