Дело № 2а-92/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поселок Глушково 1 июня 2017 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области-ФИО5,
представителя административного соответчика Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы поселка Глушково Глушковского района Курской области- ФИО2,
представителя третьего лица администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области - ФИО3, выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
прокурора Глушковского района Курской области Зубкова И.И. и его помощника ФИО4,
при секретаре Игнатенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области, Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы поселка Глушково Глушковского района Курской области о признании незаконными решений Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколов Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколов заседания счетной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>; распоряжения администрации Глушковского района № от ДД.ММ.ГГГГ, состава комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>, сообщения о результатах открытого конкурса, бюллетеней для тайного голосования, явочных листов Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, материалов газеты «Родные просторы» о результатах конкурсного отбора, письма о назначении в состав комиссии по отбору кандидатов, заявлений о включении в состав комиссии, протокола собрания трудового коллектива ООО «<адрес>», протокола заседания первичной ветеранской организации п.Глушково, протокола заседания Глушковского Совета ветеранов войны и труда, об отмене результатов выборов главы МО п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области, в котором просил отменить результаты выборов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ как несоответствующие законодательству РФ, восстановить его в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на положения Конституции РФ: ст.1 ч.1, ст.2,ст.3 ч.1-3, ст.12, мотивируя свои доводы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году Федеральное законодательство позволило субъектам РФ самостоятельно определять модель местного самоуправления, выбирая из федерального перечня. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 г. № 9-П переход от прямых выборов населения к другой форме возможен по решению представительных органов, с учетом местного населения, проживающего на данной территории. Свободные выборы имеют особую ценность в системе институтов народовластия, который на уровне местного самоуправления должны получать наиболее широкие реализации, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 г. № 13-П. На основании части 2 ст.36, в соответствии с Законом субъекта РФ и Устава муниципального образования глава МО избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом МО из своего состава, либо представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу ч.3 ст.36, принятие закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы МО, устав соответствующего МО подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение 3 месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ. Не ставя под сомнение саму возможность применения различного порядка формирования и замещения должности главы МО, имеющийся на сегодня только один способ избрания в п. Глушково Курской области лишает население муниципального образования возможности непосредственно или через органы местного самоуправления определять их структуру и порождает неравенство в реализации прав на осуществление местного самоуправления. В решении Постановления Конституционного Суда РФ от 1.12.2015 г. не допускается воспроизведение законами субъектов РФ единственно возможного порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы МО, и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы на муниципальных выборах. Органы госвласти призваны оказывать местным органам самоуправления регулирующее воздействие, в частности путем определения основных, принципиальных параметров организационного устройства муниципальной власти. ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО49 доводит письменно за номером № на одиннадцати листах изменения в Устав поселения, где избрание главы МО устанавливается только по результатам конкурсной комиссии. Данные изменения Собранием депутатов поселка Глушково внесены в Устав ДД.ММ.ГГГГ за № и зарегистрированы в Управлении юстиции по Курской области как единственно возможный вариант. 27.04.2016 г. издается ЗКО № 29 о внесении изменений в закон Курской области («О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований»). Но эти изменения по неизвестным причинам не поступают в муниципальные образования и изменения в Устав никто не вносит. Таким образом, не внесены изменения в Устав муниципального образования поселка Глушково, и это не дало возможности Собранию депутатов определиться в выборе способа избрания Главы муниципального образования, что в свою очередь делает незаконным состоявшееся избрание Главы муниципального образования. О существовании вышеуказанных документов ему стало известно только после выборов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1.12.2015 г. № 30-П указано о недопущении единственно возможного порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления Главы муниципального образования и ограничения возможностей в Уставе МО пос. Глушково.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечена Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность Главы поселка Глушково Глушковского района Курской области.