УИД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Шопик М.С.,
при секретаре Хахановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области к 2 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области) обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), к 5, указав, что административный ответчик имеет в собственности:
- легковой автомобиль BMW, государственный регистрационный знак , 2010 года выпуска, дата регистрации права , дата утраты права ;
- легковой автомобиль ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак , 1986 года выпуска, дата регистрации права 15.05.20211;
- земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 1 000, кадастровый , дата регистрации права ;
- земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 1 538, кадастровый , дата регистрации права , дата утраты права ;
- земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 884, кадастровый , дата регистрации права ;
- гараж, расположенный по адресу: , бокс 986, площадью 27,4, кадастровый , дата регистрации права ;
- квартиру, расположенную по адресу: , площадью 15,4, кадастровый , дата регистрации права ;
- квартиру, расположенную по адресу: , площадью 46,3, кадастровый , дата регистрации права .
Таким образом, административный ответчик является плательщиком налогов и имеет по данным обязательным платежам задолженность. Поскольку сумма задолженности административным ответчиком добровольно погашена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен по заявлению должника. По настоящее время административный ответчик свою обязанность по уплате налогов и пени не исполнил.
В связи с чем административный истец просит суд взыскать с административного ответчика 2 задолженность на общую сумму 11 229,83 руб., в том числе по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 031,63 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,42 руб.; по налогу на имущество: за 2016 год в размере 257 руб., пени в размере 1,66 руб., за 2017 год в размере 276 руб., пени в размере 14,64 руб., за 2018 год в размере 287 руб., пени в размере 1,35 руб., за 2019 год в размере 4 951 руб., пени в размере 0,67 руб.; по земельному налогу ОКТМО 25612163: за 2016 год в размере 114 руб., пени в размере 0,16 руб., за 2017 год в размере 114 руб., пени в размере 2,02 руб., за 2018 год в размере 125 руб., пени в размере 0,58 руб., за 2019 год в размере 138 руб., пени в размере 0,31 руб.; по земельному налогу ОКТМО 25612431: за 2016 год в размере 648 руб., пени в размере 0,89 руб., за 2017 год в размере 648 руб., пени в размере 11,48 руб., за 2018 год в размере 1 297 руб., пени в размере 6,08 руб., за 2019 год в размере 1 297 руб., пени в размере 2,94 руб. с зачислением на единый казначейский счет – 40102810145370000026, казначейский счет - 03100643000000013400, Банк получателя – отделение Иркутск / УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области, ИНН 3808185774, КПП 384901001), БИК 012520101.
Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил пояснения относительного искового заявления, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик 2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила, возражений по существу иска не представила. Вместе с тем о наличии данного спора ответчику известно, поскольку ответчик обращалась к мировому судье судебного участка № 120 Куйбышевского района г. Иркутска с заявлением об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений части 2 статьи 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца и административного ответчика, извещенных о судебном заседании.
Исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, определив, обстоятельства, имеющие значение для дела, определив, какой закон должен быть применен, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
Судом установлено, что между сторонами по настоящему спору сложились правоотношения, к которым суд применяет нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
В соответствии со статьями 14, 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Иркутской области таким законом является Закон Иркутской области от 04.07.2007 года № 53-03 «О транспортном налоге».
Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии со статьями 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, который устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» Дума г. Иркутска решила: установить на территории города Иркутска налог на имущество физических лиц и определить ставки налога на имущество (Приложение №1).
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе, жилое помещение (квартира, комната) (статья 401 НК РФ).
Согласно статье 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.
В силу статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с приложением №1 решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» - «Налог на имущество физических лиц», ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории города Иркутска, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объектов налогообложения.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов - это сумма инвентаризационных стоимостей объектов налогообложения, расположенных на территории города Иркутска, относящихся к одному виду объектов налогообложения.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьями 14, 387 НК РФ земельный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5 установлено, что налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении и прочих земельных участков, включая земельные участки, используемые не в соответствии с видом разрешенного использования, указанные в подпунктах 3.1, 3.2 настоящего пункта.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу положений пункт 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с указанной статьёй объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, по каждому транспортному средству отдельно. Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Пункт 1 статьи 361 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства
В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что административный ответчик является налогоплательщиком земельного и транспортного налогов как собственник следующего имущества:
- легкового автомобиля BMW, государственный регистрационный знак , 2010 года выпуска, дата регистрации права , дата утраты права ;
- легкового автомобиля ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак , 1986 года выпуска, дата регистрации права 15.05.20211;
- земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 1 000, кадастровый , дата регистрации права ;
- земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 1 538, кадастровый , дата регистрации права , дата утраты права ;
- земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 884, кадастровый , дата регистрации права ;
- гаража, расположенного по адресу: , бокс 986, площадью 27,4, кадастровый , дата регистрации права ;
- квартиры, расположенной по адресу: , площадью 15,4, кадастровый , дата регистрации права ;
- квартиры, расположенной по адресу: , площадью 46,3, кадастровый , дата регистрации права .
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога в сумме 2 083 руб., земельного налога в сумме 762 руб., налога на имущество в сумме 4 188 руб., в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от , в котором указано на необходимость погашения задолженности за 2016 год по транспортному налогу в размере 2 083 руб., по земельному налогу в размере 762 руб., по налогу на имущество в размере 4 188 руб.
Впоследствии, в связи с неполной уплатой административным ответчиком задолженности в добровольном порядке, в его адрес направлены требования: от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по налогу на имущество в размере 257 руб., пени в размере 1,66 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить пени по налогу на имущество в размере 3 050,33 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по земельному налогу в размере 762 руб., пени в размере 1,05 руб.
