ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-920/20 от 22.09.2020 Лужского городского суда (Ленинградская область)

город Луга 22 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное дело №2а-920/2020

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кушнеровой К.А.

при секретаре Парусовой Н.Г.

административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Осьминское сельское поселение к администрации Осьминского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, об обязании регистрации права на объекты жилого фонда,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор (далее – административный истец), действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Осьминское сельское поселение обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Осьминского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по не принятию мер по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, обязании зарегистрировать право собственности на объекты муниципального жилищного фонда, а именно: квартиры №,2 в <адрес>, в д. <адрес> квартиры №,11,12 <адрес>, квартиры №,4,5,6,9,12,14,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,10,11,13,16,20,23 в <адрес>, квартиры №,7,9,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,4,8,11,14,16,21,23,24 в <адрес>, квартиры №,2,4,5,8,10,14,16 в <адрес>, квартиры №,9,13,14,15,16,21 в <адрес>, квартиры №,3,4,9,10,13,18,19,22 в <адрес> (л.д.5-8).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение п.З ч.1 решения коллегии прокуратуры <адрес> от марта 2020 года Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере распоряжения и использования государственного и муниципального имущества органами местного самоуправления Лужского муниципального района. В ходе проведенной проверки в деятельности администрации муниципального образования «Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района» выявлены нарушения требований федерального законодательства в указанной сфере. В соответствии с требованиями п.З ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. поселения, а также осуществление муниципального жилищного контроля и иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе объекты жилищного фонда. Согласно п.1 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный фонд это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ). В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № IЗ9-0З «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район <адрес> в муниципальную собственность муниципального образования Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес>» в муниципальную собственность последнего переданы объекты муниципального жилого фонда, в том числе квартиры №,2 в <адрес>, в д. <адрес> квартиры №,11,12 <адрес>, квартиры №,4,6,9,12,14,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,10,11,13,16,20,23 в <адрес>, квартиры №,7,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,4,8,11,14,16,21, 23,24 в <адрес>, квартиры №,2,4,5,8,10,14,16 в <адрес>, квартиры №,9,13,14,15,16,21 в <адрес>, квартиры №,3,4,9,10,13,18,19,22 в <адрес>. По результатам передачи муниципального имущества сторонами подписан акт приема-передачи, переданное имущество включено в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования. Указанные объекты жилого фонда в настоящее время используются для предоставления в порядке социального найма гражданам. Однако, как показала проверка, право муниципальной собственности на указанные объекты жилищного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до настоящего времени не зарегистрировано. Таким образом, в нарушение указанных норм права администрацией Осьминского сельского поселения не предпринято мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты жилищного фонда. Отсутствие государственной регистрации права на объект недвижимого имущества влечет невозможность его законного использования, лишает администрацию муниципального образования права распоряжаться данным имуществом в полном объеме, а также нарушает право граждан на передачу им квартир муниципальным образованием в порядке приватизации. В связи с выявленными Лужской городской прокуратурой нарушениями в адрес главы администрации МО «Осьминское сельское поселение» 23.03.2020г. было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого администрацией поселения не приняты меры, направленные на регистрацию права собственности на указанные жилые помещения, то есть законные требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений требований федерального законодательства, не исполнены, что является нарушением требований ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Бездействие администрации поселения в непринятии мер по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и неисполнению законных требований прокурора, нарушает права, как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц на получение в порядке приватизации в установленном законом порядке жилых помещений в собственность, что является недопустимым. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ, помощником Лужского городского прокурора <адрес>ФИО было представлено заявление об отказе от части административных исковых требований к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района в части зарегистрировать право собственности на жилое помещение – квартиры по адресу: <адрес>, д. Саба, <адрес>, (л.д.147). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.

В ходе судебного разбирательства Лужский городской прокурор в лице помощника – ФИО, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – администрация МО «Осьминское сельское поселение» Лужского муниципального района <адрес>, надлежащим образом уведомленная о месте и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направила. В приемную Лужского городского суда направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав помощника прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 65 КАС РФ закреплено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии со ст.1 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ранее, Лужской городской прокуратурой по вышеуказанным нарушениям в адрес главы администрации МО «Осьминское сельское поселение» 23.03.2020г. выносилось представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

В ходе судебного разбирательства установлено, и сторонами по делу не оспаривалось, что объекты муниципального жилищного фонда, а именно: квартиры №,2 в <адрес>, в д. <адрес> квартиры №,12 <адрес>, квартиры №,4,5,6,9,12,14,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,10,11,13,16,20,23 в <адрес>, квартиры №,7,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,4,8,11,14,16,21,23,24 в <адрес>, квартиры №,2,4,5,8,10,14,16 в <адрес>, квартиры №,9,13,14,15,16,21 в <адрес>, квартиры №,3,4,9,10,13,18,19,22 в <адрес>, являются казной муниципального образования «Осьминское сельское поселение» <адрес>, что следует из выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «Осьминское сельское поселение» <адрес> (л.д.45-52).

Из материалов дела следует, что право собственности муниципального образования «Осьминское сельское поселение» <адрес> на спорные объекты жилищного фонда в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не зарегистрировано (л.д.53-143).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесен учет муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный фонд определен п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

При указанных обстоятельствах суд находит законные основания для удовлетворения административных требований Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования «Осьминское сельское поселение» <адрес>, поскольку единственным доказательством существования зарегистрированного права является его государственная регистрация, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

С учетом изложенного, суд полагает административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования «Осьминское сельское поселение» <адрес> к администрации Осьминского сельского поселения <адрес> о признании бездействия по не принятию мер по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества незаконным, обязании зарегистрировать право собственности на объекты муниципального жилого фонда, сообщить об исполнении администрации истцу законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение одного года после вступления в силу решения суда.

Согласно п.1, ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Осьминское сельское поселение к администрации Осьминского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, об обязании регистрации права на объекты жилого фонда – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Осьминское сельское поселение» <адрес>, по не принятию мер по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества квартиры: №,2 в <адрес>, в д. <адрес> квартиры №,12 <адрес>, квартиры №,4,5,6,9,12,14,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,10,11,13,16,20,23 в <адрес>, квартиры №,7,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,4,8,11,14,16,21,23,24 в <адрес>, квартиры №,2,4,5,8,10,14,16 в <адрес>, квартиры №,9,13,14,15,16,21 в <адрес>, квартиры №,3,4,9,10,13,18,19,22 в <адрес>.

Обязать администрацию МО «Осьминское сельское поселение» <адрес> совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объекты жилого фонда (квартиры) №,2 в <адрес>, в д. <адрес> квартиры №,11,12 <адрес>, квартиры №,4,6,9,12,14,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,10,11,13,16,20,23 в <адрес>, квартиры №,7,15 в <адрес>, квартиры №,2,3,4,8,11,14,16,21, 23,24 в <адрес>, квартиры №,2,4,5,8,10,14,16 в <адрес>, квартиры №,9,13,14,15,16,21 в <адрес>, квартиры №,3,4,9,10,13,18,19,22 в <адрес> обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на указанные объекты в течение одного года после вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд <адрес>.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись

УИД 47RS0-15