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 уточнил требования административного иска и просил суд признать незаконными: решение Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ. № "«Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>»; порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>; протокол № Решения собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ; заявление ФИО9 о включении его в состав комиссии; протокол собрания трудового коллектива ООО «<адрес>»; протокол заседания первичной ветеранской организации п. Глушково; протокол заседания Президиума Глушковского Совета ветеранов войны и труда; заявление ФИО30; заявление ФИО10; заявление ФИО11; заявление ФИО29; письмо ФИО5 ФИО12 о назначении в состав комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; протокол № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов»; протокол № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; протокол № заседания счетной комиссии «Об итогах тайного голосования»; бюллетени для тайного голосования кандидатов ФИО5 и ФИО13; бюллетени для тайного голосования по формированию конкурсной комиссии; решение Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении конкурса по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; решение Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>»; явочный лист Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ; протокол собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидатур на должность <данные изъяты>»; решение Собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидатов для избрания главы п. Глушково»; сообщение о результатах открытого конкурса; протокол № счетной комиссии; решение № конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; решение Собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании счетной комиссии и утверждении порядка тайного голосования»; протокол № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; бюллетень для тайного голосования на выборы <данные изъяты>; решение Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении протокола № счетной комиссии об избрании <данные изъяты>»; протокол № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; бюллетени для тайного голосования; решение Собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О главе п.Глушково Глушковского района Курской области»; явочный лист Собрания депутатов п.Глушково; письмо о предоставлении информации; материалы газеты «Родные просторы» о результатах конкурсного отбора; решение Собрания депутатов п. Глушково «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№; распоряжение Администрации Глушковского района № от ДД.ММ.ГГГГ.; состав комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; отменить результаты выборов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ как несоответствующие законодательству РФ, восстановить его в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал уточненные требования административного иска, и по основаниям, изложенным в первоначальном административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области ФИО5 уточненные административные исковые требования ФИО1 просил разрешить на усмотрение суда.
Представитель административного соответчика-Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы поселка Глушково Глушковского района Курской области- ФИО2 уточненные административные исковые требования ФИО1 не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку выборы <данные изъяты> прошли без нарушений действующего законодательства.
Представитель третьего лица администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области ФИО3 уточненные административные исковые требования ФИО1 не признала, просила в их удовлетворении отказать ввиду необоснованности, указав на то, что проведенные выборы <данные изъяты> соответствуют действующему законодательству, согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставили право органам местного самоуправления выбрать способ избрания главы муниципального образования, однако <данные изъяты> не воспользовался этим правом, на местном уровне этот вопрос не обсудили, что не влияет на исход дела и не противоречит закону.
Прокурор Глушковского района Курской области Зубков И.И. полагал административные исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку выборы <данные изъяты> проведены в соответствии с Уставом п.Глушково, с изменениями внесенными в соответствии с Законом Курской области от 19.11.2014 года №72-ЗКО, способом избрания из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, предусмотренным Федеральным законом N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. и Законом Курской области №29-ЗКО от 27.04.2016 года. Указанные изменения законодательства в 2015 и 2016 г. были размещены на правовом портале, сайте Администрации Курской области, опубликованы в газете. Административный истец, как <данные изъяты>, обязан был знать и соблюдать законы, и обладая правом нормотворческой инициативы, мог внести на обсуждение Собрания депутатов п.Глушково в соответствии с действующим законодательством способы выбора главы поселка, но не воспользовался своим правом. Поскольку противоречий законодательству нет, оснований для прокурорского реагирования не имеется.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, свидетеля, мнение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.«б» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов обеспечения законности и правопорядка находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, входя в нормативное содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, получает признание в системе конституционного регулирования, в частности в качестве средства организации местного самоуправления, которое в Российской Федерации признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя, является формой осуществления народом своей власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований (статьи 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 9 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдума граждан РФ, выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Пунктами 1, 4, 7 и 8 статьи 10 Федерального закона 67-ФЗ установлено, что выборы главы муниципального образования назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В силу ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Таким образом, указанный Федеральный закон прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Какие-либо критерии выбора одной из форм избрания главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.
Согласно ст.36 п.3.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".(в ред.Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ).
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации (часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
Законом Курской области №33-ЗКО от 28.04.2015 года «О внесении изменений в ст.1 Закона Курской области «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований», принятого Курской областной Думой 23.04.2015 года, ст.1 Закона Курской области от 19.11.2014 года №72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований» изложена в новой редакции:
Главы муниципальных районов избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляют местную администрацию.
