ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-925/2021 от 20.05.2021 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-925/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,

при секретаре Поморцевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что в отношении Администрации 5 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство № 17627/21/67020-ИП, в рамках которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 13 апреля 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 13 ноября 2020 года по делу № 2-1496/2020 на Администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 г.г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, д. Мармоново.

Администрацией для исполнения решения суда направлены заявления и документы в орган регистрации права о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, откуда поступил ответ о том, что основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав является наличие технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законодательством порядке.

Для разработки технических планов на объекты недвижимого имущества (памятники, сооружения) необходимы денежные средства в сумме 104 300 рублей, которых в бюджете Администрации не имеется.

Администрация за оказанием финансовой помощи обращалась в Управление Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, откуда поступили отказы в выделении денежных средств.

Таким образом, Администрацией приняты все возможные меры для исполнения решения суда и не имеется признаков бездействия.

Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 13 апреля 2021 года, полностью в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца – глава Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области Перцев С.Н. поддержал свое заявление, дополнил, что бюджет поселения составляет 14 млн. рублей, из которых все денежные средства расписаны на определенные цели на 2021 год.

Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представители ОСП Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, а также УФССП России по Смоленской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.

Представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокуратура Смоленской области Кухтенкова Ю.А. не возражала относительно удовлетворения требования об освобождении Администрации от уплаты исполнительского сбора.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Заслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).

Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Как следует из материалов дела, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 13 ноября 2020 года на администрацию Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 г.г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, д. Мармоново.

Решение суда вступило в законную силу 15 декабря 2020 года, в отношении должника – администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области выписан исполнительный лист серии ФС № 022210184 и направлен Вяземскому межрайонному прокурору Смоленской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области 5 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство № 17627/21/67020-ИП в отношении должника – администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 13 апреля 2021 года в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника – администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Суд принимает во внимание, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения, расположенного в д. Мармоново Вяземского района Смоленской области, а именно заправлено заявление и документы в Росреестр, откуда получен ответ о том, что внесение в ЕГРН объектов недвижимости невозможно в связи с необходимостью постановки его на государственный кадастровый учет, которая может быть осуществлена при наличии технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения на указанные цели Администрация обратилась за помощью в оказании финансовой поддержки в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, откуда получен отказ. Кроме того, Администрация обратилась в Управление Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи объекты культурного наследия регионального значения, находящиеся на территории Семлевского сельского поселения Вяземского района, откуда также получен отказ.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения. Освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем, а также с учетом принципов справедливости, соразмерности и адекватности, заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому района УФССП России по Смоленской области от 13 апреля 2021 года в рамках исполнительного производства № 17627/21/67020-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Перегонцева

Вынесена резолютивная часть решения 20.05.2021

Изготовлено мотивированное решение 31.05.2021

Решение вступает в законную силу 01.07.2021