Кроме того, налоговым органом произведен расчет за 2017 год транспортного налога в сумме 1 509 руб., земельного налога в сумме 762 руб., налога на имущество в размере 4 648 руб., в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от , в котором указано на необходимость погашения задолженности по транспортному налогу в размере 1 509 руб., земельного налога в сумме 762 руб., налога на имущество в размере 4 648 руб.
Впоследствии, в связи с неполной уплатой административным ответчиком задолженности в добровольном порядке, в его адрес направлены требования: от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по налогу на имущество в размере 276 руб., пени в размере 14,64 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить пени по налогу на имущество в размере 3 050,33 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по земельному налогу в размере 762 руб., пени в размере 13,50 руб.
Также налоговым органом произведен расчет за 2018 год транспортного налога в сумме 1 509 руб., земельного налога в сумме 1 422 руб., налога на имущество в размере 4 831 руб., в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от , в котором указано на необходимость погашения задолженности в срок до по транспортному налогу в размере 1 509 руб., по земельному налогу в размере 1 422 руб., по налогу на имущество в размере 4 831 руб.
Впоследствии, в связи с неполной уплатой административным ответчиком задолженности в добровольном порядке, в его адрес направлены требования: от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность за 2018 год по налогу на имущество в размере 287 руб., пени в размере 1,35 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность за 2018 год по земельному налогу в размере 1 422 руб., пени в размере 6,66 руб.
Кроме того, налоговым органом произведен расчет за 2019 год транспортного налога в сумме 1 509 руб., земельного налога в сумме 1 435 руб., налога на имущество в размере 4 951 руб., в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от , в котором указано на необходимость погашения задолженности по транспортному налогу в размере 1 509 руб., земельного налога в сумме 1 435 руб., налога на имущество в размере 4 951 руб.
Впоследствии, в связи с неполной уплатой административным ответчиком задолженности в добровольном порядке, в его адрес направлены требования: от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по налогу на имущество в размере 294 руб., пени в размере 0,67 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по земельному налогу в размере 1 435 руб., пени в размере 3,25 руб., от , в котором указано на необходимость в срок до оплатить задолженность по транспортному налогу в размере 1 509 руб., пени в размере 3,42 руб., по налогу на имущество в размере 221 руб., пени в размере 0,50 руб.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ), согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)).
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статья 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 № 822-0, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Заявление Межрайонной ИФНС России № 16 России по Иркутской области о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № 120 Куйбышевского района г. Иркутска только .
Мировым судьей судебного участка № 120 Куйбышевского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с 2 задолженности по налогу на имущество в размере 5 993 руб., пени по налогу на имущество в размере 76,19 руб., по транспортному налогу в размере 1 509 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,42 руб., по земельному налогу в размере 4 381 руб., пени по земельному налогу в размере 24,46 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 10 Куйбышевского района г. Иркутска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 120 Куйбышевского района г. Иркутска от судебный приказ отменен в связи с поступившими со стороны должника возражениями, копия определения получена представителем инспекции .
С настоящим иском в суд налоговый орган обратился .
Административному ответчику предложено уплатить задолженность за 2016, 2017, 2018 гг. по налогу на имущество, пени по налогу на имущество, по земельному налогу, пени по земельному налогу по уведомлению от (требование от ) в срок до , (требование от ) в срок до , (требование от ) в срок до ; по уведомлению от (требование от ) в срок до , (требование от ) в срок до ), требование от ) в срок до ; по уведомлению от (требование от ) в срок до , (требование от ) в срок до .
Таким образом, предусмотренный статьями 48, 69 и 70 НК РФ нормативный срок обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам, пени за 2016, 2017, 2018 гг. истек.
Доказательств принятия каких-либо мер, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогам за 2016, 2017, 2018 гг. в установленный законом срок, административным истцом не представлено.
Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с 2 подлежит взысканию задолженность за 2019 год по налогу на имущество в размере 4 951 руб., пени по налогу на имущество в размере 0,67 руб., по транспортному налогу в размере 1 031,63 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,42 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612163 в размере 138 руб., пени по земельному налогу в размере 0,31 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612431 в размере 1 297 руб., пени по земельному налогу в размере 2,94 руб.
Между тем на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени за 2016, 2017, 2018 гг. в связи с пропуском установленного абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока, в том числе при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности.
Административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления в части взыскания задолженности за 2016 год по налогу на имущество в размере 257 руб., пени в размере 1,66 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612431 в размере 648 руб., пени в размере 0,89 руб.; по земельному налогу ОКТМО 25612163 в размере 114 руб., пени в размере 0,16 руб.; за 2017 год по налогу на имущество в размере 276 руб., пени в размере 14,64 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612431 в размере 648 руб., пени в размере 11,48 руб.; по земельному налогу ОКТМО 25612163 в размере 114 руб., пени в размере 2,02 руб.; за 2018 год по налогу на имущество в размере 287 руб., пени в размере 1,35 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612431 в размере 1 297 руб., пени в размере 6,08 руб.; по земельному налогу ОКТМО 25612163 в размере 125 руб., пени в размере 0,58 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 руб., от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области удовлетворить частично.
Взыскать с 2, ИНН 380802699921, зарегистрированной по адресу: А, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области задолженность за 2019 год по налогу на имущество в размере 4 951 руб., пени по налогу на имущество в размере 0,67 руб., по транспортному налогу в размере 1 031,63 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,42 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612163 в размере 138 руб., пени по земельному налогу в размере 0,31 руб., по земельному налогу ОКТМО 25612431 в размере 1 297 руб., пени по земельному налогу в размере 2,94 руб. с зачислением на единый казначейский счет – 40102810145370000026, казначейский счет - 03100643000000013400, Банк получателя – отделение Иркутск / УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области, ИНН 3808185774, КПП 384901001), БИК 012520101.
В удовлетворении административного искового требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области в остальной части отказать.
Взыскать с 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, .
Судья М.С. Шопик