ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-923/2022 от 07.07.2022 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0015-01-2022-001108-02

Дело № 2а-923/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 7 июля 2022 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе

судьи Крыловой А.Е.,

при секретаре судебного заседания Чученковой О.А.,

с участием помощника прокурора г. Моршанска Бакиной М.А.,

рассмотрев административное исковое заявление прокурора города Моршанска Тамбовской области к администрации Ивенского сельсовета Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 31.12.2022 разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и разместить указанную информацию на официальном сайте в сети «Интернет» «torgi.gov.ru»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Моршанска обратился с административным исковым заявлением к администрации Ивенского сельсовета Тамбовской области с административным исковым заявлением, в котором просит возложить на административного ответчика обязанность в срок до 31.12.2022 разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, а именно водозаборная скважина, водонапорная башня, водопроводная сеть, расположенные в сельсовета и разместить его на официальном сайте в сети «Интернет» «torgi.gov.ru».

В обоснование требований указывает, что прокуратурой города в соответствии с заданием прокуратуры области проводилась проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях.

В ходе проверки установлено, сто в собственности администрации Ивенского сельсовета находятся объекты водоснабжения (водозаборная скважина, водонапорная башня, расположенные по посредством которых осуществляется водоснабжение жителей муниципального образования Ивенского сельсовета Моршанского района.

Указывает, что положениями ст. 41 Конституции РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поседения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Истец пишет, что постановлением администрации сельсовета № 9 от 25.01.2022 утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения, который включает в себя и поименованные выше объекты водоснабжения, однако, вопреки требованиям действующего законодательства, административным ответчиком права владения и (или) пользования на указанные объекты водоснабжения не переданы в соответствующую специализированную организацию, в связи с отсутствием проекта концессионного соглашения. При этом администрация сельского совета совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта при обслуживании указанных выше объектов, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ссылаясь на положения ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 « 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч.ч. 1 и 3 ст. 4 и раздела 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», просит возложить на администрацию Ивенского сельсовета обязанность в срок до 31.12.2022 разработать проекты концессионного соглашения и разместить указанное соглашение в сети «Интернет» на сайте «torgi.gov.ru».

В судебном заседании помощник прокурора г. Моршанска Бакина М.А.. заявленные административные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Ивенского сельского совета Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От главы администрации Ивенского сельсовета в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, административный ответчик указывает, что признает заявленные административные требования в полном объеме.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 41 Конституции РФ от 12.12.1993, п. 4 ч. 1 ст. 14, частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 12 Закона тамбовской области от 25.02.2017 № 86-ФЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Отношения возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, к объектам концессионного соглашения отнесены в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой о заключении концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 4 Закона О концессионных соглашениях).

На основании ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Как установлено в судебном заседании за Ивенским сельским советом Тамбовской области на праве собственности числятся следующие объекты недвижимости:

- водонапорная башня, расположенная по адресу , кадастровый номер

- водозаборная скважина, расположенная по адресу: , кадастровый номер

- строительство водопровода (водопроводная сеть), расположенный по адресу , кадастровый номер

что подтверждается выписками из ЕГРН.

Постановлением главы Ивенского сельсовета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, контроль за исполнением указанного постановления оставлен за главой сельсовета.

Однако, как установлено из ответа главы Ивенского сельского совета, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении поименованных выше объектов водоснабжения проект концессионного соглашения не подготовлен, на согласование в управление ТЭК и ЖКХ не направлен, согласование по ним не осуществлено, информация о проекте концессионного соглашения на сайте «torgi.gov.ru» не размещена.

Согласно ответу на судебный запрос в администрации Ивенского сельского совета Тамбовской области отсутствует специалист, ответственный за разработку концессионных соглашений и размещение их в сети «Интернет», в связи с чем концессионные соглашения в отношении объектов водоснабжения не разрабатывались.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что вопрос о размещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru/) предложения о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения в целях принятия заявок от третьих лиц о готовности к участию в конкурсе, до настоящего времени не решен.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, не решен, в связи с чем имеется со стороны администрации муниципального образования Ивенский сельсовет бездействие, которое создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора города Моршанска.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 1 статьи 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а так же обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Признание иска стороной ответчика принимается судом, поскольку оно заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

Право ответчика признать исковые требования вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а так же спорным материальным правом.

Учитывая, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и неопределенного круга лиц, заявлено добровольно, действительная воля ответчика относительно заявленных требований и сложившихся правоотношений подтверждена и установлена по правилам, предусмотренным действующим процессуальным законом, при этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что признание иска нарушает интересы других лиц не установлено, ввиду чего суд не усматривает обстоятельств, препятствующих признанию иска судом.

Руководствуясь ст.ст. 175-176, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора г. Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивенского сельсовета Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 31.12.2022 разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и разместить указанную информацию на официальном сайте в сети «Интернет» «torgi.gov.ru» - удовлетворить.

Возложить на администрацию Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанность в срок до 31.12.2022 разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения:

- водонапорная башня, расположенная по адресу , кадастровый ;

- водозаборная скважина, расположенная по адресу: , кадастровый ;

- водопровод, расположенный по адресу , кадастровый .

Возложить на администрацию Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанность разместить на официальном сайте в сети «Интеренет» «torgi.gov.ru» проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения:

- водонапорная башня, расположенная по адресу , кадастровый ;

- водозаборная скважина, расположенная по адресу: , кадастровый ;

- водопровод, расположенный по адресу , кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Крылова

Мотивированное решение составлено 7 июля 2022 года

Судья А.Е. Крылова