Главы поселений, главы городских округов Курской области избираются представительным органом муниципального образования и числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию.
Законом Курской области №29-ЗКО от 27.04.2016 года «О внесении изменений в Закон Курской области «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований», принятого Курской областной Думой 21.04.2016 года, внесены в Закон Курской области от 19.11.2014 года №72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований» следующие изменения: 1) наименование изложено в новой редакции «О порядке избрания, месте в системе органов местного самоуправления и сроках полномочий глав муниципальных образований"; 2) преамбулу после слов "Российской Федерации" дополнить словами "(далее - Федеральный закон)"; 3) статью 1 изложить в новой редакции: "Статья 1
1. Глава муниципального района в соответствии с уставом муниципального образования может:1) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавлять местную администрацию; 2) избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавлять местную администрацию.
2. Глава городского, сельского поселения в соответствии с уставом муниципального образования может:
1) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, в случае избрания либо входить в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполнять полномочия его председателя, либо возглавлять местную администрацию; 2) избираться представительным органом муниципального образования из своего состава сроком на пять лет и исполнять полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавлять местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;
3) избираться представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавлять местную администрацию.
Нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" корреспондируют положения Устава муниципального образования поселок Глушково Глушковского района Курской области (т№), в котором определена структура органов местного самоуправления п.Глушково, которую составляют: представительный орган муниципального образования-Собрание депутатов п.Глушково, глава муниципального образования- глава п.Глушково, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образований) администрация п.Глушково, контрольно-расчетный орган муниципального образования-ревизионная комиссия п.Глушково (ст.4).
Компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности Представительного органа п.Глушково регламентированы Главой 4 Устава, где в ч.1 ст.22 Устава указано на то, что в исключительной компетенции Собрания депутатов п.Глушково находятся: принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений (п.1), принятие решения об удалении главы п.Глушково в отставку (п.10). Собрание депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов ( ст.21 ч.4)
Решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области ФИО5( т.№).
Положения, регламентирующие деятельность главы поселка Глушково содержатся в главе 5 Устава.(ст.29), согласно которой Глава поселка Глушково является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1).
Решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением протокола, явочного листа о присутствии № депутатов, информации (№ в связи с поступившей информации <данные изъяты> ФИО1, в Устав МО «п.Глушково Глушковского района Курской области были внесены изменения в том числе в ст.29 Устава, ч.2-3.1 изложены в новой редакции:
<данные изъяты> в соответствии с Законом Курской области от 19.11.2014 года №72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований» и настоящим Уставом избирается Собранием депутатов поселка Глушково Глушковского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на пять лет и возглавляет администрацию поселка Глушково Глушковского района.
Порядок проведения конкурса на замещение должности <данные изъяты> устанавливается решением Собрания депутатов п.Глушково района в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общее число членов конкурсной комиссии в п.Глушково Глушковского района устанавливается решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района.
При формировании конкурсной комиссии в п.Глушково Глушковского района половина конкурсной комиссии назначается собранием депутатов п.Глушково Глушковского района, а другая половина- <данные изъяты>.(часть 2 изложена в новой редакции решения Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ).
Лицо назначается на должность <данные изъяты> из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. (п.3.1)
После официального опубликования общих результатов выборов <данные изъяты> Председатель Собрания депутатов п.Глушково выдает лицу, избранному на должность <данные изъяты>, удостоверение об избрании в порядке, установленным решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района.
Днем вступления в должность <данные изъяты> является день выдачи ему удостоверения об избрании на должность. Полномочия <данные изъяты> начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного <данные изъяты>.(ч.3.2).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации начальника Министерства юстиции РФ по Курской области в адрес <данные изъяты> (л.д.№) направлен действующий Устав п.Глушково, с внесенными изменениями зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный номер № опубликован в газете «Родные просторы» от ДД.ММ.ГГГГ№
Судом установлено, что решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ (т.№) утвержден порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> (т№).
