ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-92/2016 от 28.04.2016 Иркутского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Титенкова В.В., при секретаре Добрыниной Е.И., с участием представителя административного ответчика Р., действующей на основании соответствующей доверенности и документов, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-92/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <...> Краморова А.Г. об оспаривании бездействия начальника <...> отдела (<...>) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее-<...> отдел (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё») и данного отдела, связанного с не направлением документов для обеспечения Краморова А.Г. субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, а также заинтересованного лица – Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <...>» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по <...>») и начальника данного учреждения,

установил:

Краморов обратился в суд с административным иском, в котором сообщает, что проходит военную службу по контракту в войсковой части <...> в должности <...>, выслуга лет составляет более 21 года в календарном исчислении.

Решением начальника территориального отделения (заселения) <...> область, <...> ФГКУ «Центррегионжильё» административный истец, его супруга Краморова И.Г., дети Краморова Е.В., Краморов Р.А. и Краморов Н.А. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

21 февраля 2015 года административный истец обратился в <...> отдел (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» с заявлением о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее -жилищная субсидия), однако до настоящего времени комплект документов в уполномоченный для принятия решения орган, ФГКУ «Центррегионжильё», направлен не был.

Анализируя нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», положения приказа Минобороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года №510 «Об утверждении порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, Краморов утверждает, что бездействие начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» противоречит этим нормативным правовым актам.

Считая свои права нарушенными, Краморов просит суд признать указанное выше бездействие начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё», незаконным.

Возложить на начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» обязанность направить в ФГКУ «Центррегионжильё» комплект документов о предоставлении Краморову жилищной субсидии в соответствии с его заявлением от 21 февраля 2015 года.

Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по <...>» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оформлением нотариальной доверенности в размере 1.000 руб.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли Краморов, который о причинах неявки суду не сообщил, и заинтересованное лицо, представитель последнего Б. заявил письменное ходатайство о проведении судебного заседания без участия начальника ФКУ «УФО МО РФ по <...>» и его участия.

Оценив обстоятельства, изложенные в предыдущем абзаце, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), согласно которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что суд не признал явку данных лиц обязательной, суд ходатайство представителя Б. удовлетворяет, рассматривает административное дело в отсутствии административного истца, заинтересованного лица и его представителя.

Заслушав объяснения представителя административного истца Р., исследовав письменные доказательства административного дела, суд находит следующее.

Р. в возражениях на административный иск требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, сославшись на то, что предоставление жилищной субсидии является альтернативным способом обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, и в соответствии с п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280, должно осуществляться в порядке очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. В связи с тем, что очередь Краморова не наступила, решение, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года №510, по результатам рассмотрения заявления о перечислении жилищной субсидии – направление документов в ФГКУ «Центррегионжилье» не может быть принято.

В суде Р. отметила, что в <...> отделе (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» на учете нуждающихся в жилых помещениях находятся 301 военнослужащий, которые поставлены на учет с 1994 по 2012 год включительно. Из них 155 военнослужащих находятся на учете в целях обеспечения жилищной субсидией.

Заинтересованное лицо возражения на административный иск не представило, исходя из обстоятельств настоящего дела, суд не считает, что представление этих возражений обязательно.

Анализируя абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд находит, что государство гарантирует военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, гарантировано предоставление жилых помещений или жилищной субсидии.

Таким образом, Краморов вправе реализовать свое право путем предоставления жилых помещений или жилищной субсидии, эти способы обеспечения жилым помещениям носят единую правовую природу и имеют цель обеспечение военнослужащего жилым помещением и тем самым исполнение государством своей обязанности.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

С учетом вышеизложенного, суд констатирует, что как в случае предоставления жилых помещений, так и в случае выделения жилищной субсидии действует правило – предоставление (выделение) только в порядке очередности.

