Дело № 2а-928/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 августа 2020 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Макаровой Л.И., с участием сторон, представителей: административного истца – Васильченко Г.Г., ТИК Республики Саха (Якутия) - председателя Мирнинской ТИК Республики Саха (Якутия) Франц Л.Ф., прокурора – старшего помощника прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) Голубевой В.В., заинтересованного лица Цыгуля Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильченко И.П. к избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Васильченко И.П. обратилась в суд с административным иском к избирательной комиссии МО «Поселок Светлый», которым с учетом уточнения исковых требований просит признать подписной лист (приложение № 9), представленный в избирательную комиссию МО «Поселок Светлый» недействительным в связи с несоответствием форме, предусмотренной Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 (приложение № 6), Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 41/4-6 от 05.06.2018; признать решение избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» № 9 от 28.07.2020 о регистрации кандидата Цыгуля Г.Л. на должность главы МО «Поселок Светлый» незаконным и отменить.
Требования мотивированы тем, что решением IV№22-1 «О назначении выборов главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)» от 23.06.2020 назначены выборы главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 13 сентября 2020 года. Согласно удостоверению № 2, истец является членом избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом на должность главы МО «Поселок Светлый» Васильченко Г.Г. 28.07.2020 избирательной комиссией МО «Поселок Светлый» принято решение № 9 о регистрации Цыгуля Г.Л. в качестве кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый». Истец считает, что при вынесении решения ИК МО не увидела ошибки в подписных листах указанного кандидата и приняла решение о его регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый». Приложением 1 Постановления № 41/4-6 от 05.06.2018 ЦИК Республики Саха (Якутия) установлены перечень и формы документов, представляемых в избирательную комиссию МО кандидатами на должность главы муниципального образования. Согласно Постановлению ЦИК РС (Я) № 137/2-6 от 08.06.2020, в постановление ЦИК РС (Я) от 05.06.2018 № 41/4-6 «О перечне и формах документов, представляемых в избирательные комиссии муниципальных образований кандидатами на должность главы муниципального образования» в приложение № 9 внесены следующие изменения, а именно: а) таблицу дополнить строками 4 и 5; б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.». Однако в представленных кандидатом на должность главы МО «Поселок Светлый» Цыгуля Г.Л. документах указанные изменения не внесены, что нарушает действующее законодательство.
В ходе судебного заседания административный истец Васильченко И.П., ее представитель по доверенности Васильченко Г.Г., основываясь на доводах иска, настаивают на удовлетворение заявленных требований.
Представитель административного ответчика – председатель участковой избирательной комиссии Светлинского избирательного участка № 310 Исаева М.А. исковые требования не признала, пояснила, что подписные листы кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый» Цыгуля Г.Л. были представлены в избирательную комиссию МО «Поселок Светлый» в соответствии с установленной формой. В соответствии со сноской № 1 к приложению № 6 от 12.06.2002 к ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» текст подстрочников, а также примечания и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.
Представитель Мирнинской территориальной избирательной комиссии ТИК Республики Саха (Якутия) Франц Л.Ф., поддержав доводы административного ответчика, просит отказать в удовлетворении административного иска за необоснованностью, поскольку все необходимые сведения в подписных листах указаны, все требования кандидатом соблюдены.
Заинтересованное лицо – зарегистрированный кандидат на должность главы МО «Поселок Светлый» Цыгуля Г.Л. с доводами стороны истца не согласился, считает представленные им подписные листы соответствуют требованиям закона. Дополнил, что на самой форме подписного листа прямо указано, что «подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей», «примечание и сноска в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться», что им и было сделано, т.к. не хватает места для внесения данных и подписей избирателей на одной странице.
Выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшей административный иск необоснованным, а потому подлежащим отказу в его удовлетворении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов - Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 75) и Законе Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (статья 29).
В силу частей 5 и 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
Как следует из материалов дела, 23.06.2020 на основании решения IV№22-1 «О назначении выборов главы муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)» 13 сентября 2020 года назначены выборы главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Приложением 1 Постановления ЦИК Республики Саха (Якутия) № 41/4-6 от 05.06.2018 одобрены Перечень и формы документов, представляемых в избирательные комиссии муниципальных образований кандидатами на должность главы муниципального образования.
Согласно Постановлению ЦИК РС (Я) № 137/2-6 от 08.06.2020, в постановление ЦИК Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2018 года № 41/4-6 «О перечне и формах документов, представляемых в избирательные комиссии муниципальных образований кандидатами на должность главы муниципального образования» в приложение № 9 внесены следующие изменения, а именно: а) таблицу дополнить строками 4 и 5; б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей».
В силу вышеизложенного решением избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» от 12.07.2020 № 5 утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения (или выдвижения от избирательного объединения) кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района в части, касающейся указания наименования должности выборного должностного лица (приложение 1), о чем опубликовано (обнародовано) в газете «Мирнинский рабочий» (наименование средства массовой информации).
28.07.2020 избирательной комиссией МО «Поселок Светлый» принято решение № 9 о регистрации Цыгуля Г.Л. в качестве кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Административный истец Васильченко И.П., являясь членом избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) с правом совещательного голоса, назначенная кандидатом на должность главы МО «Поселок Светлый» Васильченко Г.Г., оспаривает решение избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) № 9 о регистрации Цыгуля Г.Л. в качестве кандидата на должность главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 28.07.2020, ссылаясь на принятие избирательной комиссией МО «Поселок Светлый» представленных Цыгуля Г.Л. документов, не отвечающих установленной законодательством форме, впоследствии соответствующего решения.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок выдвижения кандидатов закреплен в статье 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (п. 8.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 № 154-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона признаются недействительными.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11 мая 2012 года № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Участниками процесса не опровергнуто, что кандидатом на должность главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района РС(Я) Цыгуля Г.Л. были представлены подписные листы на 3 листах, собрано 12 подписей избирателей.
В «Примечании» приложения № 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что:
«Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата. Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей».
Кроме того, приложение № 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ имеет сноску следующего характера:
<1> Текст подстрочников, а также примечание и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.
<2> Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что отсутствие на представленных кандидатом на должность главы МО «Поселок Светлый» Цыгуля Г.Л. подписных листах текста подстрочников, а также примечания и сноски не является нарушением требований действующего законодательства, поскольку и на самой форме подписного листа (приложение № 9) имеется соответствующая запись.
Согласно представленным материалам дела, регистрация кандидата Цыгуля Г.Л. осуществлена избирательной комиссией в связи с наличием всех документов, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, а также необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного кандидата; указанные в примечании и сноске требования в изготовленных подписных листах кандидатом соблюдены; оснований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не установлено, избирательной комиссией соблюдены все установленные законодательством требования.
При изложенных и установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного иска к избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» за отсутствием правовых оснований; нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, из представленных материалов дела не установлено; представленные кандидатом Цыгуля Г.Л. подписные листы на должность главы МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) соответствуют форме подписных листов, установленных действующим федеральным законодательством, не вводит избирателей и избирательную комиссию в заблуждение, в связи с чем, не могут являться основанием для признания подписных листов недействительными, соответственно решение избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» № 9 от 28.07.2020 о регистрации кандидата Цыгуля Г.Л. на должность главы МО «Поселок Светлый» незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Васильченко И.П. к избирательной комиссии МО «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 10.08.2020 г.
Председательствующий Иванова С.Ж.