ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-933/19 от 28.06.2019 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2019 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Шмыревой Н.А., с участием административного истца ФИО7, представителя административного истца ФИО8, действующего на основании ордера от Дата, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-933/2019 по административному иску ФИО3 к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта РФ о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного ФИО10 C.Н.,

установил:

В обоснование административного искового заявления указано, что Дата на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) в разделе «Деятельность - Лётная эксплуатация - Авиационный персонал» был размещен приказ «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» -П от Дата.

Данным приказом, в числе других, было аннулировано свидетельство коммерческого пилота от Дата, выданное административному истцу, за «указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельства авиационного персонала», с внесением соответствующей отметки в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

Считает данный приказ незаконным, необоснованным и противоречащим действующему законодательству РФ.

ФИО3 имеет высшее образование, в 2007 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет», о чем выдан диплом ВСГ .

В период с Дата по ДатаФИО3 прошел профессиональную подготовку в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» в объеме 1060 академических часов, о чем выдан диплом А-ПП . Решением аттестационной комиссии от ДатаФИО3 получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов». Также ФИО3 прошел стажировку на ВС Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «ФИО4 «ЧелАвиа».

ФИО3 прошел обучение в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации», находящемся в ведении Росавиации:

- Дата – курс «Подготовка летного состава к полетам с применением спутниковых навигационных систем», выдано свидетельство ;

- в период с Дата по Дата обучение по программе специальной подготовки членов летных экипажей воздушных судов по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту местных воздушных линий, свидетельство ;

- Дата курс теоретической подготовки на допуск к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ, допущен, зачетный лист проверки знаний на допуск к выполнению полётов;

- в период с Дата по Дата обучение по модулю «TR, MEL», предусмотренному программой подготовки пилотов коммерческой авиации на самолёте Р2006, о чем выдана справка от Дата;

- в период с Дата по Дата обучение по программе «Подготовка летного состава к полетам с применением систем СРППЗ, TCAS, о чем выдано свидетельство ;

- с Дата по Дата обучение по программе «Подготовка лётного состава в области человеческого фактора (CRM)», выдано свидетельство ;

- лётная подготовка на самолёте первоначального обучения; лётная проверка на выпускном самолёте.

ДатаФИО3 принят на работу в АО «ФИО4 «Ангара» на должность второго пилота ВС Ан-148, работает по настоящее время.

Дата ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» вышло с представлением перед Восточно-сибирским региональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о выдаче ФИО3 свидетельства коммерческого пилота, к которому были приложены копии документов, подтверждающих прохождение кандидатом подготовки, в том числе диплом Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» А-ПП , с приложением, в котором отражена стажировка на ВС Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «ФИО4 «ЧелАвиа», а также копия протокола проверки знаний кандидата и копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства.

Дата Восточно-сибирское региональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта выдало ФИО3 свидетельство коммерческого пилота на самолет Р2006Т в качестве второго пилота.

Таким образом, проверив представленные документы кандидата ФИО3 на получение свидетельства Восточно-сибирское региональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта признало их соответствующим требованиям Правил и признало ФИО3 соответствующим им.

В период с Дата по ДатаФИО3 обучался в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «С7 Тренинг» по программе «Курс подготовки для выпускников учебных заведений гражданской авиации и кандидатов для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов (ВС) ГА, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации ВС аналогичного типа», о чем выдано удостоверение . Также в указанной организации ФИО3 с Дата по Дата прошел обучение по программе «Курс переподготовки членов лётных экипажей на ВС Ан-148», о чем выданы удостоверение и сертификат за регистрационным номером М15Р036-01.

ДатаФИО3 обратился в Восточно-сибирское региональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта с заявлением о внесении в свидетельство коммерческого пилота квалификационной отметки о допуске на ВС АН-148 в качестве второго пилота, с приложение всех необходимых документов.

Дата Восточно-сибирское региональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта взамен свидетельства от Дата выдало ФИО3 новое свидетельство коммерческого пилота на самолеты Ан-146 и Р2006Т в качестве второго пилота.

Территориальное управление Росавиации, выдав Дата новое свидетельство коммерческого пилота , повторно подтвердило, что ФИО3 и представленные на него документы, подтверждающие образование и профессиональную подготовку, соответствуют требованиям Федеральных авиационных правил.

