ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-92/18 от 21.11.2018 Лесны районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-92/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» ноября 2018 года с. Лесное

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бойко В.В.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора Лесного района Сурыгиной Л.П.,

при секретаре судебного заседания Березиной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрацииМедведковскогосельского поселения Лесного района Тверской области о возложении обязанности принять меры к созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Медведковскогосельского поселения Лесного района Тверской области.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лесного района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка законодательства, обеспечивающего защиту субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки в администрацииМедведковского сельское поселение Лесного района Тверской области, в ходе которой выявлены нарушения выразившиеся в следующем. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения сельского поселения относится вопрос, предусмотренный п. 28 ч. 1 настоящей статьи, то есть создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.Статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.В соответствии со ст. 6 ч. 3 п. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗосновными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В ходе проведенной проверки изучена деятельность администрации Медведковского сельского поселения по данным вопросам, в том числе по регулированию инвестиционной деятельности и установлено, что данный вопрос фактически администрацией сельского поселения не рассматривался, порядки (в т.ч. в форме муниципальных нормативно-правовых актов), регулирующие правоотношения в сфере инвестиционной деятельности не приняты.Согласно ст. 14 ч. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Однако указанный муниципальный правовой акт администрацией Медведковского сельского поселения не принят. В нарушение требований ст. 80 ч. 1 Бюджетного кодекса РФ не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, и (или) на приобретение объектов недвижимости имущества за счёт средств местного бюджета. Вопреки требованиям ст. 16 ч. 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» нормативно – правовой акт, устанавливающий порядок заключения специальных инвестиционных контрактов администраций Медведковского сельского поселения не разработан. В нарушение требований ст. 13 ч. 1 п. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» нормативно – правовые акты, регламентирующие основные направления инвестиционной деятельности в области развития автомобильных дорог местного значения не приняты.Согласно ст. 11 п. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗк полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числеформирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.Открытость процедур оказания поддержки является одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что закреплено п. 5 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.В силу ст. 16 ч. 1Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.Согласно ст. 18 ч. 4Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗорганы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления.Статьёй 18 частью 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ закреплено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни муниципального имущества устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами.Вместе с тем администрацией муниципального образования не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них муниципального имущества. Неисполнение требований вышеуказанного законодательства свидетельствует о бездействии администрации Медведковского сельского поселения Лесного района по исполнению возложенных обязанностей в сфере защиты прав предпринимателей и влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обоснованно тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не предоставляется возможным.Просит суд обязать администрацию муниципального образования Медведковскоесельское поселение Лесного района Тверской области в срок до 30.01.2019 г. принять меры по созданию условий для развития среднего и малого предпринимательства на территории Медведковского сельского поселения, путем принятия порядков, регламентирующих: проверку инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местных бюджетов, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов; принятие решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета; заключение специальных инвестиционных контрактов, а также обязать администрацию муниципального образования Медведковское сельское поселение Лесного района Тверской области в срок до 01.03.2019 г.: определить основные направления инвестиционной деятельности в области развития автомобильных дорог местного значения;утвердить порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них муниципального имущества; утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лесного района Тверской областиСурыгина Л.П. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме,подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Медведковскогосельского поселения не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, возражений не представил.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Уставом администрация Медведковскогопоселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, имеет статус юридического лица и печать со своим полным наименованием. Администрация поселения осуществляет свою деятельность на основе принципа гласности; в пределах своих полномочий администрация поселения содействует развитию сельскохозяйственного производства, создает условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Судом исследованы: запрос прокурора Лесного района от 02.10.2018 года; ответ администрацииМедведковскогосельского поселения Лесного района Тверской области от 11.10.2018 г., на запрос прокурора Лесного района от 02.10.2018 г., Устав муниципального образования Медведковскоесельское поселение.

Разрешая исковые требования прокурора, суд исходит из следующих положений законодательства Российской Федерации и собственных выводов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, вопросы содействия в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Как указано в ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации сформулированы в части второй ст. 6 указанного Федерального закона.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в частности, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 6Федерального закона № 209-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что вопрос по регулированию инвестиционной деятельности и установлено, что данный вопрос фактически администрацией сельского поселения не рассматривался, порядки (в т.ч. в форме муниципальных нормативно-правовых актов), регулирующие правоотношения в сфере инвестиционной деятельности не приняты.

Кроме того внарушение требований ст. 80 ч. 1 Бюджетного кодекса РФ не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, и (или) на приобретение объектов недвижимости имущества за счёт средств местного бюджета.

А также нормативно – правовой акт, устанавливающий порядок заключения специальных инвестиционных контрактов администраций Медведковского сельского поселения не разработан.

В нарушение требований ст. 13 ч. 1 п. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» нормативно – правовые акты, регламентирующие основные направления инвестиционной деятельности в области развития автомобильных дорог местного значения не приняты.

Согласно ст. 14 ч. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Однако указанный муниципальный правовой акт администрацией Медведковского сельского поселения не принят.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправлении.

В нарушение данного требования закона администрацией Медведковского сельского поселения не утвержден и не размещен на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

В силу ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ закреплено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами.

Однако администрацией муниципального образования не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них муниципального имущества.

В п. 25 ст. 32 Устава Медведковскогосельского поселения Лесного района содержится правовое предписание, обязывающее администрацию создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Лесного района к администрации Медведковскогосельского поселения подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) инеобходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Медведковского сельского поселения Лесного района Тверской области-удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Медведковское сельское поселение Лесного района Тверской области в срок до 30.01.2019 г. принять меры по созданию условий для развития среднего и малого предпринимательства на территории Медведковского сельского поселения, путем принятия порядков, регламентирующих: проверку инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местных бюджетов, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средствсоответствующих бюджетов; принятие решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета; заключение специальных инвестиционных контрактов;

Обязать администрацию муниципального образования Медведковское сельское поселение Лесного района Тверской области в срок до 01.03.2019 г.: определить основные направления инвестиционной деятельности в области развития автомобильных дорог местного значения;утвердить порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них муниципального имущества; утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Решение может быть обжаловано в Тверской областной, суд через Лесной районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Бойко

Мотивированное решение составлено 23ноября 2018 года.