ДД.ММ.ГГГГ проведено Собрание депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области, при ведении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии 15 депутатов: ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО36, ФИО13, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО38, ФИО24, ФИО5, согласно явочного листа (т.№), с повесткой дня: 1. О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> и 2. О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>.(т.№), с учетом поступивших заявлений жителей п.Глушково о включении в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> от юв адрес председателя Собрания депутатов п.Глушково: ФИО9 (т.№), ФИО30 (т.№), ФИО10ДД.ММ.ГГГГ (т.№), ФИО25ДД.ММ.ГГГГ. ( т.№), ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ.(т.№). и от организаций: выписка из протокола ООО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендацией об избрании ФИО26(л.д.№), протокол заседания Совета первичной ветеранской организации п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендацией об избрании ФИО27 (л.д.№), протокол заседания Президиума Глушковского районного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации избрания ФИО28 (л.д.№).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов поселка Глушково Глушковского района Курской области «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты> (т№), решено провести с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ конкурс по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> определить дату итогового заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, определено место проведения конкурса, режим работы конкурсной комиссии, утвержден текст о приеме документов для участи в указанном конкурсе, решено опубликовать объявление о проведении указанного конкурса, что опубликовано в газете «Родные просторы» № от ДД.ММ.ГГГГ.(т.№).
Протоколом № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты><данные изъяты> избран ФИО14, <данные изъяты>ФИО17 (т.№).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО5 обратился к <данные изъяты>ФИО12 (т.№) с просьбой назначить членов в количестве № человек в состав комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>» (т.№), по итогам проведения тайного голосования, согласно данным бюллетеней (т.№), протоколов заседания счетной комиссии №, № от ДД.ММ.ГГГГ (т.№) в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность <данные изъяты> включены члены в количестве № человек, с рейтингом «за»: ФИО13-№, ФИО25-№, ФИО29-№, ФИО10-№, ФИО30-№, определено место и время работы конкурсной комиссии.
Распоряжением <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ сформирован состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты>: ФИО2, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34(т.№).
Решением Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол счетной комиссии № о суммарном подсчете баллов, набранных каждым из кандидатов на должность <данные изъяты>, согласно которому баллы распределились: ФИО35№ балла, ФИО36№ баллов, ФИО1 № балл, ФИО37№ балла, ФИО41№ баллов. Согласно данному решению отобраны в качестве кандидатов на должность <данные изъяты>ФИО41 и ФИО35, сообщение о результатах открытого конкурса направлено Собранию депутатов поселка Глушково Глушковского района Курской области.(т.№)
ДД.ММ.ГГГГ состоялось Собрание депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области, при ведении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.(т.№), с присутствием № депутатов: ФИО5, ФИО14, ФИО24, ФИО16, ФИО17, ФИО36, ФИО15, ФИО38, ФИО19, ФИО21, ФИО20, ФИО22, ФИО18, ФИО13, ФИО23, согласно явочного листа (т.№), с повесткой дня: 1.О выдвижении кандидатур для избрания <данные изъяты>, 2. О создании счетной комиссии, 3.Об утверждении порядка тайного голосования и формы бюллетеня для тайного голосования по избранию <данные изъяты>. Проведение процедуры тайного голосования. 4. Об утверждении протокола счетной комиссии № об избрании <данные изъяты>. 5.О главе <данные изъяты>, по итогам которого приняты:
Решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидатур для избрания главы <данные изъяты>»(т.№) внесены в бюллетень для тайного голосования по выборам <данные изъяты> кандидатуры: ФИО35, ФИО41
Решением Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании счетной комиссии и утверждения порядка тайного голосования, формы бюллетеня для тайного голосования по выборам <данные изъяты>»(т.№), которым утверждена счетная комиссия в составе № человек :ФИО17, ФИО38, ФИО19, утвержден порядок тайного голосования, форма бюллетеня для тайного голосования по выборам <данные изъяты>, согласно приложения к решению(т.№).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания счетной комиссии «О выборах Председателя и секретаря счетной комиссии» (т.№), <данные изъяты> избрана ФИО17, <данные изъяты>ФИО38, <данные изъяты>ФИО19
Решением Собрания депутатов поселка Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола № счетной комиссии об избрании главы поселка Глушково Глушковского района Курской области (т.№), утвержден протокол № счетной комиссии об избрании <данные изъяты>ФИО41
По протоколу № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (т.№), было выдано № бюллетеней, при вскрытии урны оказалось №, признаны действительными №, недействительными №. При подсчете голоса распределились: ФИО35 «за» №, ФИО41 «за»№, о чем свидетельствуют приложенные копии бюллетеней (т.№).
