ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-926/21 от 01.10.2021 Лесозаводского районного суда (Приморский край)

дело №2а-926/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Лесозаводск 1 октября 2021 г.

Судья Лесозаводского районного суда Приморского края Яровенко С.В., с участием

представителя административного истца - помощника Лесозаводского межрайонного прокурора Палагиной Е.А.,

представителя административного ответчика – Думы Лесозаводского городского округа ФИО1,

при секретаре Костроминой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление исполняющего обязанности Лесозаводского межрайонного прокурора Тимченко А.А. к Думе Лесозаводского городского округа о признании недопустимым бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Лесозаводского межрайонного прокурора ФИО3 обратился в Лесозаводский районный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Думы Лесозаводского городского округа, выразившееся в не приведении Устава Лесозаводского городского округа в соответствие с требованиями Федерального закона от хх.хх.хххх№ хх – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В обосновании заявленных требований указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении полномочий Думой Лесозаводского городского округа, в ходе которой установлено следующее, что согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хххх №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. В соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 73 Федерального закона №131-ФЗ в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске. В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 52 Устава Лесозаводского городского округа ххххххх, принятым решением Думы Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххх№ хх, Устав городского округа, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа принимается Думой городского округа большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа. Согласно ч. 2 ст. 18 Устава Лесозаводского городского округа Дума городского округа состоит из 21 депутата, избираемых сроком на 5 лет. Таким образом, для принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав Лесозаводского городского округа необходимо присутствие на заседании Думы 14 депутатов. На очередном заседании Думы Лесозаводского городского округа, состоявшемся хх.хх.хххх присутствовало 13 депутатов. На заседании хх.хх.хххх - 12, хх.хх.хххх - 12, хх.хх.хххх - 10, что явилось недостаточным для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа, планируемого к рассмотрению на указанных заседаниях. Вместе с тем, внесение изменений в Устав обусловлены вступлением в силу Федерального закона от хх.хх.хххх № 370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно п. 9 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев. Федеральный закон №370-ФЗ опубликован на официальном интернетпортале правовой информации http://www.pravo.gov.ru хх.хх.хххх, начало действия документа - хх.хх.хххх Таким образом, срок, в течении которого Устав Лесозаводского городского округа должен быть приведен в соответствие с требованием закона, истек хх.хх.хххх. Отсутствие кворума, для принятия соответствующего решения, нарушает требования федерального законодательства. хх.хх.хххх межрайонной прокуратурой в Думу Лесозаводского городского округа внесено представление об устранении нарушений в связи с непринятием Думой Лесозаводского городского округа заседания в правомочном для принятия решения о внесении изменений в устав Лесозаводского городского округа составе, которое рассмотрено хх.хх.хххх, но фактически мер, направленных на устранение выявленных нарушений, представительным органом не принято. Кроме того, хх.хх.хххх в Думу Лесозаводского городского округа принесен протест на Устав в связи с противоречиями отдельных положений Устава требованиям Федерального закона 370-ФЗ. Протест межрайонного прокурора рассмотрен на заседании Думы Лесозаводского городского округа хх.хх.хххх, однако нормативный правовой акт до настоящего времени в соответствие с требованиями закона не приведен. В силу ст. 3 Федерального закона №131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления. Статьей 16 Федерального закона №131-ФЗ определены вопросы местного значения городского округа. Таким образом, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения (применительно к представительным органам местного самоуправления). Непроведение длительное время правомочных заседаний представительным органом местного самоуправления затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы муниципального образования, поскольку обязанности представительного органа местного самоуправления должны исполняться в интересах всех жителей соответствующей территории.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, указанным в иске. Дополнила, что, согласно требованиям 131 Федерального закона РФ, а так же устава Лесозаводского городского округа ххххххх, принятое Думой Лесозаводского городского округа хх.хх.хххх решение должно быть подписано председателем Думы Лесозаводского городского округа, а так же главой Лесозаводского городского округа. В месте с тем, в соответствии с требованием ст. 131 Федерального закона РФ у главы городского округа существует право не подписания принятого Думой решения. Он может вернуть данное решение, не подписав его. Помимо этого, все, что связано с уставом должно быть зарегистрировано в Министерстве юстиции. Поэтому говорить о том, что на сегодняшний день Дума приняла решение нельзя. Дума фактически бездействует.

