Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2018 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-933/2018 по административному исковому заявлению Прокурора Усть-Удинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения № 2697-агр от 29.12.2015 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Удинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения № 2697-агр от 29.12.2015 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Прокуратурой Иркутской области проведена проверка исполнения лесного законодательства в отношении Министерства лесного комплекса Иркутской области. Установлено, что 30.09.2015г. между Агентством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и ООО «Компания «Госстрой» (арендатором) заключен договор аренды № 91-242/15 лесного участка, расположенного в Иркутской области, районное муниципальное образование «Усть-Удинский район», Усть-Удинское лесничество, Подволоченское участковое лесничество: Аносовская дача кварталы №№ 2чт5ч, 33ч, 127, 130ч, 158ч, 159, 190-192, 220, 248ч, 249ч, 277ч, 307, 308; Муйская дача кварталы №№ 1-7, 8ч, 9-22, 23ч-25ч, 26-34, 44, 45ч-51ч, 52, 69-75, 92-96, 115-118, 138, 139, 141-143, 150-156, 157ч-160ч, 173, 174, 175ч- 178ч, 179-182, 197ч-199ч, 200-206, 239ч; Ново-Удинская дача кварталы №№ 25, 26, 31, 37-44, 50-58, 59ч, 60, 61ч, 62, 63, 67-79, 84-93, 108, 110, 137-139; Технический участок № 1 (совхоз им. 50 лет СССР) кварталы 3, 4, 6-11, 13, 14, 16-19, 23ч, 72-74, 77-82, 86, 90; Технический участок № 2 (колхоз «Восход») кварталы 36, 37, 39, 41, 42, 45-48, 50, 51, 54-57, 74-79; Технический участок № 3 (колхоз им. Ленина) кварталы №№ 33-37, 71, 72, эксплуатационные леса, общей площадью 133858 Га, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки древесины 369,9 тыс. куб.метров, в том числе по хвойному хозяйству 187,7 куб.метров. 29.12.2015г. экспертной комиссией государственной экспертизы в составе, утвержденном распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от 09.11.2015 г. № 2010-агр, проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» в целях заготовки древесины на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области, по результатам которой, комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии. Распоряжением руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области № 2697-агр от 29.12.2015г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «Компания «Госстрой». По результатам проведенной проверки установлено, что указанное распоряжение агентства лесного хозяйства Иркутской области противоречит ч.5 ст. 12 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ и принятым во исполнение указанного федерального закона Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» - пунктам 6, 9, 10, и Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» - пунктам 3, 8, 10. В нарушение п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 (в настоящее время – п. 3 Приказа Минприроды РФ от 29.09.2016г. № 496), не достигнута цель экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» не соответствует принципам сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Так в нарушение п. 10 указанного Приказа, положительное заключение экспертной комиссии оформлено при отсутствии обязательных, предусмотренных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012г. № 69, мероприятий по сохранению животного мира и водных объектов, тематической лесной карты, отображающей их пространственное размещение, сведений о наличии на территории лесных участков лесов, расположенных в водоохранной зоне, сведений о местонахождении требуемой пожарной и техники, оборудования, инвентаря. Таким образом, в нарушение п.п. 10, 11 Приказа Федерального агентства хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 (в настоящее время - п.п. 10, 11 Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496), временно замещающим должность руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области вынесено распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» в целях заготовки древесины на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области, так как указанный проект не соответствует законодательству Российской Федерации, принципам биологического разнообразия. Это в соответствии с п. 11 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы. Проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанным договором аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству (ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52- ФЗ «О животном мире»). Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объёмы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта). В нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, в разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду в соответствии с договором № 91-242/15 от 30.09.2015г., не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проекте освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» указанные тематические лесные карты отсутствуют. В подразделах 5.3, 5.4 (проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира) указаны запреты и ограничения, установленные действующими нормативно-правовыми актами в сфере законодательства об охране объектов животного мира и лесного законодательства. В ведомости лесотаксационных выделов указано на необходимость соблюдения норм и требований действующего природоохранного законодательства на территории всего арендуемого ООО «Компания «Госстрой)) лесного участка. В иных разделах проекта освоения лесов конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение, отсутствуют. Иные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010г. № 485. В соответствии с п. 6 приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 в разделе «Сведения о лесном участке» проекта освоения лесов приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса приложение № 3). При том категории лесов должны быть отображены на тематической лесной карте. Однако проверка показала, что в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-242/15 от 30.09.2015г. (приложение № 3: Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отсутствуют сведения о наличии на территории лесных участков защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ООО «Компания «Госстрой» лесных участков водных объектов. Наличие водных объектов на территории участка подтверждается сведениями, отраженными в подразделе 5.1 проекта освоения лесов. Это свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено. Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161. На основании п. 