За период работы в АО «ФИО4 «Ангара» ФИО3 имеет общий налет 1532 часа. Замечаний по работе не имеет. Все необходимые допуски для осуществления профессиональной деятельности в наличии. Дата он прошел квалификационное тестирование уровня владения английского языка и подтвердил 4 уровень по шкале ИКАО.

В Авиационном учебном центре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт- Петербургский государственный университет гражданской авиации» ФИО3:

- с 25 по Дата прошел обучение по программе поддержания квалификации членов летного экипажа воздушного судна Ан-148 (удостоверение за регистрационным );

- Дата прошел обучение по программе поддержания квалификации членов летного экипажа воздушного судна Ан-148 (удостоверение за регистрационным );

- Дата прошел обучение по программе повышение квалификации двухчленных летных экипажей по предмету «Управление ресурсами экипажа воздушного судна (CRM)» (удостоверение за регистрационным );

- с Дата по Дата прошел обучение по программе поддержания квалификации членов летного экипажа воздушного судна Ан-148 (удостоверение за регистрационным );

- Дата прошел обучение по программе поддержания квалификации членов летного экипажа воздушного судна Ан-148 (удостоверение за регистрационным .

В период с Дата по ДатаФИО3 прошел повышение квалификации в авиационном учебном центре Иркутского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» по курсу «Аварийно-спасательная подготовка ВС Ан-148 и его модификации», о чем выдано удостоверение 382405889520.

ФИО3 прошел обучение (профессиональную подготовку) в строгом соответствии с установленными правилами и по программам, утвержденным Росавиацией, доказательства, свидетельствующие о неполноте или неправильном оформлении представленных в территориальное управление Росавиации документов для получения свидетельства коммерческого пилота либо фактические данные, свидетельствующие о несоответствии ФИО3 конкретным требованиям федеральных авиационных правил, отсутствуют.

Кроме того, Правилами не предусмотрен порядок аннулирования ранее выданных свидетельств - не определены ни основания, ни порядок, ни полномочный орган.

Считает, что у административного ответчика отсутствует право на аннулирование свидетельств специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Указанное право не представлено административному ответчику действующим законодательством РФ.

Считает ссылку административного ответчика на п. 8 Постановления Правительства РФ от Дата необоснованной, т.к. в нем ни о каких ранее выданных свидетельств указаний нет. Кроме того Постановление Правительства РФ от Дата вступило в силу в марте 2014 г., после того как административный истец получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Обучение авиационного персонала производилось исключительно организациями, имеющими сертификат АУЦ.

Просит суд признать незаконным и отменить Приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного ФИО3, дата рождения Дата.

В судебном заседании административный истец ФИО7, представитель административного истца ФИО8, действующий на основании ордера от Дата, административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) в судебное заседание не явился, надлежащим образом судом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представил письменные возражения, в которых административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представители заинтересованных лиц ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», ПАО «ФИО4 «Ангара» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представили отзывы на административное исковое заявление, в которых отразили правовую позицию по делу.

Представители заинтересованных лиц ООО «ФИО4 «ЧелАвиа», ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Министерства образования и науки Адрес в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд, рассматривает дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков, заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав доводы административного истца, представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от Дата), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (п.п. 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил (п. 3 ст. 8 ВК РФ).

В силу ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в п. 10 ст. 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч. 2 ст. 54 ВК РФ).

Приказом Федеральной авиационной службы России от Дата утверждены и введены в действие с Дата Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (далее – ФАП-23), (которые действовали до Дата, то есть на момент обучения административного истца) устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Сертификация авиационного учебного центра (АУЦ) - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих ФАП.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил (п. 2 разд. 1 ФАП-23).

Пункт 3 статьи 8 ВК РФ и п. 5.11 разд. 3 ФАП-23 содержат прямой запрет осуществлять обучение специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-23 сертификата АУЦ.

Таким образом, осуществлять обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации (пилотов) вправе только та образовательная организация, которая имеет сертификат АУЦ и проводит обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией (п. 4 ст. 54 ВК РФ) и внесенным в сертификат АУЦ.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО3 работает в АО «ФИО4 «Ангара» с Дата до настоящего времени, что подтверждается справкой, выданной АО «ФИО4 «Ангара» Дата.

ФИО3 имеет высшее образование по специальности «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)», присвоена квалификация «инженер по организации управления на транспорте», на основании решения Государственной аттестационной комиссии от Дата, что подтверждается дипломом ВСГ , выданным Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет».

