ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-91/2022 от 24.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело 2а-91/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 24 марта 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.

с участием административного истца Трещёвой Е.Р.,

представителя административного ответчика: Вакуленко Я.А.,

представителя заинтересованного лица Шароватовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трещёвой Елены Ростиславовны к Совету министров Республики Крым об оспаривании в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», об оспаривании в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Крым, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью «Акамарин»,

установил:

распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 18 декабря 2020 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год). Впоследствии в указанный Перечень вносились изменения распоряжением от 3 июня 2021 года № 676-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 3 июня 2021 года.

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 550 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , наименование: торгово-офисное здание, площадью 2471,20 кв.м.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, 24 декабря 2021 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год).

Пунктом 2 приведённого распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 1314 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 2357,60 кв.м.

Трещёва Е.Р., являющаяся собственником 1/2 доли указанного объекта недвижимого имущества, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 550 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р, а также признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 1314 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р.

Административному истцу на праве собственности принадлежит 1/2 доля нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 2357,60 кв.м, по состоянию на 4 июня 2021 года вид разрешённого использования – административно-бытовое здание. Административный истец полагает, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером подлежит исключению из Перечней, поскольку его включение в оспариваемые Перечни неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере, при этом спорное здание не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

В судебном заседании административный истец Трещёва Е.Р. требования административного иска поддержала в полном объёме, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. с доводами административного искового заявления Трещёвой Е.Р. не согласилась, просила отказать в его удовлетворении ввиду отсутствия правовых оснований, свою позицию изложила в письменных возражениях, представленных в материалы дела (т.1 л.д.128-135).

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Шароватова Ю.В. поддержала позицию административного ответчика, просила отказать в удовлетворении иска, позицию изложили в письменных пояснениях.

Иные лица, участвующие в деле, в том числе прокурор, участвующий в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в том числе, посредством размещения информации на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым, ходатайств об отложении рассмотрения данного административного дела не направили.

Заинтересованным лицом Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, а также письменные пояснения на административное исковое заявление.

От представителя заинтересованного лица ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Мальченко И.П. 14 марта 2022 г. поступили письменные пояснения на административное исковое заявление, согласно которых в отношении спорного объекта недвижимости не принималось решения о проведении выездных обследований здания.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 24 января 2022 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые акты являются нормативными.

Судом установлено, что административному истцу на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 октября 2015 года принадлежит на праве собственности 1/2 доля нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 2357,60 кв.м, по состоянию на 4 июня 2021 года вид разрешённого использования – административно-бытовое здание (т.1 л.д.60-63, 104-112).

Также, на основании свидетельства о государственной регистрации права от той же даты, 1/2 доля указанного нежилого здания принадлежит ООО «Аквамарин».

В соответствии с Решением собственников об изменении в части вида разрешённого использования объекта недвижимости от 6 апреля 2021 года ранее учтённый вид разрешённого использования объекта «торгово-офисное здание» изменён на вид разрешённого использования – административно-бытовое здание, изменения внесены в ЕГРН.

Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером который имеет вид разрешённого использования «магазины», код – 4.4, деловое управление, код – 4.1, категория земель – земли населённых пунктов. Земельный участок передан в аренду Трещёвой Е.Р. и ООО «Аквамарин» сроком на 6 лет на основании договора аренды земельного участка № 198-2016 от 8 августа 2016 года.

Поскольку названный объект капитального строительства включён в оспариваемые Перечни на 2021 и 2022 год, административный истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащей ему доли здания, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права административного истца Трещёвой Е.Р.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее - Регламент), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий.

Согласно пунктов 6, 7 Регламента, работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров. Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров.

В случае временного отсутствия Председателя Совета министров его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Совета министров или один из заместителей Председателя Совета министров в соответствии с распределением обязанностей (пункт 33 Регламента).

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путём заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).

Исключительно на заседаниях Совета министров рассматриваются вопросы, в отношении которых такой порядок рассмотрения прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым (пункт 55 Регламента).

Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).

Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru – пункт 111 Регламента).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьёй 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных этой же статьёй.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей на момент утверждения Перечней редакции) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

В целях названной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки - подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, федеральный законодатель установил два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 727, Порядок № 727) утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Пунктом 2 Постановления № 727 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на:

- осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Крым;

- формирование и ведение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- направление утверждённого Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и размещение его на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 4 Порядка № 727 определено, что объекты недвижимого имущества, которые соответствуют видам и условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включаются в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Перечень определяется на очередной налоговый период по налогу и формируется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка № 727).