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов лесопользователя должен включать раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», который должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии действующими нормативами (приложение № 14), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря. Вместе с тем, в проекте освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» отсутствует тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря. На карте № 3 (Характеристика территории лесного участка, предоставленного в аренду ООО «Компания «Госстрой» на территории Усть-Удинского лесничества РМО «Усть-Удинский район» Иркутской области по классам пожарной опасности. Территориальное размещение видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству, мест размещения техники, оборудования, инвентаря) отображено расположение кварталов по классам природной пожарной опасности, размещение объектов противопожарного назначения. Места размещения техники, оборудования, инвентаря в проекте освоения лесов не отражены. Приказом руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 г. № 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Пунктом 9 приказа предусмотрено, что экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным. В силу п. 10 указанного Приказа положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Таким образом, ввиду несоответствия предусмотренных указанным проектом освоения лесов мероприятий но использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, законодательству Российской Федерации, оснований для дачи положительного заключения по результатам проведения государственной экспертизы проекта, не имелось, что указывает на допущенные при проведении экспертизы со стороны экспертной комиссии нарушения закона и незаконность вынесенного временно вмещающим должность руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области распоряжения. Указанным незаконным распоряжением нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. Таким образом, отсутствие в проекте освоения лесов, являющемся основным документом в соответствии с которым осуществляется использование лесов, мероприятий, связанных с охраной животного мира, водных объектов, сведений о лесах, расположенных в водоохранной зоне, о местонахождении требуемой пожарной техники, оборудования, инвентаря, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и лесные ресурсы. Не отражение в проекте освоения лесов, являющимся основным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, мест размещения пожарной техники, оборудования, инвентаря на лесном участке, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска по доверенности Прокурора Усть-Удинского района Кирчанова Е.А. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО1 заявленные требования полагал законными и обоснованными по основаниям и доводам, указанным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ООО «Компания «Госстрой» ФИО2, в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч.1 ст. 42 и 58).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69.
В соответствии п.4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
30.09.2015г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем) и ООО «Компания «Госстрой» (арендатором) заключен договор аренды № 91-242/15 лесного участка, расположенного в Иркутской области, районное муниципальное образование «Усть-Удинский район», Усть-Удинское лесничество, Подволоченское участковое лесничество: Аносовская дача кварталы №№ 2чт5ч, 33ч, 127, 130ч, 158ч, 159, 190-192, 220, 248ч, 249ч, 277ч, 307, 308; Муйская дача кварталы №№ 1-7, 8ч, 9-22, 23ч-25ч, 26-34, 44, 45ч-51ч, 52, 69-75, 92-96, 115-118, 138, 139, 141-143, 150-156, 157ч-160ч, 173, 174, 175ч- 178ч, 179-182, 197ч-199ч, 200-206, 239ч; Ново-Удинская дача кварталы №№ 25, 26, 31, 37-44, 50-58, 59ч, 60, 61ч, 62, 63, 67-79, 84-93, 108, 110, 137-139; Технический участок № 1 (совхоз им. 50 лет СССР) кварталы 3, 4, 6-11, 13, 14, 16-19, 23ч, 72-74, 77-82, 86, 90; Технический участок № 2 (колхоз «Восход») кварталы 36, 37, 39, 41, 42, 45-48, 50, 51, 54-57, 74-79; Технический участок № 3 (колхоз им. Ленина) кварталы №№ 33-37, 71, 72, эксплуатационные леса, общей площадью 133858 Га, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки древесины 369,9 тыс. куб.метров, в том числе по хвойному хозяйству 187,7 куб.метров. Срок действия договора установлен на 49 лет.
Экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «СибирьЛесТорг» для заготовки древесины на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области по договору аренды лесного участка от 30.09.2015г. № 91-242/15, по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии.
Распоряжением руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 2697-агр от 29.12.2015г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является ООО «Компания «Госстрой».
По результатам проведенной прокурором проверки установлено, что указанное распоряжение противоречит ч. 5 ст. 12 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ и принятым во исполнение указанного федерального закона Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» - пунктам 6, 9, 10 и Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», а на момент проведения проверки пунктам 3, 8, 10 Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496.
Как следует из акта о результатах проверки от 06.02.2018г., проведенной прокуратурой Иркутской области, в нарушение п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 (в настоящее время – п. 3 Приказа Минприроды РФ от 29.09.2016г. № 496), не достигнута цель экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» не соответствует принципам сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Так в нарушение п. 10 указанного Приказа, положительное заключение экспертной комиссии оформлено при отсутствии обязательных, предусмотренных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012г. № 69, мероприятий по сохранению животного мира и водных объектов, тематической лесной карты, отображающей их пространственное размещение, сведений о наличии на территории лесных участков лесов, расположенных в водоохранной зоне, сведений о местонахождении требуемой пожарной и техники, оборудования, инвентаря. Таким образом, в нарушение п.п. 10, 11 Приказа Федерального агентства хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 (в настоящее время - п.п. 10, 11 Приказа Минприроды РФ от 26.09.2016г. № 496), руководителем агентства лесного хозяйства Иркутской области вынесено распоряжение № 2697-агр от 29.12.2015г. об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» в целях заготовки древесины на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области, так как указанный проект не соответствует законодательству Российской Федерации, принципам биологического разнообразия. Это в соответствии с п. 11 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.
Проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанным договором аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству (ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52- ФЗ «О животном мире»).
Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объёмы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Проект освоения лесов содержит раздел 5 - Мероприятий по охране объектов животного мира, водных объектов.
В подразделах 5.3, 5.4 (проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира) указаны запреты и ограничения, установленные действующими нормативно-правовыми актами в сфере законодательства об охране объектов животного мира и лесного законодательства. В ведомости лесотаксационных выделов указано на необходимость соблюдения норм и требований действующего природоохранного законодательства на территории всего арендуемого ООО «Компания «Госстрой)) лесного участка.
На листе 146 Проекта указано, что настоящим проектом предусмотрены следующие мероприятия, способствующие сохранению и наиболее быстрому восстановлению животного и растительного мира арендуемого лесного участка: проведение мероприятий по лесовосстановлению и уходу за молодниками, обеспечение чистоты воды в ближайших водотоках, запрет на ввоз и содержание собак на участках работ, предупреждение случаев любого браконьерства, запрет нерегламентированной добычи животных, исключение вероятности возгорания лесных участков, сведение до минимума нарушение местообитания крупных животных, в том числе редких и охраняемых видов.
Вместе с тем, Проект не содержит перечни конкретных мероприятий (и их объемов по охране объектов животного мира (что именно планируется сделать и в каком объеме), не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов.
В проекте освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» указанные тематические лесные карты отсутствуют.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010г. № 485. В соответствии с п.6 приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 в разделе «Сведения о лесном участке» проекта освоения лесов приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса приложение № 3). При том категории лесов должны быть отображены на тематической лесной карте.
Вместе с тем, в проекте освоения лесов, (приложение № 3: Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отсутствуют сведения о наличии на территории лесных участков защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ООО «Компания «Госстрой» лесных участков водных объектов.
Наличие водных объектов на территории участка подтверждается сведениями, отраженными в подразделе 5.1 проекта освоения лесов, что свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено.
Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161.
На основании и.9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69; «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов лесопользователя должен включать раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», который должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии действующими нормативами (приложение № 14), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
Вместе с тем, в проекте освоения лесов ООО «Компания «Госстрой» отсутствует тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
На карте № 3 (Характеристика территории лесного участка, предоставленного в аренду ООО «Компания «Госстрой» на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области по классам пожарной опасности. Территориальное размещение видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству, мест размещения техники, оборудования, инвентаря) отображено расположение кварталов по классам природной пожарной опасности, в условных обозначениях указаны проектируемые объекты противопожарного назначения (аншлаги, места отдыха и курения, минеральные полосы, передвижной специально-оборудованный вагончик-домик на передвижных полевых база). Места размещения техники, оборудования, инвентаря в проекте освоения лесов не отражены.
В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 года № 545, действовавшего на момент принятия оспариваемого распоряжения, положительное заключение государственной экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 11 Порядка в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации оформляется отрицательное заключение Экспертизы.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. (п. 9 Порядка).
Аналогичные нормы права предусмотрены в п.10 Приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», действующем на момент рассмотрения дела судом.
При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.
Таким образом, оспариваемое распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Компания «Госстрой» в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Усть-Удинского лесничества районного муниципального образования «Усть-Удинский район» Иркутской области не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 2697-агр от 29.12.2015г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор ООО «Компания «Госстрой»)».
Не отражение в проекте освоения лесов, являющимся основным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, мест размещения пожарной техники, оборудования, инвентаря на лесном участке, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и лесные ресурсы.
Отсутствие в проекте освоения лесов, являющемся основным документом в соответствии с которым осуществляется использование лесов, мероприятий, связанных с охраной животного мира, водных объектов, сведений о лесах, расположенных в водоохранной зоне, о местонахождении требуемой пожарной техники, оборудования, инвентаря, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды приведет к нарушению прав Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы представителя заинтересованного лица о несоблюдении прокурором порядка привлечения Министерства к административной ответственности, недопустимости доказательства - решения о проведении проверки, неполноте проведенной прокурором проверки, а именно: неполучении в компетентных органах регламента лесничества, сведений об имеющихся нарушениях, объяснений компетентных органов не влечет законность оспариваемого распоряжения.
Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, прокурору стало известно из акта проверки от 06.02.2018г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 09.02.2018г., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает, прокурором не пропущен.
Довод заинтересованного лица о пропуске прокурором срока обращения в суд в связи с наличием письма Министерства от 18.01.2018 г. об устранении норм закона, указанных прокурором в представлении от 17.01.2018 г. не опровергает выводы суда о соблюдении прокурором трехмесячного срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора Усть-Удинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 2697-агр от 29.12.2015г. «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор ООО «Компания «Госстрой»)».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 07.03.2018г. Н.Н. Исакова