ФИО3 в период с Дата по Дата обучался в ФГУП «ВС УТЦ» по программе – подготовка бортпроводников для выполнения и обеспечения полетов на внутренних и международных авиалиниях на ВС Ту-154, Ил-86, что подтверждается свидетельством , выданным ФГУП «ВС УТЦ».

В период с Дата по ДатаФИО3 обучался в ФГУП «ВС УТЦ» по программе – подготовка бортоператоров ВС Ан-12, что подтверждается свидетельством , выданным ФГУП «ВС УТЦ».

В период с Дата по ДатаФИО3 обучался в ФГУП «ВС УТЦ» по программе – ежегодная теоретическая подготовка ВС Ан-12, что подтверждается свидетельством , выданным ФГУП «ВС УТЦ».

ФИО3 в период с Дата по Дата прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации», в объеме 1060 академических часов. Решением аттестационной комиссии от ДатаФИО3 получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке с регистрационным номером 80-102-58, выданным Федеральный государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национального исследовательский университет).

Также ФИО3 в период с Дата по Дата прошел стажировку на ВС Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «ФИО4 «ЧелАвиа», что подтверждается приложением к диплому А-ПП .

Согласно договора от Дата, заключенного между ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» и ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)», ООО «ФИО4 ЧелАвиа» принимает на себя обязательства по организации и проведению учебной и производственных практик на воздушных судах типов Р-2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

Как следует из удостоверения , выданного директором ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» Дата, ФИО3Дата поступил в авиационный учебный центр ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» и Дата окончил полный курс Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации».

Согласно справке о налёте, выданной ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», общий налет ФИО3 на воздушных судах составляет 150 часов 12 минут с учетом 10 часов 00 минут разрешенного в зачет программы на тренажере.

На основании представления на выдачу свидетельства ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» ДатаФИО3 выдано Федеральным агентством воздушного транспорта свидетельство коммерческого пилота III .

В период с Дата по ДатаФИО3 обучался в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «С7 Тренинг» по программе «Курс подготовки для выпускников учебных заведений гражданской авиации и кандидатов для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов (ВС) ГА, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации ВС аналогичного типа», о чем выдано удостоверение . Также в указанной организации ФИО3 с Дата по Дата прошел обучение по программе «Курс переподготовки членов летных экипажей на ВС Ан-148», о чем выданы удостоверения и сертификат за регистрационным номером М15Р036-01.

Дата Восточно-Сибирское региональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта взамен свидетельства от Дата выдало ФИО3 новое свидетельство коммерческого пилота на самолеты Ан-148 и Р2006Т в качестве второго пилота.

Дата в Росавиацию поступило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором сообщалось, что в ходе проведенной проверки установлено, что вскрыты факты обучения ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» 64 студентов, в том числе административного истца, по программе подготовки пилотов коммерческой авиации без сертификата авиационного учебного центра, выданного Росавиацией.

Дата руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства Транспорта Российской Федерации (Росавиация) ФИО9 издан приказ -П, согласно которому на основании п.п.5.4.2 и 9.9 Положения Федеральным агентством воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства РФ от Дата, п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицами из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано свидетельство коммерческого пилота III от Дата, выданное ФИО3

Согласно ответу Министерства образования и науки Адрес от Дата, лицензия на образовательную деятельность Министерством образования и науки Адрес не выдавалась. Вместе с тем, бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от Дата была выдана НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» на право реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки). В настоящее время НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» имеет наименование ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации».

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со ст.54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3).

Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подаётся представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Распоряжением Правительства РФ от Дата-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (институт), Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", Адрес, ФГОУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Е.П.Ф.», ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации», ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя ФИО2 Г.А. летное училище гражданской авиации».

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от Дата, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).

В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.

Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.

До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса РФ, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия приказа Министерства Транспорта РФ от Дата, Приказом Министерства гражданской авиации СССР от Дата утверждены «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА )» (документ введен в действие с Дата, утратил силу Дата).

Главой III ФАП -23 установлено, что все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП (пункт 1.2).

К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия настоящим ФАП; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ.

В силу Федерального закона от Дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом Дата Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными установлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных травил (пункт 3). Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе таких сведений и документа. Достоверность данных в заявлении на выдачу свидетельства и прилагаемых к нему документах, предусмотренных пунктом 9 Правил, обеспечивается лицом, заверяющим представленные документы (пункт 8).