Представитель административного ответчика ФИО5 возражает против удовлетворения рассматриваемого административного искового заявления, поскольку хх.хх.хххх состоялось внеочередное заседание Думы Лесозаводского городского округа, на котором было принято решение о внесении изменений в устав Думы Лесозаводского городского округа. В настоящее время ведется техническая работа по подготовке решения, его подписанию и направлению изменений о внесении в устав в Министерство юстиции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО5, суд приходит к следующим выводам:

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее ст. 1 (часть 1), ст. 3 (часть 2), ст.12, ст. 32 (части 1 и 2), ст.130 и ст. 131, местное самоуправление в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой формой осуществления власти народа и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, определяет субъективные права граждан, обеспечивая их участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Устава Лесозаводского городского округа Дума городского округа состоит из 21 депутата, избираемых сроком на 5 лет.

В силу ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 52 Устава Лесозаводского городского округа ххххххх, принятым решением Думы Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххх№ хх, Устав городского округа, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа принимается Думой городского округа большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела

Федеральным законом от хх.хх.хххх №370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения в 131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем Устав Лесозаводского городского округа в соответствии с требованиями ст. 35 Федерального закона № хх ФЗ должен быть приведён в соответствие.

Согласно п. 9 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учётом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта РФ, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Федеральный закон №370-ФЗ опубликован на официальном интернетпортале правовой информации http://www.pravo.gov.ru хх.хх.хххх, таким образом, начало действия документа - хх.хх.хххх Датой окончания срока, в течении которого Устав Лесозаводского городского округа должен быть приведен в соответствие с требованием закона является хх.хх.хххх.

Поскольку заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов, а Дума Лесозаводского городского округа состоит из 21 депутата, для принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав Лесозаводского городского округа необходимо присутствие на заседании Думы 14 депутатов.

В связи с тем, что на очередном заседании Думы Лесозаводского городского округа, состоявшемся хх.хх.хххх присутствовало 13 депутатов, на заседании хх.хх.хххх – 12 депутатов, на заседании хх.хх.хххх – 12 депутатов, на заседании хх.хх.хххх - 10 депутатов, вопрос о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа разрешен не был. Отсутствие кворума, для принятия соответствующего решения, нарушает требования федерального законодательства.

хх.хх.хххх межрайонной прокуратурой в Думу Лесозаводского городского округа внесено представление об устранении нарушений в связи с непринятием Думой Лесозаводского городского округа заседания в правомочном для принятия решения о внесении изменений в устав Лесозаводского городского округа составе.

Представление Лесозаводского межрайонного прокурора было рассмотрено хх.хх.хххх, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений, представительным органом не принято.

хх.хх.хххх в Думу Лесозаводского городского округа принесен протест Лесозаводского межрайонного прокурора на Устав Лесозаводского городского округа, в связи с противоречиями отдельных положений Устава требованиям Федерального закона 370-ФЗ.

Протест Лесозаводского межрайонного прокурора рассмотрен на заседании Думы Лесозаводского городского округа хх.хх.хххх, однако нормативный правовой акт до настоящего времени в соответствие с требованиями закона не приведен.

Согласно сведений, заявленных суду представителем административного ответчика Думы Лесозаводского городского округа ФИО5, хх.хх.хххх состоялось внеочередное заседание Думы Лесозаводского городского округа, на котором было принято решение о внесении изменений в устав Думы Лесозаводского городского округа. В настоящее время ведется техническая работа по подготовке решения и направлении изменений о внесении в устав в Министерство юстиции.

Тем не менее решение Думы не изготовлено, кроме того, согласно требованиям Федерального закона № хх ФЗ РФ, а так же устава Лесозаводского городского округа ххххххх, данное решение должно быть подписано председателем Думы Лесозаводского городского округа, а так же главой Лесозаводского городского округа, после чего передано на регистрацию в Министерство юстиции РФ.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт бездействия Думы Лесозаводского городского округа, выразившееся в не приведении Устава Лесозаводского городского округа в соответствие с требованиями Федерального закона от хх.хх.хххх№ хх – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», суд считает что заявленные и.о. межрайонного прокурора административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Доводы представителя административного ответчика ФИО5 о том, что рассматриваемый иск не подлежит удовлетворению, поскольку хх.хх.хххх состоялось внеочередное заседание Думы Лесозаводского городского округа, на котором было принято решение о внесении изменений в устав Думы Лесозаводского городского округа, суд считает не состоятельными, поскольку как установлено в судебном заседании, несмотря на то, что указанные в иске действия административный ответчик должен был совершить до хх.хх.хххх, указанное представителем административного ответчиком решение, не подготовлено, не подписано, не направлено в установленном законом порядке на регистрацию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности Лесозаводского межрайонного прокурора Тимченко А.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Думы Лесозаводского городского округа, выразившееся в не приведении Устава Лесозаводского городского округа в соответствие с требованиями Федерального закона от 9 ноября 2020 года №370 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд Приморского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 1 октября 2021 года.

Судья ____________________