ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-932/20 от 06.07.2020 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-932/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 06 июля 2020 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Коротковой А.Д.,

с участием представителя административного истца ФИО2

представителя административного ответчика

и заинтересованного лица ФИО4,

представителя заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а932/2020 по административному иску ФИО6 к начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО7, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным распоряжения о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО7, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным распоряжения о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В обоснование административного иска указано, что 29 марта 2011 г. между ним и мэрией г. Ульяновска был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым ему передан в аренду участок по адресу: <адрес>, кадастровый для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Срок действия договора установлен с 18 ноября 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

В феврале 2020 года он обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. По результатам его рассмотрения ему было выдано уведомление от 14 февраля 2020 г. за подписью начальника Управления ФИО7 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом им земельном участке.

04 марта 2020 г. начальником Управления ФИО7 вынесено распоряжение о признании утратившим силу уведомления от 14 февраля 2020 г. .

Считает данное распоряжение незаконным, поскольку им нарушены его права, свободы и законные интересы, а именно, право на использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, осуществление строительства индивидуального жилого дома в соответствии с условиями договора аренды от 29 марта 2011 г., распоряжение не соответствует нормативным правовым актам.

Принимая решение о признании утратившим ранее выданного разрешения на строительство, начальник Управления в распоряжении от 04 марта 2020 г. проводит в качестве основания требования ст.48 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Статья 48 ФЗ от 06 октября 2003 г. предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отмены муниципальных правовых актов и приостановление их действия.

По смыслу п.п. 5 п.3 ст.8, ч.1 и ч.2, ч. 21.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Между тем, оснований, предусмотренных правовыми нормами: ст.48 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для признания утратившим разрешения на строительство либо прекращения действия разрешения на строительство, а также для отказа в выдаче разрешения на строительство ему не имеется.

Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 02 декабря 2019 г., вступившим в законную силу 17 марта 2020 г., отказано в удовлетворении иска Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о расторжении договора аренды спорного земельного участка.

Уведомлением от 14 февраля 2020 г. подтверждено соответствие указанных в уведомлении параметров индивидуального жилищного строительства и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом им земельном участке.

Просит признать незаконным распоряжение от 04 марта 2020 г. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО7 о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 февраля 2020 г. .

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административный иск по приведенным доводам поддержала в полном объеме. Обратила внимание суда, что исходя из требований закона орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Разрешение на строительство, выданное в рамках своих полномочий субъектом градостроительной деятельности, может быть прекращено исключительно в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Ссылка в распоряжении об отмене ранее выданного уведомления без раскрытия существа выявленных нарушений земельного и (или) градостроительного законодательства, судом не должна быть признана достаточным основанием для отмены данного уведомления.

Кроме того, границы зон объектов культурного наследия не установлены, зоны не определены, следовательно, доказательств того, что земельный участок административного истца расположен в данной зоне не имеется.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и заинтересованного лица администрации г. Ульяновска ФИО4 поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что земельный участок административного истца располагается в зоне ОЗР. Планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства представляет собой одноэтажный жилой дом и не предусматривает наличие специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Более того, строительство объектов индивидуального жилищного строительства в указанной зоне повлечет за собой нарушение требований законодательства и может негативно повлиять на историко-градостроительную среду объекта культурного наследия.

Здание школы, где учился Герой Советского союза ФИО8, 1933-1939 г.г., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, принятым на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 22 июля 2014 г. -П «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со ст.34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении данного объекта культурного наследия установлена защитная зона на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника.

Таким образом, строительство объектов индивидуального жилищного строительства в защитной зоне объекта культурного наследия не представляется возможным в силу указанной нормы закона.

Учитывая данные обстоятельства, распоряжение о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 февраля 2020 г. издано в целях сохранения указанного объекта культурного наследия. В противном случае строительство объекта индивидуального жилищного строительства могло бы привести к нарушению обеспечения сохранности объекта культурного наследия, что недопустимо в силу положений закона.

Кроме того, к уведомлению о планируемом строительстве административным истцом был приложен договор аренды от 29 марта 2011 г. земельного участка, расположенного по указанному адресу.

По результатам рассмотрения данного уведомления о планируемом строительстве Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска стало известно о том, что указанный договор аренды является предметом судебного разбирательства.