Согласно пункту 27 Порядка № 727 Перечень на очередной налоговый период утверждается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с положениями пунктов 6, 7 при формировании Перечня и внесении в него изменений учитываются сведения:

а) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также о видах разрешённого использования земельных участков;

б) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;

в) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и нежилых помещениях, и (или) об использовании объектов недвижимого имущества;

г) содержащиеся в актах обследования объектов недвижимого имущества, предоставленных Уполномоченным органом или государственным учреждением, отнесённым к ведению Уполномоченного органа и осуществляющим определённые полномочия Уполномоченного органа (далее - Учреждение);

д) представленные в Уполномоченный орган собственниками зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также лицами, которым здания (строения, сооружения) и нежилые помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления или предоставлены для использования (далее - правообладатели объектов недвижимого имущества).

Сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, запрашиваются Уполномоченным органом ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года и в последующем уточняются в процессе формирования Перечня на очередной налоговый период.

При отсутствии информации о виде использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в сведениях, предоставленных в соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Уполномоченным органом или Учреждением проводится выездное обследование.

Судом установлено, что разработчиком оспариваемого в части распоряжения Совета министров Республики Крым № 2039-р от 18 декабря 2020 года являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, дата заседания 22 декабря 2020 года, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д. 136-139, 140, 145). В материалы дела представлен протокол заседания № 17.

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Министерством топлива и энергетики, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством культуры Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым, Министерством промышленной политики Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т.1 л.д. 136-139).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т.1 л.д.141-142).

Согласно справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о проведении рабочей экспертизы юридической службы головного исполнителя и Главного правового управления Аппарата Совета министров Республики Крым.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.1 л.д.170).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части Перечень на 2021 год принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что разработчиком оспариваемого в части распоряжения Совета министров Республики Крым № 1760-р от 24 декабря 2021 года также являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (т.1 л.д.156).

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д.157-159, 160-161, 168). В материалы дела представлен соответствующий протокол № 13.

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т.1 л.д.162-163).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 17 февраля 2021 года № 87 на территории Республики Крым создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений с целью формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и утверждено положение о Комиссии.

Перечень на 2022 год сформирован в соответствии с положениями Порядка № 727 и согласован всеми членами Комиссии протоколом от 8 декабря 2021 года № 11 (т.1 л.д.165-167).

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.1 л.д.169).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части Перечень на 2022 год также принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Проверяя оспариваемые в части нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Как уже было указано, нежилое здание, поставленное на государственный кадастровый учёт 6 декабря 2014 года, кадастровый номер , расположенное по адресу: Республика <адрес> площадью 2357,6 кв.м, имеет назначение – нежилое, год завершения строительства – 2014, виды разрешённого использования по состоянию на 8 февраля 2022 года – административно-бытовое здание (т.1 л.д.104-112).

Согласно пояснениям представителей административного ответчика и заинтересованного лица основанием для включения спорного здания в Перечни на 2021 и 2022 годы послужил подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости. Оспариваемые административным истцом Перечни на 2021 и 2022 годы были сформированы на основании сведений, внесённых в ЕГРН, в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичные сведения представлены в письменных пояснениях Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17 марта 2022 года № 13680/01-06/1. Указано, что сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером и документация технического учёта (инвентаризации) содержали наименование объекта недвижимости «торгово-офисное здание» и данный объект расположен на земельном участке, площадью 1310 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый номер , с видом разрешённого использования «Магазины, деловое управление», что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект недвижимости – нежилое здание (административно-бытовое), площадью 2471,20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит включению в Перечень.

Из письменных пояснений Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым от 9 марта 2022 года № 562 следует, что Территориальный фонд реализует задачи, предусмотренные Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». С 1 декабря 2014 года и по настоящее время на основании государственных контрактов от 1 декабря 2014 года № 1, 30 декабря 2014 года б/н, 30 ноября 2015 года б/н, 22 января 2016 года № 23, 30 ноября 2016 года № 135, 30 декабря 2016 года № 157, 30 ноября 2017 года № 115, 29 декабря 2017 года № 151, 30 ноября 2018 года № 288, 29 декабря 2018 года № 306, 29 ноября 2019 года № 419, 30 декабря 2019 года № 447, 30 ноября 2020 года № 573, 30 декабря 2020 года № 610, 30 ноября 2021 года № 710, 30 декабря 2021 года № 767 Территориальный фонд арендует нежилые помещения, общей площадью 2357,6 кв.м, с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес> а также земельный участок, на котором расположено здание. Согласно указанных контрактов помещения, площадью 1595,59 кв.м, переданы Территориальному фонду в аренду, а все остальные помещения, площадью 875,63 кв.м, находятся в безвозмездном пользовании фонда. Таким образом, здание, общей площадью 2357,6 кв.м, с кадастровым номером , с 1 декабря 2014 года по настоящее время в полном объёме находится в фактическом пользовании Территориального фонда. В указанном здании Территориальный фонд не осуществляет коммерческую деятельность. В здании отсутствуют какие-либо иные юридические лица (объекты), осуществляющие предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

Административный ответчик не оспаривал, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания не проводились.

