ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-921/2023 от 29.08.2023 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 29 августа 2023 г.

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Векшиной Н.А.,

с участием заместителя прокурора

Братского района Иркутской области Альхименко Е.И.,

административного ответчика Безродного А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением видео-конференцсвязи административное дело № 2а-921/2023 по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Безродному АВ об установлении административного надзора,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области) обратилось в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Безродному А.В. об установлении административного надзора.

В обоснование административного искового заявления указано, что Безродный А.В., **.**.**** года рождения, осужден **.**.**** Петропавловск- Камчатским городским судом Камчатского края по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Зачтено время содержания под стражей с **.**.**** по **.**.****. Начало срока наказания **.**.****, конец срока наказания **.**.****. В ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области осужденный Безродный АВ содержится с **.**.****. Категория преступления - тяжкое, имеет особо опасный рецидив. Ранее судим 4 раза.

В настоящее время отбывает наказание за умышленное преступление против собственности. За период отбывания наказания имеет 1 дисциплинарное взыскание за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет.

Исковых обязательств не имеет. На профилактическом учете не состоит.

После освобождения осужденный Безродный А.В. намерен выехать на место жительства по адресу: ....

Учитывая, что осужденный Безродный А.В. совершил преступление при особо опасном рецидиве преступлений и руководствуясь ч. 2 ст. 3 Федерального Закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также принимая во внимания характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершенных осужденным Безродным А.В. преступлений, данные о личности, в целях предупреждения осужденным Безродным А.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, административный истец просил суд установить административный надзор в отношении осужденного Безродного А.В. на период погашения судимости сроком на 8 лет после отбытия наказания, а также одновременно установить ему следующие ограничения: запретить выезд за пределы Камчатской области; обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания Безродного А.В. в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов.

Представитель ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Начальник ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Вольский А.В. письменным ходатайством просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, на удовлетворении административного иска настаивает.

Административный ответчик Безродный А.В. отбывающий наказание в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, участвующий в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, административные исковые требования не признал. Суду пояснил, что 12.09.2023 в Братском районном суде Иркутской области назначено к рассмотрению его заявление об условно-досрочном освобождении, считает в настоящее время рассматривать вопрос о назначении ему административного надзора нельзя, это нецелесообразно, это нарушает нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, с учетом мнения административного ответчика Безродного А.В., заместителя прокурора Братского района Иркутской области ФИО4, в порядке ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, обязательное участие которого в судебном заседании необходимым судом не признавалось.

Выслушав административного ответчика Безродного А.В., исследовав письменные доказательства, заслушав заключение заместителя прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И., полагавшей, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений в отношении Безродного А.В., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что

приговором Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края от 12.10.2021, вступившим в законную силу 30.11.2021, Безродный Андрей Викторович, 08.09.1981 года рождения, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Как следует из приговора, Безродный А.В. осужден за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно справкам ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области от 07.08.2023, осужденный Безродный А.В. освобождается по отбытии срока наказания **.**.****, после освобождения намерен проживать по адресу: ....

Из представленной ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области характеристики следует, что осужденный Безродный А.В. прибыл в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области город Вихоревка **.**.****. За время отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом: разовые поручения администрации не всегда выполняет в срок. На меры воспитательного характера реагирует правильно, к проводимой воспитательной работе в отряде относится удовлетворительно. В проводимых культурно-массовых, спортивных мероприятиях принимает участие, так как вынужден выполнять распорядок дня, установленный в учреждении. Отношения в отряде поддерживает с общей массой осужденных. За период отбывания наказания имеет 1 дисциплинарное взыскание за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет.

Установленную форму одежды и правила личной гигиены не всегда соблюдает. Спальное место содержит в удовлетворительном состоянии. Социально-полезные связи не утрачены, связь поддерживает путём переписки, телефонных переговоров.

Исковых обязательств не имеет. На профилактическом учете не состоит. По характеру: ленивый, медлительный.

Согласно справке о взысканиях и поощрениях осужденный Безродный А.В.

за период отбывания наказания имеет 1 взыскание, которое не снято и не погашено, поощрений не имеет.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что Безродный АВ, **.**.**** года рождения, отбывает наказание в местах лишения свободы, является совершеннолетним лицом, освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.

При наличии таких обстоятельств суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» имеются основания для установления Безродному А.В. административного надзора и административных ограничений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Суд приходит к выводу, что административный надзор в отношении Безродного А.В. должен быть установлен на срок погашения судимости – 8 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Разрешая вопрос о применении указанных административным истцом административных ограничений, суд, принимая во внимание характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершенных Безродным А.В. преступлений (совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений), а также его поведение в период отбывания наказания, данные о личности, приходит к выводу, что административные ограничения в виде запрещения выезда за пределы ..., обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов являются обоснованными, необходимыми и соразмерными, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Безродным А.В. новых преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Определяя пределы территории, которые Безродному А.В. не разрешается покидать в период действия административного надзора, принимая во внимание, что после освобождения Безродный А.В. выразил намерение проживать по адресу: ..., суд считает необходимым запретить Безродному А.В. выезд за пределы ....

Довод Безродного А.В. о том, что его заявление об условно-досрочном освобождении еще не рассмотрено, и рассмотрение настоящего административного дела об установлении ему административного надзора невозможно, суд признает несостоятельным, поскольку обращение с заявлением об условно-досрочном освобождении не является препятствием к разрешению вопроса об установлении административного надзора. Кроме того, в настоящее время вопрос об условно-досрочном освобождении не рассмотрен.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» удовлетворить.

Установить в отношении Безродного АВ, **.**.**** года рождения, уроженца ... Республики Узбекистан, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Установить в отношении Безродного АВ следующие административные ограничения:

- запретить выезд за пределы ...;

- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 часов до 06:00 часов.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Безродного АВ на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда – 29.08.2023.