Согласно решению начальника территориального отделения (заселения) <...>, <...> ФГКУ «Центррегионжильё» №11/16 от 8 октября 2013 года Краморов с составом семьи 4 человека с 13 февраля 2013 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Исходя из содержания заявления Краморова от 21 февраля 2015 года о перечислении жилищной субсидии, членами его семьи являются супруга, двое детей и иной член семьи – падчерица.

Порядок обеспечения военнослужащих жилищной субсидией установлен приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года №510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» (далее – Порядок).

Анализируя нормы Порядка, суд констатирует, что они находятся в правовом единстве с ранее приведенной ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст.57 ЖК РФ.

По смыслу п.4 Порядка для учета военнослужащего в качестве лица, изъявившего желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением через обеспечение жилищной субсидией, военнослужащий должен подать заявление о перечислении жилищной субсидии либо в уполномоченный орган Минобороны в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, либо в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации). Данное заявление подается по форме, предусмотренной приложением к Порядку.

Исходя из положений приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года №1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее – Приказ) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ определен уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкции об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями.

При этом уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе ФГКУ «Центррегионжильё».

Согласно абз. 5 п. 13 Положения об отделах и о территориальных отделениях ФГКУ «Центррегионжильё», утвержденного приказом начальника названного учреждения №5 от 26 января 2015 года, территориальный отдел осуществляет прием, получение и проверку полноты комплекта документов, необходимых для принятия решения о выплате военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и членам их семей жилищной субсидии. 3 отдел данного учреждения функционирует в <...> и на территории <...> области.

Из справки от 27 апреля 2016 года начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» следует, что на эту дату в данном отделе на учете для обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма состоят 301 военнослужащий, признанные нуждающимися до 2013 года. Из этого числа 155 военнослужащих изъявили желания быть обеспеченными жилыми помещениями путем получения жилищной субсидии.

Каких – либо сведений о том, что Краморову отказано в обеспечении жилищной субсидией нет.

Кроме того, в материалах административного дела нет сведений о том, что Краморов имеет право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией.

При таких обстоятельствах, суд находит, что Краморов, подав 21 февраля 2015 года в <...> отдел (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» предусмотренное приказом №510 заявление, вправе быть обеспеченным жилищной субсидией через ФГКУ «Центррегионжилье», исходя из времени принятия его на учет, но не ранее обеспечения жилищными субсидиями военнослужащих, принятых на учет с 1994 по 2012 год включительно.

Основываясь на вышеизложенном в совокупности, суд считает, что оспариваемое бездействие начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» полностью согласуется и соответствует вышеизложенным нормам федерального законодательства, прав, свобод и законных интересов Краморова это бездействие должностного лица не нарушило, в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконным отказывает.

Поэтому суд отказывает и в удовлетворении требования о возложении на начальника <...> отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» обязанности направить в ФГКУ «Центррегионжильё» комплект документов о предоставлении Краморову жилищной субсидии в соответствии с его заявлением от 21 февраля 2015 года.

Что касается ссылок Краморова на нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», то суд находит их ошибочными, поскольку данный закон регулирует правоотношения, связанные с процедурой рассмотрения обращений граждан.

Подав 21 февраля 2015 года заявление Краморов уведомил <...> отдел (<...>) ФГКУ «Центррегионжильё» о реализации права обеспечения жилыми помещениями через получение жилищной субсидии. Направление Краморову ответа на это заявление нормами ФЗ «О статусе военнослужащих», ЖК РФ, приказа №510 не предусмотрено.

Поскольку в удовлетворении требований отказано, то в силу ч.1 ст.111 КАС РФ, суд отказывает и в удовлетворении требования о взыскании в пользу Краморова судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оформлением нотариальной доверенности в размере 1.000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 227 и 228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <...> Краморова А.Г. об оспаривании бездействия начальника <...> отдела (<...>) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и данного отдела, связанного с не направлением документов для обеспечения Краморова А.Г. субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, а также заинтересованного лица – Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <...>» и начальника данного учреждения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Титенков