Как установлено судом, на дату утверждения Перечня на 2021 год спорное задание в ЕГРН имело вид разрешённого использования «торгово-офисное», а на дату утверждения Перечня на 2022 год - «административно-бытовое здание». В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> указанный земельный участок имеет вид разрешённого использования «магазины, деловое управление», категория земель – земли населённых пунктов. Земельный участок передан в аренду Трещёвой Е.Р. и ООО «Аквамарин» на основании договора аренды № 198-2016 от 8 августа 2016 года.

При таких данных, с учётом приведённых законоположений, суд признаёт несостоятельными доводы административного ответчика о том, что спорное здание включено в Перечень на 2021 год и в Перечень на 2022 год законно, так как его наименование, указанное в Едином государственном реестре недвижимости, а также вид разрешённого использования земельного участка позволяли отнести его к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесён к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 поименованного кодекса при условии его соответствия любому из приведённых в пунктах 3, 4, 4.1 указанной статьи критериев. При этом не предусматривает наименование здания (строения, сооружения), как обязательное условие его признания административно-деловым центром, либо торговым центром, установив в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ иные критерии.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.

Указание в Едином государственном реестре недвижимости на наименование здания – «торгово-офисное», либо «административно-бытовое» недостаточно для отнесения его к административно-деловому центру, либо торговому центру без установления помещений, площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которыми суд также не располагает.

Кроме того, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2022 год в ЕГРН были включены сведения о спорном объекте с видом разрешённого использования «административно-бытовое здание», что не проверено административным ответчиком в установленном порядке.

При этом, административный ответчик, указывая, что оспариваемые административным истцом Перечни на 2021 и 2022 годы были сформированы на основании сведений, внесённых в ЕГРН, в оспариваемые нормативные правовые акты без надлежащего правового обоснования внёс сведения о спорном объекте, противоречащие имеющимся в ЕГРН сведениям, указав различную площадь объекта (2471,20 кв.м и 2357,60 кв.м), а также не указав в Перечне на 2022 год наименование спорного объекта.

Судом критически оценивается информация, представленная ИФНС России по г. Симферополю от 15 февраля 2022 года № 20-20/03863 (т.1 л.д.114-115) о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> поскольку она опровергается совокупностью иных материалов дела, согласующихся между собой.

Так, в материалы дела административным истцом представлены копии государственных контрактов аренды недвижимого имущества, заключённых с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым, от 1 декабря 2014 года № 1, 30 декабря 2014 года б/н, 30 ноября 2015 года б/н, 22 января 2016 года № 23, 30 ноября 2016 года № 135, 30 декабря 2016 года № 157, 30 ноября 2017 года № 115, 29 декабря 2017 года № 151, 30 ноября 2018 года № 288, 29 декабря 2018 года № 306, 29 ноября 2019 года № 419, 30 декабря 2019 года № 447, 30 ноября 2020 года № 573, 30 декабря 2020 года № 610, 30 ноября 2021 года № 710, 30 декабря 2021 года № 767.

В соответствии с условиями контрактов, во временное платное владение и пользование Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Крым переданы помещения, расположенные в здании по адресу: <адрес> общей площадью 1595,57 кв.м. Кроме того, арендодателем переданы арендатору во временное безвозмездное пользование все иные нежилые помещения, расположенные в здании, общей площадью 875,63 кв.м, необходимые для свободного доступа в помещения и реализации права пользования имуществом в полном объёме.

Проанализировав представленные контракты, пояснения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым, технический паспорт, технический план здания, иные материалы дела, суд приходит к выводу, что арендуемые помещения используются Территориальным фондом для реализации задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 326-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 13 Федерального закона № 326-ФЗ территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, содержащиеся в ЕГРН и технических документах сведения не позволяли административному ответчику сделать вывод о том, что более 20 % площади помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а также предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое здание на день принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов не являлось административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), так как оно не подпадало под признаки, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства, представленные административным ответчиком, не свидетельствуют об обоснованности включения в оспариваемые Перечни нежилого здания, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что оспариваемые им в части Перечень на 2021 и Перечень на 2022 год противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено, оспариваемые в части нормативные правовые акты были применены и могут быть применены к административному истцу, в связи с чем, оспариваемые административным истцом положения подлежали судебной проверке в порядке абстрактного нормоконтроля.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в момент их принятия, суд считает возможным признать их недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.

С учётом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования в полном объёме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Трещёвой Елены Ростиславовны удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 550 приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части включения в него нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , наименование: Торгово-офисное здание, площадь 2471,20 кв.м.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1314 приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» в части включения в него нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадь 2357,60 кв.м.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Совета министров Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета министров Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 25 марта 2022 года.