ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-92/2018 от 03.04.2018 Ростовского - на - Дона гарнизонного военного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 апреля 2018 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Браславцева С.В., при секретаре судебного заседания Степаненко Л.С., с участием административного истца, его представителя – ФИО1, представителя командира войсковой части №00000 – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-92/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №00000<звание> ФИО3 об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, произведенных в ходе судебного заседания, просил суд признать незаконным отказ командира войсковой части №00000 в предоставлении ему учебного отпуска, о предоставлении которого он ходатайствовал в своем рапорте от 15 февраля 2018 г. на основании справки-вызова из Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте» (далее – образовательное учреждение).

В обоснование этих требований административный истец указал, что ему необоснованно отказано в предоставлении учебного отпуска со ссылкой на постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. № 1155, так как он на обучение в образовательное учреждение был зачислен с 1 сентября 2014 г. и в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78 имел право на такие отпуска, которые ранее ему беспрепятственно предоставлялись.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, полагая, что факт обучения ФИО3 за счет собственных средств, а не за счет сред федерального бюджета, правового значения для данного дела не имеет.

Представитель административного ответчика (командира войсковой части №00000) административное исковое заявление не признала, полагая, что для этого отсутствуют предусмотренные законом основания.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Порядок прохождения военной службы, имеющий специфический характер в условиях военной службы, регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Пунктом 2 статей 10 и 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон) закреплено право военнослужащих на образование и условия реализации этого права с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

В соответствии с п. 6 ст. 11 этого Федерального закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение) военнослужащим предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в образовательные учреждения профессионального образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них, при этом, в силу п. 2 этой же статьи Положения, продолжительность учебных отпусков для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также в период обучения в них устанавливается в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона реализация военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения поставлена в зависимость от непрерывной продолжительности военной службы по контракту (не менее трех лет), а порядок реализации этого права и порядок предоставления учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1155 (далее – Правила).

Согласно п. 5 вышеназванных Правил, документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам, прохождения итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В силу п. 6 этих Правил, учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

При этом ни один из вышеназванных нормативных правовых актов не запрещает военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обучение на договорной (коммерческой) основе, однако не закрепляет и порядок предоставления таким военнослужащим учебных отпусков.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в связи с чем на военнослужащих не распространяется и действие ст. 173 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка независимо от того, направлен работник на обучение работодателем или поступил на обучение самостоятельно.

Такое правовое регулирование обусловлено особым правовым статусом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, который предоставляет военнослужащим не только особые права и гарантии (льготы) на обучение и предоставление учебных отпусков, но и налагает в связи с этим определенные ограничения, касающиеся возможности реализации военнослужащими права на обучение и предоставление учебных отпусков.

Как следует из пояснений административного истца, он, проходя военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России в войсковой части №00000, самостоятельно поступил 1 сентября 2014 г. на обучение в вышеназванное образовательное учреждение и в настоящее время на коммерческой основе по договору об оказании платных образовательных услуг обучается в филиале этого образовательного учреждения в г. Ростове-на-Дону на 4 курсе по заочной форме обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

Для прохождения промежуточной аттестации ФИО3 в названном образовательном учреждении была выдана справка-вызов от 12 февраля 2018 г. № 43.005, на основании которой он 15 февраля 2018 г. по команде обратился к командиру войсковой части №00000 с рапортом о предоставлении ему в период с 19 февраля 2018 г. учебного отпуска продолжительностью 14 суток, в чем ему было отказано.

Оценивая законность и обоснованность этих действий командования, суд отмечает, что, вопреки доводам административного истца, ФИО3 не имел и не мог иметь права на учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования», действующим при его поступлении на обучение в вышеназванное образовательное учреждение, поскольку, во-первых, это образовательное учреждение не являлось государственным или муниципальным, во-вторых, как установлено в судебном заседании, несмотря на то обстоятельство, что ФИО3 поступил на обучение в период действия этого постановления Правительства РФ, его поступление на обучение было произведено не на условиях и в порядке, предусмотренном этим постановлением Правительства РФ, в связи с чем все ссылки ФИО3 на него суд находит несостоятельными.

В этой связи на ФИО3 не распространялись и не могут распространяться в настоящее время Порядок предоставления военнослужащим внутренних войск МВД России, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ от 5 декабря 2011 г. № 1207 «О мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78», равно как и постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1155, которым было признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78.

При таких обстоятельствах заявление ФИО3, как необоснованное, удовлетворению не подлежит, а судебные расходы по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ надлежит отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части №00000<звание> ФИО3 об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска – отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Браславцев