ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-92(2 от 19.02.2020 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-92(2)/2020

64RS0034-02-2019-000334-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Судоплатова А.В.,

при секретаре Мазановой Ю.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Воскресенского муниципального района к старшему судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП ФИО1, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Саратовской области, Воскресенский РОСП УФССП России по Саратовской области, прокуратура Воскресенского района, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

администрация Воскресенского муниципального района обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что Саратовским районным судом 26.03.2019 г. вынесено решение по иску Прокурора Воскресенского района, с учетом апелляционного определения Саратовского областного суда от 13.06.2019 г., которым суд возложил на администрацию Воскресенского муниципального района обязанности по утверждению плана проверок на 2019 г. по отделу, уполномоченному на осуществление контроля, в сфере закупок (контрольному органу), Администрации в отношении муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев, организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев. Постановлением начальника отдела – страшим судебным приставом Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области 19.08.2019 г. возбуждено исполнительное производство № 9909/19/64010-ИП; установлен однодневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление получено 19.08.2019 г. Постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области от 20.11.2019 г. с администрации взыскан исполнительский сбор, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Администрация считает, что указанное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку отсутствует ее вина в неисполнении исполнительного документа до 21.08.2019 г., указывая, что начальник отдела, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок администрации, уволена с замещающей должности согласно распоряжению администрации от 11.07.2018 г. № 46-л, и с указанного момента данная должность является вакантной. Администрация ежемесячно обращается в Центр занятости населения ввиду отсутствия занимаемой должности. При этом замещение должности, связанной с осуществлением контроля в сфере закупок, предполагает наличие соответствующих навыков в применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и подзаконных актов. Возложить соответствующие обязанности на сотрудников, работающих в Администрации не представляется возможным. Неисполнение решение суда и исполнительного документа вызвано обстоятельствами, не зависящими от администрации. Кроме того, Воскресенский муниципальный район является дотационным районом, администрация района на текущий момент не имеет денежных средств для исполнения постановления от 20.11.2019 г., источники финансирования указанных расходов отсутствуют. Расходы превышают доходы администрации, бюджет является дефицитным. Дефицит бюджета по состоянию на 01.12.2019 г. составляет 20,57 млн.руб. Оплата исполнительского сбора окажет негативное влияние на исполнение социальных обязательств муниципального района. На основании изложенного, просит освободить от исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением от 20.11.2019 г., вынесенное начальником отдела – страшим судебным приставов Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 в отношении администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области по исполнительному производству № 9909/19/64010-ИП.

Представитель административного истца – ФИО2 в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Начальник отдела - старший судебный пристав ФИО1 в судебное заседание не явился, представил суду возражения, в которых указал, что не согласен с административным иском и просит в удовлетворении требований администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области отказать.

Представители заинтересованных лиц - УФССП по Саратовской области, прокуратуры Воскресенского района Саратовской области, Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились, об отложении не просили.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Как видно из материалов дела, 20.11.2019 г. начальником отдела – страшим судебным приставом Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 на основании выданного Саратовским районным судом по делу №2а-60(2)/2019 исполнительного листа № ФС № 031661562 от 14.08.2019 г. возбуждено исполнительное производство № 9909/19/64010-ИП в отношении должника Администрации Воскресенского муниципального района в пользу взыскателя прокуратуры Воскресенского района, предмет исполнения – признать незаконным бездействие Администрации Воскресенского муниципального района, выразившееся в не организации осуществления деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числи в не утверждении плана проверок на 2-ое полугодие 2018, на 2019 и не проведении плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев. Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а именно: утвердить план проверок на 2019 г. по отделу, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок (контрольному органу), Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев. Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области на постоянной основе организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицир. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Требования исполнительного документа должником в срок для добровольного исполнения не исполнены.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п.74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Администрацией Воскресенского муниципального района предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательства по исполнению решения Саратовского районного суда Саратовской области от 26.03.2019 г., а именно – ежемесячно обращается в Центр занятости населения ввиду отсутствия занимаемой должности (л.д.11-46).

Как следует из письма Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области ГКУ Саратовской области «Центр занятости населения города Вольска» № 11 от 14.02.2020 г., администрация Воскресенского муниципального района Саратовской области зарегистрирована в качестве работодателя, получателя государственной услуги по подбору необходимых работников. Администрацией Воскресенского муниципального района ежемесячно в период с июля 2018 по настоящее время предоставлялись сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) с информацией о наличии вакансии начальника отдела, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. Согласно предоставленным сведениям, одним из требований к соискателям является наличие высшего профессионального образования соответствующее направлению деятельности, а также профессиональная переподготовка в сфере закупок. ОСЗН Воскресенского района оказывал государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы гражданам, зарегистрированным на учете в службе занятости. Из состоящих на учете граждан, соответствующих профессионально-квалифицированным требованиям согласно заявленной работодателем вакансии, не имеется.

Таким образом, администрацией Воскресенского муниципального района Саратовской области были предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа. Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок было не возможно по не зависящим от должника причинам.

С учётом установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным освободить Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области от исполнительского сбора в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области к старшему судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП ФИО1, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Саратовской области, Воскресенский РОСП УФССП России по Саратовской области, прокуратура Воскресенского района Саратовской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного начальником отдела – старшим судебным приставом Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области от 20.11.2019 г. ФИО1, в рамках исполнительного производства № 9909/19/64010-ИП.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Судоплатов

Копия верна: судья А.В. Судоплатов

Секретарь Ю.Ф. Мазанова