ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-920/2017 от 15.03.2017 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-920/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Кузьминой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду к Баркасовой Светлане Анатольевне о взыскании штрафа в размере 1000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду обратилась в суд с административным иском к Баркасовой С.А. о взыскании задолженности по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения дохода в сумме 1000 рублей, мотивируя свои требования тем, что инспекцией в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ Баркасовой С.А. направлены требования № 31342 по состоянию на 17.11.2015 года об уплате налога, сбора, пеней, штрафов с требованием погасить задолженность в срок 07.12.2015 года. Однако ответчик в сроки задолженность, указанную в требовании, не погасил. В настоящее время согласно требованиям за ответчиком числится задолженность по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 1000 рублей. Инспекция ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с ответчика, указав, что данный процессуальный срок пропущен по нескольким причинам: согласно распоряжению Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области о приеме-передаче организаций от 01.11.2010 № 091-Р@ (приложение 2) все физические лица, том числе индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по городу Калининграду переданы на налоговый учет и контроль в Инспекцию, что в свою очередь на полгода крайне затруднило работу Инспекции; в связи с повышением транспортного налога в 2008-2014 годах сильно выросло количество неплательщиков данного налога (с <данные изъяты> до <данные изъяты>), в связи, с чем выросла нагрузка на Инспекцию связанная с выявлением задолженности и подачей заявлений на вынесение судебного приказа в мировые суды и заявлений о взыскании с налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в районные суды г. Калининграда, за период с 2006 года по настоящее время Инспекцией подано более 150 тыс. заявлений на выдачу судебного приказа в мировые суды и заявлений о взыскании с налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в районные суды г. Калининграда. Таким образом, Инспекция не справлялась с возросшим объемом работы по объективным причинам. Неукомплектованность правового отдела. За период с 2006 года по настоящее время укомплектованность отдела варьировалась от 32% до 71%, а с учетом возросшего количества поданных заявлений в мировые и районные суды г. Калининграда контроль за выявлением задолженности по отдельным налогоплательщиком был затруднен. Таким образом, Инспекция не имела достаточного времени для подготовки и подачи данного заявления. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления о взыскании с Баркасовой С.А. штрафа, взыскать с Баркасовой С.А. по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 1000 рублей.

Представитель истца Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду по доверенности Дробница А.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителя, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Баркасова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании требования п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положению ч. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Судом установлено, что налоговым органом Баркасовой С.А. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.11.2015 года – штрафа - налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Налогоплательщику предложено произвести уплату недоимки - штрафа в срок до 07.12.2015 года.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу положений части 2 статьи 286 КАС РФ, введённого в действие с 15 сентября 2015 г., административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд органом контроля за уплатой обязательных платежей в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

Как следует из материалов дела, требование № 31342 об уплате налога, пени с Баркасовой С.А. содержало срок исполнения до 07.12.2015 года, таким образом, срок подачи административного иска истёк 08.06.2016 года.

Решением МИФНС России № 8 по г. Калининграду № 187195 от 03.11.2016 года, т.е. по истечении срока обращения в суд, с Баркасовой С.А. взыскана задолженность, указанная в требовании, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств налогоплательщика в судебном порядке.

Административное исковое заявление, датированное 7 декабря 2016 г. и направленное по почте 17 января 2017 года, поступило в суд 23 января 2017 г., то есть за истечением шестимесячного срока. Таким образом, налоговая инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с ответчика спустя более 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания обязательных платежей.

В данном случае суд не усматривает в материалах административного дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске налоговым органом срока обращения в суд по уважительным причинам.

Налоговый орган, начиная с 7 декабря 2015 г. в течение шести месяцев имел возможность обратиться в суд с иском о взыскании с Баркасовой С.А. штрафа.

Объективных препятствий для своевременного обращения в суд с иском, исходя из материалов дела, у налогового органа не имелось.

Таким образом, установленный законом срок обращения в суд пропущен налоговым органом без уважительной причины.

Законные основания для восстановления судом Инспекции пропущенного срока подачи административного искового заявления отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду к Баркасовой С.А. о взыскании штрафа в размере 1000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду к Баркасовой Светлане Анатольевне о взыскании штрафа в размере 1000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

КОПИЯ ВЕРНА

Решение вступило в законную силу 21.04.2017 года

Согласовано

Судья Левченко Н.В.

Председатель суда Толмачева Н.Н.