Учитывая, что право застройщика на земельный участок, которое подтверждается наличием правоустанавливающих документов, является обязательным условием для выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и наличие судебного спора об оспаривании вышеуказанного договора аренды, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска издано распоряжение от 04 марта 2020 г. о признании утратившим силу уведомления о соответствии.

Административный ответчик начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ТОС «Луговое» ФИО5 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. В обоснование указала, что «Памятник-бюст ФИО3 Советского Союза ФИО8.» и «Здание школы, где учился Герой Советского Союза ФИО8» являются объектами культурного наследия местного значения, данные объекты имеют большое историческое значение для жителей села Луговое. Строительство дома в непосредственной близости к данным объектам ФИО6 невозможно.

Представители заинтересованных лиц Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 29 марта 2011 г. между мэрий г. Ульяновска и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка .

Указанный договор заключен на основании Постановления мэрии города Ульяновска 18 ноября 2010 г. .

В соответствии с указанным договором ФИО6 передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м., для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно п. 4.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 18 ноября 2010 г. по 31 декабря 2020 г.

В соответствии п.п. 2.4.2. договора, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01 ноября 2018 г. «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области», п.п. 20 п. 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 г. и Законом Ульяновской области от 03 июля 2015 г. «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01 января 2019 г. Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При осмотре указанного выше земельного участка специалистами Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области установлено, что предоставленный ФИО6 в аренду земельный участок не освоен, на участке имеется сорная растительность, объекты капитального строительства отсутствуют.

06 августа 2019 года Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области направило ФИО6 претензию, в которой сообщило о расторжении договора аренды от 29 марта 2011 г. .

Задолженности по внесению арендной платы у ФИО6 не имеется.

Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 02 декабря 2019 г., вступившим в законную силу 17 марта 2020 г., по гражданскому делу по иску Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к ФИО6 о расторжении договора аренды земельного участка в удовлетворении исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отказано.

При этом, ФИО6 было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 февраля 2020 г. .

В указанном документе ФИО6 был уведомлен о соответствии в указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер участка ). При условии соблюдения: предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного в территориальной зоне Ж8С (зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) Правил землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. (действующей редакции), требований к размещению объекта капитального строительства в охранной зоне инженерных сетей, выполнения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО7 от 04 марта 2020 г. в порядке самоконтроля соответствии со ст.48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеуказанное уведомление признано утратившим силу.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает указанный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Названное положение Федерального закона N 131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, сформулированной в определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ).

Согласно п.1 ст.35 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Из п.2 ст.35 указанного Закона следует, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый является сопряженным с земельными участками, занятыми объектами культурного наследия.

При этом, объектами культурного наследия являются: «Памятник-бюст Герою Советского Союза ФИО8, 1982 г.», расположенный по адресу: <адрес>, севернее здания – объект культурного наследия местного (муниципального) значения, принятый на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 22 июля 2014 г. № 312-П «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Границы территории объекта не определены. Охранная зона данного объекта не установлена.

Также здание школы, где учился Герой Советского Союза ФИО8, 1933-1939 г.г.» (<адрес>) – объект культурного наследия местного (муниципального) значения, принятый на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 22 июля 2014 г. «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Границы территории объекта не определены. Охранная зона данного объекта культурного наследия не установлена.

Согласно ст.34.1 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (пункт 1). Границы защитной зоны объекта культурного наследия для памятника, расположенного в границах населенного пункта, устанавливаются на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника (подпункт 1 пункта 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (пункт 4).

Согласно п.6 ст.34.1 данного Закона защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется.

Как следует из материалов дела, земельный участок административного истца располагается в границах защитной зоны объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый не может быть размещен объект капитального строительства на основании уведомления от 14 февраля 2020 г. .

Кроме того, суд отмечает, что отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости о нахождении указанного земельного участка в границах защитной зоны объекта культурного наследия не влияет на факт существования защитной зоны объекта культурного наследия в указанных границах, что влечет использование данной территории земельного участка с учетом ограничений, установленных законодательством.

При таких обстоятельствах распоряжение от 04 марта 2020 г. о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 февраля 2020 г. является законным в связи с чем административные исковые требования ФИО6 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО6 к начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ФИО1, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным распоряжения от 04 марта 2020 г. о признании утратившим силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14 февраля 2020 г. , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова