ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-924/2016 от 20.05.2016 Киришского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ по делу а-924/2016

Именем Российской Федерации

20 мая 2016 год <адрес>

<адрес>

Киришский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить определенные действия,

установил:

Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыполнении обязанности по разработке проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение и об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления и разработать проекты нормативов образование отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Федеральным законом об отходах производства и потребления, указывая, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами, а также при расходовании бюджетных средств на осуществление природоохранных мероприятий, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба, администрацией МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес>. согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ст. 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон об отходах определяет хранение отходов как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов – как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Будогощское городское поселение» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор -ТБО/2015 об оказании услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов 4 класса опасности с МП «ККП г.<адрес>». Предметом договора является только вывоз и размещение (захоронение) отходов, образовавшихся в результате процесса производства и потребления администрации МО Будогощское городское поселение на полигон ТБО специализированной организации – ООО «<данные изъяты>». В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ по указанному договору вывезено и утилизировано мусора в результате деятельности администрации в размере 2,250 м. куб., что подтверждает наличие негативного воздействия на окружающую среду в результате осуществления деятельности администрацией, однако проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, что ведет к невыполнению мероприятий по охране окружающей среды и возникновению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Принимая во внимание, что в данном случае невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, прокурор обратился в суд с указанным иском.

Административный истец согласно просительной части административного искового заявления просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик – Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> надлежащим образом извещён о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, согласно отзыву на исковое заявление исковые требования признает, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства и установить срок для исполнения требований административного истца до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

В соответствии со ст. 150, 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Из материалов дела следует, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами, а также при расходовании бюджетных средств на осуществление природоохранных мероприятий, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба, администрацией МО «Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес>, в ходе которой было установлено, что администрацией МО «Будогощское городское поселение» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор -ТБО/2015 об оказании услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов 4 класса опасности с МП «ККП г.<адрес>». Предметом договора является только вывоз и размещение (захоронение) отходов, образовавшихся в результате процесса производства и потребления администрации МО Будогощское городское поселение на полигон ТБО специализированной организации – ООО «<данные изъяты>». В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ по указанному договору вывезено и утилизировано мусора в результате деятельности администрации в размере 2,250 м. куб., что подтверждает наличие негативного воздействия на окружающую среду в результате осуществления деятельности администрацией, однако проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, что ведет к невыполнению мероприятий по охране окружающей среды и возникновению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (л.д. 7).

При установленных обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные Киришским городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, с учетом мнения прокурора, который в судебном заседании против установления срока для исполнения судебного решения не возражал, учитывая характер правоотношений, с учетом характера работ, подлежащих выполнению, особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда в срок семь месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

требование Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> выразившееся в невыполнении обязанности по разработке проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Администрацию муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления и разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Федеральным законом об отходах производства и потребления, в срок семь месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья