ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-927/19 от 22.04.2019 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело №2а-927/2019

70RS0001-01-2019-001231-83

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2019 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Е.С.Николаенко,

при секретаре А.С.Миковой,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-927/2019 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Молчановского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на Интернет-странцах, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Молчановского района Томской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (далее Управление Роскомнадзора по Томской области) о признании информации, размещенной на Интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Молчановского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на Интернет-сайте /________/

Какие-либо ограничения по доступу к указанным Интернет-ресурсам не
установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адреса: /________/

Таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к Интернет-страницам: /________/, деятельность которых, в свою очередь, осуществляется с нарушением Федерального закона №149-ФЗ.

Такие животные, как гепард, магот, яванский макак, орангутан, лори, гиббон, мангобей, лемур, красный панда включены в перечень животных, занесенных в международную Красную книгу, утвержденный Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, в состав которого также входит и Российская Федерация, в лице Министерства природных ресурсов и экологии.

Кроме того, указанные животные внесены в Приложения 1, 2, 3 к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, подписанной 03.03.1973 в Вашингтоне, принятой Постановлением Совета Министров СССР № 612 от 04.08.1976 и Постановлением Совета Министров РСФСР № 501 от 08.09.1976 (далее Конвенция).

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.24Федерального закона «О животном мире»).

Сведения, размещенные на указанных выше интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения редких видов животных, занесенных в Красную книгу, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению.

Как установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки,
Интернет-контент указанных интернет-страниц представляет собой информацию и графические материалы, содержащие сведения о возможности приобретения редких видов животных, занесенных в Красную книгу: гепард, магот, яванский макак, орангутан, лори, гиббон, мангобей, лемур, красный панда.

Кроме того, этот сайт оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-страницам: /________/, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании изложенного просит признать информацию, размещенную на Интернет-страницах:/________/, информацией, распространение которой на территории
Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кировского района г.Томска ФИО6 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - Управление Роскомнадзора по Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представили письменные пояснения, в которых возражений относительно заявленных административных исковых требований не высказали.

Определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой Молчановского района Томской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на Интернет-страницах:

/________/.

В ходе данной проверки установлено, что на вышеуказанных страницах размещена информация о возможности приобретения редких видов животных, занесенных в Красную книгу: гепард, магот, яванский макак, орангутан, лори, гиббон, мангобей, лемур, красный панда.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются актом проверки от 11.03.2019 и скриншотами страниц с сайта.

Такие животные, как гепард, магот, яванский макак, орангутан, лори, гиббон, мангобей, лемур, красный панда включены в перечень животных, занесенных в международную Красную книгу, утвержденный Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, в состав которого также входит и Российская Федерация, в лице Министерства природных ресурсов и экологии.

Кроме того, указанные животные внесены в Приложения 1, 2, 3 к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, подписанной 03.03.1973 в Вашингтоне, принятой Постановлением Совета Министров СССР № 612 от 04.08.1976 и Постановлением Совета Министров РСФСР № 501 от 08.09.1976 (далее Конвенция).

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.24Федерального закона «О животном мире»).

Сведения, размещенные на указанных выше интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения редких видов животных, занесенных в Красную книгу, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к Интернет-страницам

/________/, на которых размещена соответствующая информация.

По смыслу действующего законодательства содержание животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в домашних условиях без цели воспроизводства не допускается.

Статьей 258.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанных выше интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения редких видов животных, занесенных в Красную книгу, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что информация, размещенная на Интернет-страницах

/________/, является запрещенной, поскольку за совершение действий, размещенных на указанных Интернет-страницах, предусмотрена уголовная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан, пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

В указанный реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Молчановского района Томской области в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на Интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет-страницах:

/________/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для внесения указателя страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кировский районный суд г. Томска со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья