Дело № 2а-927/2021
УИД 86RS0008-01-2021-001994-62 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Когалым 13 сентября 2021 года
Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сокорева А. А.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Когалыма, действующего в интересах неопределенного круга о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Когалыма обратился в Когалымский городской суд ХМАО-Югры в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на сайтах https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства при проведении единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Путем мониторинга сети «Интернет» установлены страницы в сети «Интернет»: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya, на которых, размещена информация об ответах на ЕГЭ на 2021 год. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Ограничения, предусматривающие запрет на использование интернет-страницы несовершеннолетними, отсутствуют. Таким образом, размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273- ФЗ) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования; защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. В силу ч. 1 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 13 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также в иных формах. Таким образом, ЕГЭ - это одна из форм ГИА, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в ВУЗы. Частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а равно нарушение установленного законодательством порядка ее проведения. Таким образом, доступ к вышеуказанному сайту, в нарушение действующего законодательства об образовании ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся. Кроме того, данные предложения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь несовершеннолетних, относительно допустимости приобретения ответов ЕГЭ за плату, без прохождения соответствующей подготовки. В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Таким образом, перечисленными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об ответах ЕГЭ, размещенной на сайтах в сети «Интернет»: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). На момент проверки доменные имена интернет-сайтов: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya, на которых размещена вышеуказанная информация в Единый реестр, не внесены. В ходе проведенной проверки сведения о лицах, разместивших информацию на сайтах по URL-адресам: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim- ege-ximya, не установлены, местонахождение их не известно. Поскольку лицо, распространившее информацию, не установлено, в Федеральных законах №149-ФЗ, №436-Ф3 отсутствуют соответствующие нормы, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе–Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в отзыве на административное исковое заявление указывает, что при проведении мониторинга информации об ответах на ОГЭ/ЕГЭ на 2021 год, размещенной на страницах сайтов с URL адресами https://onvets.pw, https://chemege.ru/kim-ege-ximya, установлено, что WEB-страницы активны. Информация, размещенная на сайте, не является основанием для внесудебного ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Размещенная на вышеуказанных сайтах информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 159 ч.1 УК РФ. Полагают возможным признать информацию о продаже ответов ОГЭ/ЕГЭ на 2021 г на информационных ресурсах https://onvets.pw, https://chemege.ru/kim-ege- ximya, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Судья определил административное исковое заявление прокурора г. Когалыма, действующего в интересах неопределенного круга о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Судья, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, приходит к следующему.
Из представленных в материалы дела скриншотов (распечаток) следует, что в сети «Интернет» по электронным адресам: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya, размещена об ответах на ЕГЭ на 2021 год.
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Ограничения, предусматривающие запрет на использование интернет-страницы несовершеннолетними, отсутствуют.
Таким образом, размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации 27.12.1991 № 2124- 1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон №273- ФЗ) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования; защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
В силу ч. 1 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 13 ст. 59 Федерального закона №273-Ф3 ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также в иных формах. Таким образом, ЕГЭ - это одна из форм ГИА, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в ВУЗы.
Частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а равно нарушение установленного законодательством порядка ее проведения.
Таким образом, доступ к вышеуказанному сайту, в нарушение действующего законодательства об образовании ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся. Кроме того, данные предложения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь несовершеннолетних, относительно допустимости приобретения ответов ЕГЭ за плату, без прохождения соответствующей подготовки.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (далее- Федеральный закон № 149-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, перечисленными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об ответах ЕГЭ, размещенной на сайтах в сети «Интернет»: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее по тексту - реестр).
Основанием для включения в реестр сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки к ним доступа.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).
Пунктами 2, 3 указанных Правил регламентировано, что создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил основанием для включения к единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание запрещенную информацию, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Согласно сведений Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Управление Роскомнадзора), на страницах сайтов с URL-адресами: адресами https://onvets.pw, https://chemege.ru/kim-ege-ximya, установлено, что WEB-страницы активны.
На момент проверки интернет-сайты, на которых размещена вышеуказанная информация в Единый реестр, не внесены, лица их разместившие не установлены, местонахождение их не известно.
В соответствии с требованиями п.п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Производство по таким делам осуществляется по правилам административного искового производства, предусмотренным главой 27.1 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой 27.1 КАС РФ, с целью признания информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах по сетевому адресу: https://onvets.pw, https://chemege.ru/kim-ege-ximya, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В этой связи заявленное прокурором требование суд находит правомерным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175–180, 194, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Когалыма, действующего в интересах неопределенного круга о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах по сетевому адресу: https://otvets.pw; https://chemege.ru/kim-ege-ximya.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле, путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО-Югры.
Судья, подпись А. А. Сокорева
Копия верна А. А. Сокорева
Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-927/2021 Когалымского городского суда ХМАО-Югры