ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-929/18 от 01.08.2018 Отрадненского районного суда (Краснодарский край)

Дело 2а-929/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Отрадная 01 августа 2018 г.

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Андреева В.Н.,

при секретаре судебного заседания Калашниковой Е.С.,

с участием представителя административного истца нотариуса Отрадненского нотариального округа ФИО1ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению нотариуса Отрадненского нотариального округа ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО4 о признании незаконным действия Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Нотариус Отрадненского нотариального округа ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО2 Е.М., в котором просит признать незаконным действия ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, выразившиеся в отказе сделать перерасчет уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, а также в отказе возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы; обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края сделать перерасчет уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, а также возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что по итогам 2014 года нотариусом ФИО1 было уплачено в Пенсионный фонд страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., в размере 68023,78 руб., по итогам 2015 года - в размере 71318,77 руб. Расчеты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода превышающего 300000 руб. производились нотариусом с общего размера доходов без учета расходов. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» доход плательщика страховых взносов подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Таким образом, за 2014 год было излишне уплачено 19001,41 руб., за 2015 год – 18954,34 руб., а всего 37955,75 руб. 15.01.2018 истцом было направлено письмо в Пенсионный фонд с просьбой сделать перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015, 2016 годы. 15.02.2018 в адрес истца поступил ответ из Управления ПФР в Отрадненском районе о том, что вопрос осуществления перерасчета обязательств плательщика с учетом выводов Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П тесно взаимосвязан с датой его вступления в силу, то есть 02.12.2016.

В судебное заседание административный истец не явился.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО3 по доверенности заявленные требования поддержала по изложенным в нем основаниям, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, а также начальник ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО2 Е.М., в судебное заседание не явились. В суд представлен письменный отзыв из которого следует, что ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края возражает против удовлетворения иска, поскольку начисление страховых взносов производилось в соответствии с абз. 2 1.1 п.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ. Сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период для исчисления страховых взносов предоставляются налоговыми органами в соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ. Самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено. Доводы административного истца о том, что его доходы подлежат уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, лишены основания по следующим причинам: законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшить полученные данной категорией плательщиков доходы на сумму понесенных расходов. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии и не должны увязываться с конечным результатом деятельности (прибыль, убыток).

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №13 по Краснодарскому краю в суд не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в Пенсионный фонд нотариусом ФИО1 были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального от 24.07.2009 № 212-ФЗ: по итогам 2014 года - 25.03.2015 размере 68023,78 руб., по итогам 2015 года - 28.03.2016 в размере 71318,77 руб. Расчеты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода превышающего 300000 руб. производились нотариусом с общего размера доходов без учета расходов, что подтверждается справкой МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю о доходах и расходах нотариуса ФИО1 за 2014-2015 годы от 16.07.2018.

В соответствии Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.

Однако согласно ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ расчеты (уточненные расчёты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, к правоотношениям нотариуса ФИО1 и Пенсионного фонда Российской Федерации по расчёту страховых взносов за 2014-2015 годы следует применять Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Нотариус Отрадненского нотариального округа ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» является плательщиком страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в соответствии с которым размер страхового взносаразмер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального от 24.07.2009 № 212-ФЗ в целях применения положений ч. 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 227 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят по суммам доходов, полученных от такой деятельности. В силу п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

В соответствии со ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

На основании п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218 - 221 НК РФ.

Из содержания ст. 221 НК РФ следует, что налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ (в том числе нотариусы), при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 НК РФ в связи с запросом Кировского областного суда» установлено, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, для доходов нотариуса, занимающегося частной практикой, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в том числе в виде документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ № 27-П от 30.11.2016 в части расчета величины подлежащих уплате страховых взносов, истец 15.01.2018 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе с заявлением о перерасчете уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015, 2016 годы, исходя из сумм доходов, уменьшенных на величину фактически произведённых и документально подтвержденных расходов.

Согласно ответу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края от 15.02.2018 обязательства за 2016 года рассчитаны с учетом фактических расходов, а в связи с тем, что обязательства по уплате за 2014-2015 годы исполнены нотариусом до 02.12.2016 (дня вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П от 30.11.2016), то их перерасчёт с учетом фактических расходов возможен только на основании судебного решения, так как, по мнению Пенсионного фонда вопрос перерасчёта обязательств плательщика с учетом выводов Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П от 30.11.2016 тесно взаимосвязан с датой его вступления в законную силу 02.12.2016.

С данным отказом ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края в перерасчете нотариусу ФИО1 уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, исходя из сумм доходов, уменьшенных на величину фактически произведённых и документально подтвержденных расходов, суд согласиться не может, поскольку согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно абз. 5 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативный актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Несмотря на то, что вышеуказанное толкование дано Конституционным судом РФ в 2017 году, ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ в такой редакции была введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 237-Ф3, вступившим в законную силу с 01.01.2014.

Изложенное свидетельствует о том, что Управлением Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе не учтен тот факт, что истолкованные Конституционным судом положения Федерального закона «О страховых взносах» вступили в законную 01.01.2014, следовательно Управление пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе было обязано производить расчет доходов с целью исчисления подлежащих уплате страховых взносов в соответствии с законом, с момента его вступления в законную силу, не допуская его произвольного толкования.

Учитывая тот факт, что налоговый орган передает в Пенсионный фонд в полном объеме сведения о доходах плательщика налога, Управление Пенсионного фонда РФ по Отрадненскому району обязано рассчитывать доход плательщика страховых взносов в соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и НК РФ самостоятельно, поскольку ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обязанность осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе в перерасчете уплаченных нотариусом ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы, исходя из суммы доходов, уменьшенных на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, нарушает права и законные интересы истца.

При таких обстоятельствах исковые требования нотариуса ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО2 Е.М. в части признания незаконными действия ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, выразившиеся в отказе сделать перерасчет уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, и обязании ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края сделать указанный перерасчет подлежат удовлетворению.

При этом именно вступившее в законную силу решение суда о признании незаконным отказа ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края в перерасчете уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязании Пенсионного фонда сделать указанный перерасчет является основанием для дальнейшего перерасчета уплаченных сумм страховых взносов и последующего возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов, выявленных в результате произведенного перерасчета.

Таким образом, исковые требования нотариуса ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО2 Е.М. в части признания незаконными действия ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, и обязании ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление нотариуса Отрадненского нотариального округа ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО2 Е.М. о признании незаконным действия Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края в перерасчете уплаченных нотариусом ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, исходя из суммы доходов, уменьшенных на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края произвести перерасчет сумм, уплаченных нотариусом ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, исходя из суммы доходов, уменьшенных на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

В удовлетворении оставшейся части требований административного искового заявления нотариуса Отрадненского нотариального округа ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края, начальнику ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края ФИО4 о признании незаконным действия Управления пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.Н. Андреев