Решением Собрания депутатов поселка Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О главе поселка Глушково Глушковского района Курской области» (т.№), считать ФИО41 избранной <данные изъяты>.
Указанное решение опубликовано в газете «Родные просторы» № от ДД.ММ.ГГГГ.(т.№).
Постановлением администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО1 сложил полномочия ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока полномочий (т.№).
Постановлением администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Собрания депутатов поселка Глушково Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О главе поселка Глушково Глушковского района Курской области» и Устава муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области ФИО41 приступила к обязанностям <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" оспариваемые нормы законов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения не допускают воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений, а также тех городских поселений, которые не относятся к указанным в абзаце втором настоящего пункта городским поселениям, и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах, а также самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления соответствующего поселения.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в случае если в устав сельского поселения на момент вступления Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации Устав поселения может предусматривать модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности с приведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку выборы главы <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ прошли в соответствии положениями ст.29 Устава МО «поселок Глушково» Глушковского района Курской области, предусматривающей избрание главы поселения в соответствии с Законом Курской области от 19.11.2014 года №72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований», Собранием депутатов поселка Глушково Глушковского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса способом соответствующим как п.1 ч.2 ст.36 Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и ст.1 Закона Курской области №29-ЗКО от 27.04.2016 года «О внесении изменений в Закон Курской области «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований», принятого Курской областной Думой 21.04.2016 года, действующим на момент проведения выборов, которые предусматривают указанный способ избрания главы поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, наряду с избранием на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и путем избрания представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, в муниципальной образовании «Поселок Глушково Глушковского района Курской области фактически сохранена модель структуры органов местного самоуправления, применявшаяся им до принятия изменений.
Кроме того, оспариваемые административным истцом решения Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы Собрания депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ приняты и составлены в пределах полномочий указанного органа, с соблюдением порядка и процедуры их принятия, установленных главой 4 Устава МО «п.Глушково» Глушковского района Курской области, и наряду с оспариваемыми протоколами заседания счетной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют как требованиям вышеуказанного законодательства, так и утвержденному Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы п.Глушково, который сам по себе, как и оспариваемые административным истцом документы, имевшие место в ходе подготовки и проведения указанного конкурса: распоряжение администрации Глушковского района № от ДД.ММ.ГГГГ, состав комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>, сообщение о результатах открытого конкурса, бюллетени для тайного голосования, явочные листы Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, материалы газеты «Родные просторы», письмо ФИО5 ФИО12 о назначении в состав комиссии по отбору кандидатов, заявления о включении в состав комиссии ФИО9, ФИО30, ФИО10, ФИО11, ФИО29, протокол собрания трудового коллектива ООО «<адрес>», протокол заседания первичной ветеранской организации п.Глушково, протокол заседания Глушковского Совета ветеранов войны и труда, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При этом административным истцом не указано, а судом не установлено нарушений, которые могли существенно повлиять на итоги голосования и результаты избрания ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО41
С учетом вышеизложенного, суд признает уточненные требования административного искового заявления ФИО1 необоснованными, в связи с чем отказывает в их удовлетворении и находит несостоятельными основанными на неправильном толковании норм вышеуказанного действующего законодательства доводы административного истца со ссылкой на показания свидетеля ФИО14 о том, что имеющийся один способ избрания в п.Глушково Курской области лишает население муниципального образования возможности непосредственно или через органы местного самоуправления определять их структуру и порождает неравенство в реализации прав на осуществление местного самоуправления, со ссылками на положения Постановления Конституционного Суда №30-П от 1.12.2015 г., на письмо из администрации Курской области с приложением (т.№), не поступление в муниципальное образование изменений ЗКО №29 от 27.04.2016 г., незнание указанных изменений административным истцом, вследствие чего невнесение изменений в Устав не дало возможности собранию депутатов определиться в выборе способа избрания главы МО, что делает незаконным состоявшееся избрание <данные изъяты>.
