ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-922/2017 от 24.04.2017 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-922/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2017 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Сай Н.В.,

при секретаре Токаревой А.В.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившемся в непринятии программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения,

установил:

Прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившемся в непринятии программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения, ссылаясь на то, что Прокуратурой Кореновского района в порядке контроля проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в деятельности органов местного самоуправления Платнировского сельского поселения Кореновского района.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Пунктом 6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п. 8 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселении, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры.

В силу требований ч. 5.1 и 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений и содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных в порядке, установленном ГрадК РФ, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения (пункт 27 ст. 1 ГрадК РФ).

Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных в порядке, установленном ГрадК РФ, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения (пункт 28 ст.1 Градостроительного кодекса).

Во исполнение п.4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1050 утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, а постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. № 1440 утверждены Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования).

Пунктами 5 и 6 указанных Требований установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

Программы социальной инфраструктуры в силу п. 7 Требований включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.

Программы транспортной инфраструктуры в силу п. 6 Требований включают в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры; в) прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа; г) принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта; д) перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов); е) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; ж) оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; з) предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения.

Установлено, что генеральный план Платнировского сельского поселения Кореновского района утвержден решением Совета Платнировского сельского поселения Кореновского района от "...""..."

Однако в нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства на территории Платнировского сельского поселения Кореновского района поселения программа комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения не разработана и не утверждена, программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения не утверждена в установленных законом порядке, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования.

Данное обстоятельство подтверждается письменным ответом главы администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района от "..." года № "...", согласно которого администрацией разработан проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры, однако находится в стадии доработки.

Ранее прокуратурой Кореновского района главе Платнировского сельского поселения Кореновского района по указанным фактам вносилось представление от "...""..." об устранении нарушений об устранении нарушений в сфере владения, пользования, распоряжения объектами жилищно-коммунального комплекса.

Из ответа администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района от "...""..." на вышеназванное представление прокурора следует, что программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры должны были быть разработаны в 2016 году с учетом доходов местного бюджета.

Несмотря на принятые прокуратурой района меры администрацией Платнировского сельского поселения Кореновского района до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Вместе с тем, администрация Платнировского сельского поселения Кореновского района, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана принять необходимые меры для проведения работ по подготовке и утверждению программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, но возложенные на нее законом обязанности не выполнила.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.

Неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на свободу передвижения и выбор места жительства.

Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района ФИО1 требования поддержала, просила суд признать незаконным бездействие администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района, выразившиеся в нарушении градостроительного законодательства в части не разработки в установленном законодательством РФ порядке программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения. Обязать администрацию Платнировского сельского поселения Кореновского района разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в границах муниципального образования Платнировское сельское поселение Кореновского района в соответствии с требованиями, установленными ст. 26 ГрадК РФ, постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" соответственно.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 административные исковые требования прокурора Кореновского района признала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Учитывая, что признание административным ответчиком административного иска по данному делу не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска административным ответчиком.

Представителю административного ответчика по доверенности ФИО2 разъяснены последствия признания административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 46, 157, 174-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившемся в непринятии программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения — удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района, выразившиеся в нарушении градостроительного законодательства в части не разработки в установленном законодательством РФ порядке программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения.

Обязать администрацию Платнировского сельского поселения Кореновского района разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в границах муниципального образования Платнировское сельское поселение Кореновского района в соответствии с требованиями, установленными ст. 26 ГрадК РФ, постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" соответственно.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение одного месяца.

Судья Кореновского

районного суда Н.В. Сай