В силу пунктов 5, 7, 8 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от Дата, запрещается осуществлять обучение специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром, не имеющим сертификата АУЦ, в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.

Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации. При этом документ о наличии соответствующей профессиональной подготовки (переподготовки) должен быть выдан не любым учебным заведением, а образовательной организацией соответствующей установленным авиационным правилам требованиям, а именно, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности и соответствующий сертификат.

Как установлено судом, Дата для получения ФИО3 свидетельства авиационного персонала в государственный орган была представлена копия диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» о профессиональной переподготовке о прохождении истцом в период с Дата по Дата профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» в объеме 1060 академических часов (серия А-ПП , регистрационный ). Кроме диплома о профессиональной переподготовке в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)», ФИО3 представлено приложение к диплому А-ПП о прохождении стажировки на ВС Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» в период с Дата по Дата.

Вместе с тем, согласно письма от Дата Министерства образования Адрес лицензия на осуществление образовательной деятельности ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» не выдавалась. Следовательно, ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» на период прохождения ФИО3 профессиональной подготовки не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и не могло осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу в форме стажировки.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 ВК РФ и ФАП-23, не проходило. Следовательно, отсутствует предусмотренное законодательством подтверждение способности ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» осуществлять надлежащую профессиональную подготовку авиационного персонала по утверждённым уполномоченным органам программам. При этом, наличие у ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов).

Таким образом, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» не могло и не должно было осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. Тот факт, что согласно приложению к указанному диплому административный истец во время обучения в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» прошел стажировку в АУЦ ООО «ФИО4 «ЧелАвиа» на воздушных судах Р2002, Р2006, не подменяет собой обязанность лица пройти полный цикл обучения в сертифицированном авиационном учебном центре (пункт 3.2.3 раздела I ФАП-23).

Следовательно, в представленных для получения ФИО3 свидетельства авиационного персонала документах, а именно в копии диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» (серии А-ПП , регистрационный ) содержатся недостоверные сведения, под которыми понимается в данном случае отсутствие у образовательных учреждений полномочий на выдачу административному истцу документов об обучении авиационного персонала.

При этом, суд учитывает, что справка о налете от Дата и представление на выдачу свидетельства от Дата подписаны директором ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа».

В соответствии с п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.

В приложении к диплому указано, что ФИО3 прошел стажировку в ООО «ФИО4 «ЧелАвиа», а представление на выдачу свидетельства подписано директором ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа».

Из удостоверения , выданного ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа» Дата следует, что ФИО3 в период с Дата по Дата прошел полный курс ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа» по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации».

Вместе с тем, документов, свидетельствующих о том, что реализуемая ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа» образовательная программа «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации», утверждена Росавиацией и внесена в сертификат АУЦ, выданной данной организации, материалы дела не содержат, что не позволяет суду прийти к выводу о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям ФАП-23.

Кроме того, на основании п. 1 ст. 52 ВК РФ и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от Дата «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» пилоты включены в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации.

Пунктом 2 ФАП-23 предусмотрено, что авиационный учебный центр - это образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала (то есть уже имеющих свидетельство авиационного персонала) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФАП-23. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки, имеющий целью освоение новых типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие первоначальное обучение ФИО3 как специалиста авиационного персонала гражданской авиации, в частности, как пилота гражданской авиации. ФИО3 имеет высшее образование по специальности «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)», квалификация «инженер по организации управления на транспорте», при этом ГОУВПО «Иркутский государственный технический университет» обучение авиационного персонала гражданской авиации не осуществляет, сведения о том, что ФИО3 прошел обучение по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в одном из образовательных учреждений гражданской авиации Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от Дата№ аю-241-р, материалы дела не содержат.

Таким образом, у административного истца отсутствовала соответствующая специальная подготовка, необходимая для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, путем прохождения профессиональной переподготовки в рамках дополнительного образования.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказан факт представления ФИО3 недостоверных сведений для выдачи свидетельств авиационного персонала.

В связи с чем, суд полагает, что административные исковые требования ФИО3 о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного ФИО3, Дата года рождения не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) вынесен Дата. Административное исковое заявление подано в суд Дата, таким образом, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ процессуальный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта РФ о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного ФИО3, Дата года рождения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда 03.07.2019.

Судья: О.А. Матвиенко