Делая такой вывод суд также учитывает, что данные о внесении изменений как в законы субъекта, так и в федеральное законодательство являются общедоступной информацией.
Кроме того, в соответствии с положением части 2 ст.3 Конституции РФ, граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Следовательно, право выбора населения главы органа местного самоуправления опосредованно через представительный орган-по конкурсу не противоречит Конституции.
Как указано выше право выбора порядка избрания глав сельских поселений Федеральным законом передано в ведение законодательства субъекта РФ. Сам порядок избрания через муниципальные выборы или представительным органом местного самоуправления из своего состава или числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса не влияет на структуру органов местного самоуправления. Такой орган как глава сельского поселения сохраняется, сохраняется и его порядок формирования через выборы: опосредованные-через представительный орган власти, выбранный также самим населением. Разница в формах избрания глав сельских поселений не свидетельствует о дискриминации прав избирателей или избранных, не лишает их прав граждан РФ избирать или быть избранным в представительный орган власти, чем влиять на право избрания главы поселения.
При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2.1 постановления от 1 декабря 2015 года N 30-П, закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной и не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, но исключает решающее участие органов государственной власти в собственно формировании органов местного самоуправления, равно как и подмену органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ФИО1 в удовлетворении уточненных требований административного искового заявления к Собранию депутатов п.Глушково Глушковского района Курской области, Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты> о признании незаконными: решения Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ. № "«Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы п.Глушково»; порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность <данные изъяты>; протокола № решения собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ; заявления ФИО9 о включении его в состав комиссии; протокола собрания трудового коллектива ООО «<адрес>»; протокола заседания первичной ветеранской организации п.Глушково; протокола заседания Президиума Глушковского Совета ветеранов войны и труда; заявления ФИО30; заявления ФИО10; заявления ФИО11; заявления ФИО29; письма ФИО5 ФИО12 о назначении в состав комиссии по отбору кандидатов на должность главы п.Глушково; протокола № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов»; протокола № Заседания отчетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; протокола № Заседания счетной комиссии «Об итогах тайного голосования»; бюллетеней для тайного голосования кандидатов ФИО5 и ФИО13; бюллетеней для тайного голосования по формированию конкурсной комиссии; решения Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О проведении конкурса по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; решения Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы п. Глушково»; явочного листа Собрания депутатов п.Глушково от ДД.ММ.ГГГГ; протокола собрания депутатов п.Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидатур на должность <данные изъяты> решения Собрания депутатов п.Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидатов для избрания <данные изъяты>»; сообщения о результатах открытого конкурса; протокола № счетной комиссии; решения № конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы п.Глушково; решения Собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании счетной комиссии и утверждении порядка тайного голосования»; протокола № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; бюллетеня для тайного голосования на выборы главы п.Глушково; Решения Собрания депутатов п. Глушково от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении протокола № счетной комиссии об избрании <данные изъяты>»; протокола № заседания счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; бюллетеней для тайного голосования; решения Собрания депутатов п. Глушково № от ДД.ММ.ГГГГ «О главе п. Глушково Глушковского района Курской области»; явочного листа Собрания депутатов п. Глушково; письма о предоставлении информации; материала газеты «Родные просторы» о результатах конкурсного отбора; решения Собрания депутатов п. Глушково «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы п. Глушково» от ДД.ММ.ГГГГ№; распоряжения Администрации Глушковского района № от ДД.ММ.ГГГГ.; состава комиссии по отбору кандидатов на должность <данные изъяты>; отмене результатов выборов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ как несоответствующих законодательству РФ, восстановлении в должности главы МО п. Глушково с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья (подпись) Л.А.Родионова