ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-924/17 от 07.12.2017 Режевской городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-924/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Реж «07» декабря 2017 года

Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Нарожной А.С.,

при секретаре Косых А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-924/2017 по административному исковому заявлению Пономарева А. В. к Призывной комиссии Артемовского городского округа Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании решения о призыве на военную службу незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Пономарев А.В. обратился в суд с заявлением к Призывной комиссии Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области о признании решения о призыве на военную службу незаконным.

В обоснование требований указал, что 05 октября 2017 года решением ответчика истец был признан годным к военной службе, в связи с чем было принято решение о его призыве на военную службу. В настоящее время он обучается на 1 курсе по очной форме обучения в Федеральном государственной автономном образовательном учреждении высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». В предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ему было отказано, поскольку ранее ему отсрочка предоставлялась решениями призывной комиссии от 20 декабря 2012 года и 25 ноября 2013 года. Истец просит признать решение Призывной комиссии Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области о признании решения о призыве на военную службу и отказе в предоставлении отсрочки незаконным; обязать Призывную комиссию Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Определением Режевского городского суда Свердловской области от 23 ноября 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области на надлежащего ответчика Призывную комиссию Артемовского городского округа Свердловской области, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области», в качестве заинтересованного лица Военный комиссариат городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области.

В возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области Грунский К. указал, что решение призывной комиссии о призыве на военную службу Пономарева А.В. не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Призывной комиссии Артемовского городского округа Свердловской области, ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» Клепинин В.А.исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата городов Реж, Артемовский, Режевского и Артемовского районов Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный истец Пономарев А.В. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что первая отсрочка ему была предоставлена в школе, вторая – при поступлении в институт по программе «бакалавриат». Считает, что нарушен принцип равенства граждан, которые, в силу небольшой разницы в возрасте, не могут непрерывно обучаться.

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель Томилов А.В. пояснил, что Пономареву А.В. первый раз в 2012 году была предоставлена отсрочка по подп. «а» п. 2 ст. 24 «О воинской обязанности и военной службе» до окончания средней школы, затем в 2013 году отсрочку продлили. Затем в 2013 году Пономареву А.В. второй раз была предоставлена отсрочка от военной службы для обучения по программе бакалавриат. В 2017 году действие отсрочки закончилось. Пономарев А.В. ходатайствовал о предоставлении отсрочки на период обучения по программе магистратуры, но законодательство говорит, что отсрочка предоставляется только 1 раз, за исключением предусмотренных случаев. Поскольку Пономареву А.В. отсрочка от службы в армии предоставлялась дважды, он ходатайствовал об отказ в предоставлении отсрочки и призыве истца на военную службу. Пономареву А.В. была разъяснена возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящие органы или в суд.

Суд, заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 62, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права и свободы. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, организации, должностное лицо.

Как установлено в судебном заседании, Пономарев А.В., 13 декабря 1994 года рождения, в 2013 году поступил, имея аттестат о полном общем образовании, в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» (приказ №269/3 от 10 августа 2013 года) по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) «Машиностроение», бакалавриат, имеющее государственную аккредитацию серия ААА №001683 от 05 августа 2011 года бессрочно. Окончание обучения в образовательном учреждении в 2017 году.

В 2017 году Пономарев А.В., 13 декабря 1994 года рождения, имея высшее профессиональное образование, поступил в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (приказ №767/05 от 23 августа 2017 года) на 1 курс по очной форме обучения по специальности «Материаловедение и технологии материалов, Материаловедение и технологии материалов в атомной энергетике» (магистр), имеющее государственную аккредитацию №2139 от 22 июля 2016 года до 11 марта 2019 года. Срок окончания образовательного учреждения 31 августа 2019 года.

Призывная комиссия Артемовского городского округа Свердловской области 05 октября 2017 года единогласно приняла решение в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призвать Пономарева А.В. на военную службу. На требование Пономарева А.В. о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу до 31 августа 2019 года на период обучения призывная комиссия разъяснила, что не имеет оснований предоставить Пономареву А.В. отсрочку на период обучения по программе магистратуры.

Пономарев А.В. с данным решением призывной комиссии не согласен, считает, что ему должна быть предоставлена отсрочка для завершения обучения.

Вместе с тем, как следует из личного дела призывника Пономарева А.В., ранее призывной комиссией ему была первый раз предоставлена отсрочка как ученику средней школы до 31 августа 2013 года (протокол №19 от 20 декабря 2012 года, №13 от 30 мая 2013 года), второй раз предоставлена отсрочка в связи с получением высшего образования по программе бакалавриат до 10 августа 2017 года (протокол №23 от 23 ноября 2013 года).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п.1 и п.2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные стоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400, вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу.

На основании абз. 9 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Утверждение административного истца о том, что решением призывной комиссии нарушен принципа равенства, установленный Конституцией Российской Федерации, так как право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования ставится в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, признается судом несостоятельным.

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года №1899-О, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).

Оспариваемое Пономаревым А.В. правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя.

Суд также отмечает, что положения абз. 2 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не были признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Пономарева А.В. о признании решения о призыве на военную службу незаконным удовлетворению не подлежат, поскольку истцом на основании протоколов №19 от 20 декабря 2012 года, №13 от 30 мая 2013 года, №23 от 23 ноября 2013 года уже было реализовано право на отсрочку.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Пономарева А. В. к Призывной комиссии Артемовского городского округа Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании решения о призыве на военную службу незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Режевской городской суд Свердловской области.

Судья А.С. Нарожная